Для России, оказавшейся в нарастающей изоляции со стороны «коллективного Запада», визит китайского лидера — это подтверждение нашего официального тезиса о том, что «изоляция носит ограниченный характер».
Вячеслав Костиков, руководитель центра стратегического планирования «АиФ»:
Символично, что приезд Си Цзиньпина в Москву стал для него первым заграничным визитом после переизбрания. К тому же визит получил статус «государственного». В нынешней острой международной ситуации подобная символика даже важнее конкретных договорённостей.
Свобода манёвра
Россия и Китай уже давно пребывают в отношениях «стратегического партнёрства», которые, впрочем, до сих пор не перерастали во что-то большее. Во внешней политике Пекин всегда старался избегать участия в политических, а тем более в военных союзах, оставляя себе свободу манёвра. Сближаясь с Россией, он одновременно не желает ухудшения отношений с Западом. Едва ли Пекин при всём понимании действий Москвы заявит о своей поддержке СВО. С учётом масштаба экономических связей Китая с Европой и США возможные санкции будут иметь для последнего значимые последствия. Впрочем, думается, что и Россию вполне устраивает нынешний уровень «тихой поддержки» и сама формула отношений с восточным соседом.
В отличие от времён Сталина и Мао сегодня эти отношения свободны от идеологии. Ни Москва, ни Пекин не учат друг друга жизни. После того как в 2005 г. была завершена демаркация наших границ, не осталось и спорных пограничных вопросов. Да, у людей в период бурного роста населения в КНР были опасения относительно возможной демографической экспансии Китая на Дальнем Востоке. Но в последние годы в связи со старением китайского населения и снижением рождаемости эти опасения сошли на нет. Прошли и те времена, когда китайцы массово устремлялись в Россию на заработки. Экономическое развитие Поднебесной достигло такого уровня, что многие китайцы предпочитают работать дома.
Не играя мускулами
В течение длительного периода Москва в отношениях с Пекином играла роль «старшего брата». СССР предоставлял льготные кредиты, делился технологиями, в том числе военными. В КНР трудились тысячи наших специалистов, а советские вузы были наводнены китайскими студентами. Сегодня об отношениях в стилистике «старшего брата» и в Москве, и в Пекине стараются не вспоминать. Китай сейчас контролирует почти 20% глобального ВВП. Но при этом он предпочитает не играть окрепшими мускулами.
Нужно признать, что темпы экономического роста Китая — предмет немалой зависти россиян. Но в целом Китай вызывает у наших сограждан тёплые чувства. Положительно относятся к нему 75% опрошенных, настороженно — 14%. Интересно, что число позитивных отзывов стало возрастать после 2014 г. на фоне конфликта с Западом. Больше половины россиян считают, что хорошие отношения с КНР укрепляют положение России в мире. Ну как бы «за великой китайской спиной спится спокойнее».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Больше срочных и эксклюзивных новостей — в телеграм-канале АиФ