Для начала поста в исламе нет одной даты, но порядок её установления чёток: смещается она, согласно лунному календарю, и каждый год происходит на 10 дней раньше.
В 2023 году священный для мусульман месяц Рамазан начинается 23 марта.
Когда я впервые приехала в Турцию пост пришёлся на жаркий август. Тогда, с некоторым удивлением, отметила, как немало турок не принимает пищу и даже не пьёт воду от рассвета до заката, с заметным пристрастием начинает жить не по обычному для остальных людей укладу, а будто в особом измерении, имя которому мусульманство... Потом ещё несколько лет прошли с летними, трудными в плане воздержания от питья постами на Рамазан. К настоящему времени начало Рамадана сместилось почти на полгода. Наверное, соблюдающим пост стало полегче: и жары весной нет, и световые дни покороче, ночи, когда верующим можно есть и пить, длиннее.
В мире 1,6 млрд. человек исповедуют ислам; официально, 99,8 % Турции мусульмане.
Конечно, не все эти люди не принимают пищу, воду, лекарства; оставляют вредные привычки, если они есть; больше молятся и ходят в мечеть в течение 30 дней, когда идёт этот особенный месяц.
В Турции больше, чем, допустим, среди мусульман на постсоветском пространстве, людей держат "оруч" (пост), но отношение здесь к посту гораздо либеральней, чем, например, в Иране или Саудовской Аравии.
Тем не менее, жизнь в Республике будто "подстраивается" под мусульманское летосчисление и образ мыслей с наступлением Рамазана.
Так и в этом году, на дворе март месяц, на светских, государственных турецких календарях тоже "Mart" (да, по-турецки, март он и есть "март", только названия месяцев пишутся в турецком всегда с заглавной буквы). Так вот, идёт март, а с телевизионных экранов, в быту, на турецких улицах тут и там слышится: "Грядёт месяц Рамазан, приближается пост."
В школах, даже в самых европеизированных частных учебных заведениях, стараются, например, не проводить в месяц, когда некоторые жители страны держат пост, утренников, дневных концертных, показательных программ и развлекательных мероприятий.
В этом году, кто знает, совпадение это или нет, но приём заявок в кандидаты на выборы в органы турецкой власти
(напомню, 2023 год- выборный год в ТР)
заканчивается в четверг(!) 23.03 - в день начала мусульманского поста!
За неделю-другую перед Рамазаном в турецких супермаркетах появляются "рамазан колиси" - продуктовые пакеты с необходимым для стола содержимым, предназначенные для того, чтобы люди меньше тратили времени и сил на самостоятельный сбор расхожих продуктов в тележку.
Многие турки заблаговременно стараются завершить дела, запастись продуктами, чтобы во время поста меньше думать о суетном, а посвящать мысли Всевышнему.
Мусульманский пост - это не только время воздержания в светлое время суток от потребления пищи, жидкостей и, конечно, дыма, это время приоритета души над животом, когда люди становятся, с одной стороны, менее деятельными, активными внешне, а с другой стороны, делаются добрее, терпимее, имеют время вести душевную и ментальную работу над собой.
В этом отношении, все посты похожи. А что характерно, в этом году периоды особого воздержания от лишней пищи, плохих дел и злых слов частично совпадают у христиан разных конфессий и у мусульман. Ведь католики, лютеране и нек. др. сейчас тоже держат пост до Пасхи 9 апреля. У православных же христиан в эти мартовские дни идёт Великий, самый строгий в году пост, который начался ещё 27 февраля и завершится празднованием Пасхи 16 апреля.
Мусульманский пост начнётся завтра 23 марта и завершится 21 апреля празднованием Рамазана.
20.04.23 - последний день без пищи и воды.
Пост в Турции у тех людей, которые его соблюдают, идёт обычно, примерно, так.
После первого утреннего намаза (в 4-5 ч утра), который проходит с первыми лучами солнца, жизнь будто затихает.
Существует мнение, что первые мусульмане, которые в основном были торговцами, водившими караваны, в том числе, через пустыни, по Великому Шёлковому пути, в самое жаркое время суток не могли продолжать путь из-за палящего солнца, поэтому дремали, укрывшись в тени тюков и верблюдов, либо в оазисах или караван-сараях, но когда зной спадал, подкрепляли силы пищей и ночью двигались дальше.
Активность с дневного времени смещалась иногда на ночь. Так, по одной из версий, пошла традиция мусульманского поста.
