Когда человек сталкивается с неприятной ситуацией при участии другого человека, естественная реакция – обвинить и рассказать, какой он плохой. Однако, психологи выступают за то, что такая стратегия в большинстве случаев приводит лишь к разжиганию конфликта. А это, в свою очередь, не решает проблему. В таком случае на помощь приходит техника «я-сообщений», когда человек берет ответственность за свои чувства на себя, а собеседнику показывает, что не он сам плохой, а лишь его поступок вызвал определенные эмоциональные реакции.
Рассмотрим технику поподробнее.
- При обращении к собеседнику необходимо выразить именно свои чувства и эмоции: «я расстраиваюсь/злюсь/переживаю/огорчаюсь и т.д.».
- Далее нужно перейти к обезличенной констатации фактов. На этом этапе легко опять перейти к «ты-сообщениям», нужно постараться обойтись без этого. То есть, мы говорим не «я раздражаюсь, когда ты опаздываешь», а «я раздражаюсь, когда опаздывают».
- Мотивируем свое высказывание доводами, чтобы оно не являлось пустой претензией. Ведь у каждого из нас на подобную ситуацию выстраивается своя логическая цепочка из мыслей и эмоциональной реакций на них. Муж пришел домой позже – жена думает, что он ей изменяет – разумеется, от этой мысли она злится и расстраивается – муж получает «по первое число». Кстати, вот в таких ситуациях «я-сообщения» вообще крайне тяжело использовать (но какова польза!), потому что в некоторых своих суждениях стыдно признаваться даже самому себе. В случае обсуждаемой нами техники «я-послание» мужу может выглядеть так: «я очень расстраиваюсь, когда опаздывают, потому что мне приходится мучить себя догадками, что произошло».
- Завершаем сообщение выражением желания, то есть, объясняем, какое разрешение ситуации было бы для вас приемлемо. Возвращаясь к случаю выше: «Я очень расстраиваюсь, когда опаздывают, потому что мне приходится мучить себя догадками, что произошло. Мне бы хотелось, чтобы мне звонили и предупреждали о возможной задержке.»
Техника эта, кстати, хороша не только тем, что вы не бросаетесь с обвинениями на собеседника. Это большая польза для самого человека, использующего ее: ведь так мы учимся прислушиваться к себе и распознавать свои чувства, что является крайне важным навыком в современном мире. Умеете распознавать и контролировать свои ощущения, значит, можете «прочитать» и другого человека.
Знали об этой технике? Применяли на практике? Расскажите о результатах.
+7 913 380-83-42
Skype: as3808342
Научитесь управлять своими эмоциями!💪
Автор: Андрей Савенко
Психолог, Консультант
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru