Задания 2-5 варианта "Море" можно найти в предыдущей публикации:
Сегодня текст, послетекстовые задания и темы сочинений.
Сочинение 9.3 хотелось связать с дружбой. Как создавать сборник по произведениям Крапивина и обойти эту тему стороной? Над текстом билась долго, потому что трудно найти небольшой фрагмент, который будет понятен и самодостаточен. В итоге остановилась на кульминационном моменте повести "Трое с площади Карронад", где Тим приковывает цепью друга к столбу, потому что понимает: Славка не сможет без Города, без моря и парусов и без него, Тима.
"Я не хочу уезжать! Не хочу! Не могу!!" — этот отчаянный тоскливый крик звенел в Славке, не переставая. Но это был молчаливый крик. Его не слышал никто, даже мама.
Славка сидел прямо и спокойно. Он отвечал на какие-то мамины вопросы. Он, кажется, даже улыбнулся какой-то маминой шутке — неловкой и жалобной.
А улицы убегали назад, убегал назад Город, убегал от Славки. А впереди не было ничего...
И от этого "ничего" Тимофей Сель (Тимсель, оранжевый парус) спасает друга. Мне пришлось очень постараться, чтобы сжать фрагмент до приемлемого объёма и не потерять главного. Надеюсь, у меня получилось.
Прочитайте текст и выполните задания 6-9
(1)— Мальчики, у вас три минуты. (2)Ради бога, не отходите от поезда!
(3)Славка яростно оглянулся и крикнул:
— Хоть на три минуты оставьте нас в покое!
(4)— Славка, не уезжай, — опять сказал Тим.
(5)— Тим, я не могу...
(6)— Упрись. (7)Убеги...
(8)— А мама? (9)Она как? (10)Она говорит, что не может без меня.
(11)Незаметно они отошли метра на три от вагона.
(12)Мама опять заволновалась:
— Славик, Тим... Поезд сейчас тронется.
(13)— Подожди, еще красный свет, — резко сказал Славка. (14)И спросил Тима: — Ты мне напишешь?
(15)— Славка, я не о том! (16)Ты скажи! (17)Если бы ты не смог уехать, ты жалел бы? (18)Она бы уехала, а ты не смог?
(19)— Как не смог?
(20)— Ну, заболел, ногу сломал! (21)В яму провалился, черт возьми! (22)Что угодно!
(32)— Тим, не все ли равно сейчас...
(24)— Нет! (25)Не все равно! (26)Славка, скажи!
(27)Он не знал. (28)Но Тим так отчаянно спрашивал об этом! (29)Это было для него так важно! (30)А секунды бежали.
(31)— Мальчики, уже зеленый свет!
(32)— Славка...
(33)— Да, я остался бы, — сказал Славка. (34)— Да, Тим!
(35)С отчаянной силой Тим рванул его за руку, подтащил к бетонному столбу с фонарем. (36)Толкнул так, что Славка ударился о столб затылком... (37)Взметнулась и коротко прошуршала в воздухе цепь. (38)Двумя стремительными витками опоясала Славку и столб. (39)Тим, яростно дыша, рывком стянул у цепи концы. (40)Щелкнул замком. (41)Славка машинально рванулся. (42)Цепь держала туго — не выскользнешь. (43)Даже не вздохнешь. (44)Славка понял. (45)Он сразу все понял! (46)Больше, чем Тим. (47)Тим думал, что цепь удержит только Славку, а она удержит и маму. (48)Не уедет она без Славки!
(49)…В машине мама каменно молчала. (50)Это не очень хорошо, но это не страшно. (51)Теперь все равно, потому что Город возвращается. (52)Он катит на Славку тысячи огней, темные тучи деревьев, цветные вспышки маяков.
(53)Тим оторвался от окна и тихо сказал:
— Елена Юрьевна, простите меня...
(54)— За что? — сухо спросила мама.
(55)— Ну, за то... что я сделал.
(56)Мама усмехнулась:
— Знаешь, это даже нечестно. (57)Просишь прощения, хотя вовсе не чувствуешь, что виноват... (58)Или чувствуешь?
(59)Тим сказал негромко и со вздохом:
— Нет... (60)Но все равно... (61)Вы на меня сердитесь.
(62)Мама взглянула на Тима, потом на спокойного Славку, опять на Тима и сказала как-то удивленно:
— Самое непонятное, что я не сержусь... (63)Вот в первые минуты, когда поезд ушёл, я действительно кипела. (64)Если бы мне было позволено, я бы тебя в тот момент с наслаждением выпорола.