Постящийся не может ничего принимать внутрь, желательно даже не глотать (если уж вообще строго) от рассвета до заката.
Неработающие мусульмане часто проводят день в полудрёме, попросту утром могут лечь спать.
Очень верующие много времени проводят обращёнными на восток к Мекке, на молитвенных ковриках, с чётками в руках, отсчитывая число прочтённых сур, а также непосредственно в мечетях, читают Коран.
Домохозяйки в течение дня потихоньку готовят "ифтар софрасы"- блюда для вечернего ужина, когда, с последними лучами солнца и вечерней молитвой, разрешается сесть за стол.
Работающим гражданам приходится посложней. Если человек не ест, снижаются физические силы, активность, часто и эффективность сотрудника.
Уважаемые туристы, кто отдыхает в мусульманских странах в дни Рамазана, делайте скидку на то, что бел-бой, официант и т.п., который вас обслуживает, не "неповоротливый лентяй", как вам показалось,- он в данный момент не в фазе активности из-за воздержания от пищи по религиозным соображениям. Начальство его, скорее, найдёт объяснение огрехов на службе придержанием поста уважительной причиной и не будет сильно взыскивать с подчинённого за небольшие недоработки, хотя призыв собраться может последовать с мотивировкой, что "не один ты такой, кто держит пост, но другие не расслабляются, а трудятся, как следует".
Также может наблюдаться не только вялость, но, у иных людей, напротив, некоторая повышенная раздражительность. Ну, это и понятно, ведь в восточных странах так любят вкусно и много покушать, а тут такие ограничения! Либо же человек курит, а с наступлением поста должен отказаться от любимой, хоть вредной и порицаемой исламом привычки.
В Турции соблюдение поста - дело добровольное, личный выбор человека.
Конечно, окружение, семейное воспитание в этом вопросе тоже имеет большое значение.
Обычно люди, которые выбрали в месяц Рамазан путь держания поста, справляются со своими страстями, не позволяют агрессии, чревоугодию, лени, злости и др. порокам победить в себе самом.
Если не так, то есть, над чем работать. И пост, в том числе мусульманский, этому в помощь. Бывает достаточно и несколько ограничить себя в еде, перестать, допустим, употреблять бранные слова, спокойнее реагировать на раздражители, помочь кому-то даже по мелочи и т.п.- всё это может быть расценено, как поддержание поста. По мере сил и духовного роста.
Вообще же пост - это не про то, чтобы пожалеть, как плохо тебе, какие лишения ты терпишь, а отличный способ понять, как трудно бывает иногда другим людям, кто часто испытывает голод, жажду, бедность, болезни, лишения и т.д..
С одной стороны, понять, как, на самом деле, у тебя ещё всё ничего, в порядке, а с другой стороны, захотеть помогать другим: немощным, терпящим бедствие, малоимущим.
И отсюда исходит ещё один главный обет мусульманства - "зекят" (материальные взносы в пользу бедных и др. помощь нуждающимся).
В Турции нередко устраивают благотворительные ужины, куда все желающие (часто по предварительной записи) могут к часу разговения прийти и, как говорится, всем миром, в окружении других людей, бесплатно поесть.
Благотворителями таких трапез выступают чаще всего частные лица и организации.
Вкушать пищу на Рамазан, по мусульманским обычаям, можно с закатом солнца. Во многих турецких городах к назначенному часу стреляет пушка, после чего из громкоговорителей в мечетях слышна молитва, а далее начинается долгожданный приём пищи.
Конечно, человек в такой ситуации придаёт бОльшую ценность еде и воде. Ценит жизнь и её проявления, благодарит Всевышнего, что не оставляет его без пропитания.
В каждом турецком городе "ифтар" (время, когда можно ужинать) наступает в разные минуты, в зависимости от того, когда садится небесное светило в той или иной местности.
По турецкому телевидению показывают время разговения для разных регионов страны. Это же расписание печатают в газетах и выпускают на специальных календарях.
Постящиеся обычно начинают вечернюю трапезу, после дня воздержания, со стакана сладкого щербета в качестве напитка и фиников (оливок, орехов) в качестве аперитива.
После разговения небольшим количеством сладких, содержащих жир (желательно, растительного происхождения) продуктов переходят к основным блюдам: на столе в мусульманский пост может быть всё (конечно, кроме алкоголя, свинины, которые вообще исламом запрещены в любые дни). Едят турки в пост то, что позволяет домашний бюджет и то, что приготовила хозяйка.
