Каждый, кто делает услуги, хотя бы раз сталкивался с нахлебничеством и просьбами: “ну что тебе стоит?”, “скидочку по дружбе сделаешь?”, “ой, а тебе что и платить надо?”. Не все ценят труд и время и пользуются неумением отказать и хорошим отношением, не только самые близкие, но и те, кто учился с тобой 20 лет назад в первом классе.
Как сделать так, чтобы за твою работу платили? В этом тебе помогут три главных принципа:
1. Условия обсуждаются до работы!
Ни в коем случае не выполняй работу, пока не будешь уверен, что тебе заплатят, особенно, если дело касается “друзей”. Ознакомь их с прайсом, если обычно берешь предоплату, то так нужно сделать и в этом случае. Работай с этим человеком как с клиентом и не позволяй себе нарушать границы.
Если берешь полную оплату, то любые дружеские отношения нужно оставить за пределами работы, обсуждай их в нерабочее время.
2. Не бойся отказать и “потерять клиента”.
Люди, которые выпрашивают сделать бесплатно, а после отказа говорят “ой, зря, я потом бы у тебя купил” никогда бы не купили услугу за полную стоимость. Эта манипуляция давит на жалость, внутренние страхи получить критику и негативные отзывы.
Не давай управлять собой и не входи в долгие диалоги, когда видишь, что тебя хотят использовать. Отвечай прямо и сразу “Нет, моя работа качественная и оплачивается, но ты можешь обратиться к другому специалисту, который сделает дешевле”.
3. Держи инициативу в своих руках.
Если ты действительно хочешь и можешь сделать скидку, например, оформить специальный прайс “для близких”, то вполне можешь сделать так. В этом случае предложение должно исходить от тебя, а если скидку буквально выбивают, не позволяй этого.
Только ты можешь научить людей ценить свое время и труд.