Найти тему
Pop Heaven

Симфония автотюна и реверба: обзор альбома Lisel

Я решил серьёзнее заняться блогом (хоть его почти и не читает никто, и дзен не даёт показов), и вернуть мою серьёзную рубрику по средам. Обычно в середине недели я слушаю и рекомендую эмбиент, классику или ню-джаз – что-нибудь непопсовое и иногда даже медитативное. Сегодняшний альбом вряд ли можно будет использовать для расслабления, но у него такое интересное звучание, что я не мог пройти мимо.

Итак, сегодня речь пойдёт о третьем студийном альбоме американской артистки Lisel Patterns For Auto-Tune Voices and Delay. Девушка изучала классическую музыку, играет на виолончели и поёт, и, хотя её пластинка напоминает классику, всё же не обошлось здесь без использования новых технологий. Главным инструментом на альбоме стал голос, но есть один нюанс: это скорее синты, которые артистка создала, чтобы потом составлять из них причудливые полифонии. То есть почти нигде на альбоме вы не услышите фраз на каком-либо человеческом языке: на голосах здесь играют, как на пианино.

Мне это напоминает то ли последний альбом Бьорк (были там у неё такие фишки на паре треков), то ли стандартный для большинства синтезаторов звук Choir (хор), на котором можно изобразить пение церковного хора. Звучит обычно не особо реалистично, и на этом альбоме та же проблема. Интересная концепция, но иногда треки звучат раздражающе искусственными: бывает же непонятное чувство тревоги от странных картинок, созданных нейросетями, так и тут мне иногда было неприятно слышать вроде бы органический звук, перегнанный в синт (местами потому что звук был слишком уж высоким и пронзительным и бил по ушам, но тут, наверно, проблема в моей колонке).

В общем, хоть такая идея может показаться сомнительной (даже после прослушивания альбома), нельзя не отметить проработанные мелодии. One at a Time одна из немногих песен на альбоме, где есть хоть какие-то слова. Это всего одна строчка, которая повторяется и множится, пока не приходит время двинуться к следующим темам. Wingspan ещё удачнее играет со слоями, подкладывая под фальцет (неудачно обработанный автотюном, но всё ещё напоминающий классическую вокальную музыку) поддержку на пару октав ниже. Чтобы трек не стал совсем уж воздушным, его заземляют аккуратные синты, клики и какой-то стрекот. Immature также использует вспомогательные звуки, и к концу этот трек становится очень похож на более привычный инди-поп: повторяющаяся мелодия + уверенный ритм (что-то из этнической музыки).

Blades of Grass одна из самых красивых песен на альбоме: получилась изящной и величественной одновременно. Похожа на саундтрек к какому-нибудь эльфийскому фэнтези. Мелодии собраны из фрагментов распевов, и сначала эти голоса поддерживает сахаристые синты, а к концу добавляется немного «мясца», когда вступает бас, и тут песня приобретает уже более серьёзный настрой. И если этот трек был из фэнтези, то Polyphony for Voices можно было бы запихать в фильм ужасов. Голоса постепенно становятся всё громче и объёмнее, пока не сливаются в давящую стену звука.

На At the Fair за воздушными голосами пробиваются мотивы готического фолка. Действительно ощущаешь себя на старой ярмарке, где обязательно нужно кого-нибудь покалечить на радость публики.

Rising Mist показалась мне самыми медитативными на альбоме. Неторопливые, не очень насыщенные треки с плавными мелодиями и без пугающих резких скачков или отвлекающих дополнительных сэмплов. Завершает альбом ещё более успокаивающая, но будто ободряющая Whirlpool, где за тягучей мелодией артистка экспериментирует с тихими шипящими и глухими звуками.

Послушать альбом целиком на спотифай

Как обычно, я планировал написать лишь короткую заметку, но в итоге получилась вполне полноценная статья. А всё потому, что с первого взгляда альбом интересен лишь концепцией и необычным звучанием, которое может многих оттолкнуть. Но стоит привыкнуть к звучанию обработанного голоса, и перед слушателем начинают открываться мелодии и очень разные образы. Ставлю 4/5.

-2

______________________

Читайте также на моём канале:

______________________

Ещё больше статей о музыке и не только на моём персональном сайте или телеграм-канале. Поддержите меня напрямую!