Традиция делиться в пост проявляется и в том, что турки часто на "ифтар" (ужин в Рамазан) зовут гостей либо направляются по приглашению в гости сами.
Мусульманский пост не затворнический.
Пост в Турции укрепляет семейные связи и способствует налаживанию контактов между людьми. Совместный ужин и время после него с кофе, чаем и т.д. - это часы долгих бесед, узнавания других людей и постройки совместных проектов, планов на будущее.
Это время анализа жизни, выводов и выбора перспектив, время слышать и быть услышанным.
После ужина нередко бывают вечера с музыкой, чаще в стиле "тюркюлер" - народных лирических песен, с сазом и зурной (турецкие музыкальные инструменты). Такой досуг не возбраняется постом в тёмное время суток. Оживляются и Хадживат с Карагёзом и др. герои национального турецкого фольклора.
Вообще в Рамазан, по наблюдениям, больше внимания и интереса у людей появляется к традиционным культурным, народным аспектам.
Мусульманство с его традициями - одна из основополагающий составляющих турецкого сознания, у немалого числа людей в стране - главное в системе ценностей, основное мировоззрение. А мусульманский пост, совместная молитва и разговение после него - это один из способов объединения людей в нацию.
Поэтому мусульманский пост в Турции - это не проходное время, а месяц, который не остаётся незамеченным, невзирая на степень религиозности того или иного гражданина.
Так, светские турки, далёкие от соблюдения религиозных обрядов и правил, на людях, по возможности, стараются не обедать в общественных местах; меньше семей располагаются на открытых ресторанных верандах для знаменитых турецких завтраков; дневные посиделки на балконах с соседками, родственниками, друзьями, с угощениями тоже на время либо вообще прекращаются, либо переходят в закрытое помещение. В некоторых турецких городах на время Рамазана закрываются бары и запрещается продажа алкоголя в маркетах. В иных же публичное распитие спиртосодержащих напитков, не закрытых пакетом или другой упаковкой, штрафуется.
Какой-нибудь модный турок в своей мажористой компании может вдруг сказать, что он временно, на время поста отказался от сигарет или не пойдет на вечеринку по причине поста. Притом, его окружение не поднимет такого человека на смех и не покрутит недоуменно у виска, мол, "крыша на религиозной почве едет у парня", а отнесётся с пониманием и даже одобрением.
Турки, если не сами физически соблюдают пост, признают его значимым для людей и, уж тем более, не оспаривают этот мусульманский устой, это турецкая данность, реалия. В определённых кругах, скорее, стыдно сказать, что ты пост не держишь, чем признаться в светском кругу, что его соблюдаешь.
Светские турки часто отказываются от развлечений в пользу того, чтобы провести вечер дома с семьёй, навестить старших родственников, вместе с ними поужинать после вечерней молитвы.
В Турции в менталитете есть уважение к людям, соблюдающим пост, даже частично отказывающимся от привычных, повседневных излишеств.
Это не случайно. В турецких школах (исключение- некоторые частные) есть предмет религиозной культуры, который преподаётся довольно глубоко.
При мечетях часто открываются клубы по изучению Корана и курсы религиозного просвещения для детей, куда родители с надеждой и доверием ведут наследников.
И вообще, по ощущениям, Турция всё больше исламизируется.
Притом, движение это идёт и "сверху" и "снизу".
У власти уже почти 12 лет, можно сказать, самая религиозная из турецких партий, у руля страны 2 срока подряд находится выпускник учебного заведения, готовящего имамов - служителей мечетей.
Народ же всё больше начинает верить во Всевышнего, потому что, как видим, в опасных для жизни ситуациях людям часто не на кого полагаться, как на высшие силы, кроме того, идея взаимовыручки, мусульманского братства, которую несёт ислам, часто помогает людям в стране справляться с трудностями.
Что ж, мусульмане стоЯт на пороге поста в месяц Рамазан, это будет, с одной стороны, унылое, а с другой стороны, полное духовного света, размышлений, нравственной борьбы с физическими пороками время, время общения и понимания других людей, это возможность стать лучше.
Думаю, моя сегодняшняя статья поможет моим читателям лучше понять психологию турок, в частности, и мусульман вообще.
Всем сил, здоровья, доброты.