Кликбейт — это практика создания заголовка, который предназначен для того, чтобы читатели щелкнули, чтобы узнать больше. Такой заголовок часто делается сенсацией и вводит в заблуждение относительно реального содержания под ним.
Кликбейт используют новостные агентства и онлайн-издателяи, чтобы заманить читателей и привлечь больше трафика на сайт. Его также можно использовать как способ увеличить доход от рекламы, поскольку большее количество кликов может повысить показы рекламы, несмотря на то, что подобное вовлечение может привести к недоверию со стороны читателей.
Типичные примеры кликбейта:
- «Осторожно! Каждый кто начнёт…»;
- «5 советов для…»;
- «Опасно! Нельзя использовать…»;
- «Шок! Иван Иванович признался…»;
- «О чем умалчивали новости…»;
- «Домашний способ…»
- «Жесть… Смотреть до конца» со ссылкой на видео.
Как отличить кликбейтные заголовки?
Кликбейт стремится воздействовать на наши эмоции: вызвать страх, любопытство, гнев и тем самым побудить перейти по заголовку.
Для составления кликбейтных заголовков используют специальные приемы:
Преувеличение. Например: «Страшная трагедия в семье президента». Трагедия обычно подразумевает горе, поэтому читатель может подумать о непоправимом — смерти. Однако чаще всего в такой кликбейтной новости будет описана рядовая неприятность, например, что кто-то попал в больницу с отравлением.
Утаивание. Для примера возьму тот же заголовок и немного его изменю: «Страшная трагедия в семье известного артиста». Читатель не знает, о ком именно идёт речь. Он может подумать, что событие касается его кумира, и поэтому перейдёт по ссылке.
Подмена понятий. Одна из популярных связок в данном приёме — понятия «законопроект» и «закон». Законопроект только предлагают к принятию, он должен пройти несколько чтений, прежде чем будет внедрен. А закон — это уже закреплённый нормативно-правовой акт. Авторы кликбейтных заголовков часто подменяют эти понятия в новостях о законопроектах, которые вызывают общественный резонанс. Читатели думают, что закон уже принят, и кликают на заголовок, чтобы узнать подробности.
Игра на ожиданиях. Кроме реакции на слово «трагедия», у читателей есть другие сформированные ожидания от определенных слов и явлений. Например, инсайдерская информация — это информация о какой-то компании из первых рук, обычно нечто ценное о предстоящем выпуске продукта или других важных изменениях. Если в заголовке написать, что вы получили инсайдерскую информацию от Apple о выпуске нового iPhone, а в материале не будет подробностей о технических возможностях устройства, дате выпуска и т. п., то это уже можно считать кликбейтом.
Вырванные из контекста цитаты. Иногда отсутствие контекста может полностью перевернуть смысл высказывания. Как в анекдоте: «Ученый сказал журналисту, что его суждения бессмысленны, если вырвать их из контекста». После чего выходит интервью с заголовком: «Знаменитый ученый заявил, что все его суждения бессмысленны!». Читатели не знают, что это было замечание журналисту, сказанное после интервью, что само по себе и является контекстом фразы.
Альтернатива кликбейту – привлекательные заголовки. В заголовок можно добавлять цепляющие элементы, словесные образы или словосочетания, которые быстро считываются. Многие успешные заголовки являются многокомпонентыми: первую часть в них используют для привлечения внимания, а во вторую помещают содержательные ключевые слова.