Съедобные растения на Чукотке

11K прочитали

Когда первый раз приедете на Чукотку, вы с удивлением обнаружите, что самой распространённой кухней является то, что я называю "советский общепит" и это вовсе не так плохо, как может показаться из моего определения. Котлеты, тефтели, биточки, на гарнир пюре или гречка - все то, к чему мои ровесники и те кто постарше привыкли с детства, но уже успели основательно подзабыть. В девяноста случаях из ста именно такое питание ждет туристов на берегах Берингова и Чукотского моря, но речь дальше пойдет о другом.

Когда первый раз приедете на Чукотку, вы с удивлением обнаружите, что самой распространённой кухней является то, что я называю "советский общепит" и это вовсе не так плохо, как может показаться из...

На первый, даже на второй и в особо тяжелых случаях на третий взгляд может показаться, что на Чукотке нечего есть - это не правда. Конечно, здесь не лучшее место для вегетарианцев, но чукчи и эскимосы за тысячелетия адаптации научились разнообразить свое довольно плотоядное меню с помощью морских и наземных растений, с них и начну.

Когда первый раз приедете на Чукотку, вы с удивлением обнаружите, что самой распространённой кухней является то, что я называю "советский общепит" и это вовсе не так плохо, как может показаться из...-2

Морская капуста, летом ее легко найти на пустынных пляжах вдоль всего побережья, особенно после сильных штормов. Есть ее можно так, сырой прямо с берега. Для того, что бы капусты хватило на долго местные жители собирают ее, сушат или морозят. Зимой ее добавляют к мясному бульону и в салаты. В условиях северного дефициты витаминов - морская капуста идеальное дополнение к столу ведь в ней содержится: витамины А, В1, В2, В12, D, Е, а также кальций, магний, железо, фосфор и натрий, полисахариды и фруктоза, пищевые волокна и аминокислоты, а еще йод, много йода.

Когда первый раз приедете на Чукотку, вы с удивлением обнаружите, что самой распространённой кухней является то, что я называю "советский общепит" и это вовсе не так плохо, как может показаться из...-3

Мертензия морская - это растение не так широко известно, как морская капуста, но в чукотском рационе оно занимает достойное место. Его жирную сочную листву собирают на песчаном морском берегу, у самой линии прибоя. Мертензия морская растет стелящимися пучками зелени с синеватым отливом. На вкус она чуть соленая с йодистым привкусом, немного напоминает устрицы, поэтому ее второе название устричный лист. На Чукотке ее заготавливают на зиму отваривая в топлёном жире. Хранят под гнётом в холодном месте. Заготовленную мертензию используют в качестве приправы к мясу. Сырые листья и цветки употребляют в салаты, супы и бульоны, а сушёные листья заваривают с чаем для аромата.

Когда первый раз приедете на Чукотку, вы с удивлением обнаружите, что самой распространённой кухней является то, что я называю "советский общепит" и это вовсе не так плохо, как может показаться из...-4

Большинство грибов и ягод Чукотки хорошо знакомы жителям западной части России, это черника, брусника, морошка, чуть менее известна шикша и княженика. Из грибов в тундре я собирал в основном белые и подберёзовики. С последними вышла забавная история. Дело в том, что часто подберезовики вырастают выше карликовой березы, что стелется по земле, поэтому для себя я стал называть их надберезовкиами. Вообще по моим ощущениям собирать грибы в тундре гораздо веселее, чем в лесу, так как видно их сильно из далека и процесс идет намного быстрее.

Когда первый раз приедете на Чукотку, вы с удивлением обнаружите, что самой распространённой кухней является то, что я называю "советский общепит" и это вовсе не так плохо, как может показаться из...-5

Я буду очень благодарен если жители Чукотки дополнят в комментариях мой рассказ, что еще растет съедобного в тундре.