(65)Тим, кажется, искренне удивился:
— Кто же вам не давал? (66)Я на что угодно готов был.
(67)Мама коротко засмеялась:
— А сейчас?
(68)— Что сейчас?
(69)— Тоже готов... на что угодно?
(70)Почти серьезно Тим сказал:
— На всё. (71)Только не увозите Славку. (72)Пожалуйста...
(73)У дома они выволокли из машины багаж. (74)Славка подошел к знакомой калитке с чешуйками пересохшей краски, потянул шнурок – в доме знакомо звякнул колокольчик.
(75)Баба Вера открыла калитку и, кажется, очень удивилась. (76)Растерянно стояла на пороге.
(77)— Мы не поехали, — сказала мама.—(78) Они не захотели.
(79)В Славкином закутке рядом с диванчиком поставили раскладушку.
(80)— Спать немедленно, — сказала мама и выключила свет.
(81)И сразу поплыла на Славку темнота с россыпью городских огней, шуршанием шин и фарами встречных автомобилей. (82)И опять мягко закачало Славку...
(83)— Славка, подожди, — попросил Тим. (84)Он протянул с раскладушки руку.
(85)И Славка понял это, на ощупь взял его руку — маленькую, горячую, твердую. (86)Они держали теперь ладонь в ладони. (87)Что еще нужно в жизни?
(88)— Тим, — сказал Славка, — ты — парус... (89)Помнишь, я говорил? (90)Ты — оранжевый парус. (91)Ты — спасатель... (92)Я думал, что уже все, а ты успел...
(93)На следующий день они купались на городском пляже. (94)Мама гонялась за Славкой и Тимом, и на плечах у нее горели солнечные зайчики.
(95)А когда наплавались и нанырялись, мама села в сторонке и снова сделалась слишком спокойной. (96)Непонятно как-то смотрела на Славку.
(97)— Мама, ты чего?
(98)— Ничего, Славик. (99)Я, кажется, тебе очень завидую.
(100)— Почему?
(101)— У меня никогда не было такого друга, как твой Тим... (102)Это же надо придумать: цепь...
(По В.Крапивину *)
*Владислав Крапивин — детский писатель, поэт, сценарист, журналист и педагог. Неформальный лидер детского движения на Урале, создавший в Свердловске детский разновозрастной отряд «Каравелла».
6. Анализ содержания текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Славка очень не хотел уезжать из города, но подчинился воле матери.
2) Тим не дал увезти Славку из города, приковав цепью к фонарному столбу.
3) Тим чувствовал свою вину перед Славкиной мамой и искренне просил у неё прощения.
4) Бабушка Вера не удивилась, когда Славка и мама вернулись домой.
5) У Славкиной мамы никогда не было такого друга, который ради неё был бы готов на самые смелые и решительные поступки.
Ответ: _____________________________
7. Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.
1) С отчаянной силой Тим рванул его за руку, подтащил к бетонному столбу с фонарем.
2) Он катит на Славку тысячи огней, темные тучи деревьев, цветные вспышки маяков.
3) Славка подошел к знакомой калитке с чешуйками пересохшей краски, потянул шнурок – в доме знакомо звякнул колокольчик.
4) И сразу поплыла на Славку темнота с россыпью городских огней, шуршанием шин и фарами встречных автомобилей.
5) Мама гонялась за Славкой и Тимом, и на плечах у нее горели солнечные зайчики.
Ответ: _____________________________
8. Лексический анализ.
Найдите в предложениях 56-64 слово, употреблённое в значении «проявлять какое-либо чувство с силой, бурно». Выпишите это слово.
Ответ: _____________________________
9.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания:
«Лексический повтор — стилистическая фигура, заключающаяся в намеренном повторении в обозримом участке текста одного и того же слова либо речевой конструкции. Лексические повторы различного вида широко используются для придания экспрессивности художественному тексту» (из Википедии).
9.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста:
«— Тим, — сказал Славка, — ты — парус... Помнишь, я говорил? Ты — оранжевый парус. Ты — спасатель... Я думал, что уже все, а ты успел...»
9.3. Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «На что готов настоящий друг?»
Этим вариантом заканчивается моя работа на сборником "Мачты и паруса"
Были моменты, когда не хотелось браться за новые варианты, а теперь немного грустно от того, что всё закончилось. Но уже есть свежие идеи и планы на будущее.
Всем добра, тепла и спокойствия.