Найти тему

Синопсис. Содержание, ошибки, советы

В основе: не один просмотренный вебинар, тематические занятия в продюсерской школе Юлии Зайцевой и, конечно, бесконечное написание синопсисов к собственной книге.

Синопсис – это:

1. Краткое, четкое и ясное изложение текста: кто герой, в каких он обстоятельствах, какое приключение его затянуло и чем все закончилось. Если в вашей истории есть интересный, необычный сеттинг, обязательно подробнее расскажите о нем, показав конкретные детали.

2. Возможность заинтересовать издателя. Первый отбор всегда происходит на основании синопсиса, если он исполнен плохо, невнятно, то до текста могут и не дойти. Ваша книга может быть увлекательной, актуальной, написанной прекрасным языком, но именно синопсис решает судьбу произведения.

Содержание синопсиса:

1. Синопсис должен содержать экспозицию и строиться по правилам трехактовой драматической системы (завязка, развитие, кульминация).

2. Укажите время действия, место событий и специфику мира, жанр или поджанр. Расскажите о главных героях и их особенностях.

3. Опишите суть конфликта. С какими проблемами столкнется герой? Что придется преодолеть? Почему это актуально для современного читателя? Если в истории много действующих лиц, то стоит выбрать кого-то одного и рассказывать с его точки зрения.

4. Покажите развитие и рост героя, если применимо для вашей книги, как он реагирует на те или иные события.

5. Четко обрисуйте концовку истории. Если планируется продолжение, обозначьте будущее героя, что он намерен делать дальше.

Частые ошибки:

1. Непонятно изложена история. Издатель не должен пытаться понять, кто есть кто, что происходит. Как проверить – прочитайте близким и друзьям. Спросите, понятно или нет, что запомнили? Без объяснений. Если все доступно, ясно написано, вам перескажут вашу историю.

2. Представлен не сюжет истории, а простое перечисление событий в их хронологической последовательности. Такое перечисление делает синопсис неинтересным. Представьте яркий драматический сюжет, укрупняя события: не описывайте каждую игру Германна в Пиковой даме, а сообщите, что он трижды пробует удачу, и в третий раз она отказывает ему, т.к. он не выполнил условие старухи. Если у вас сюжетная проза, то обязательно представьте драматический поворот в истории (волшебник Изумрудного города оказывается шарлатаном), если же текст не сюжетный – то надо говорить об идее истории (например, что неразрешимые вопросы встают перед убийцей, неподозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердце, и он кончает тем, что принужден сам на себя донести, чтобы хотя погибнуть на каторге, но примкнуть опять к людям).

3. Недосказанность. Автор прерывает историю на самом интересном, не дает концовку, боится спойлеров. Помните, даже первая книга серии должна иметь полноценный проявленный сюжет, быть совершенно самостоятельной книгой.

4. Избыточность в деталях. Не пытайтесь включить все, что есть в произведении, в синопсис. Исключайте не самых значимых героев, второстепенные сюжетные линии. Выделите одну главную идею в произведении и раскрывайте ее.

5. Язык синопсиса должен быть простым, ясным, но не примитивным. Избегайте штампов, общих фраз, которые ничего не несут (книга о любви и совести, о добре и зле). Помните, редактор искушен и утомлен чтением, покажите ему конкретных героев, расскажите об уникальности истории. Например, не мистическая история о любви с трагической развязкой, а история о родовом проклятии, которое не дает героям полюбить друг друга и приводит в конце к убийству, или герои не встречают на пути сложнейшие препятствия, а сражаются с летучими обезьянами, саблезубыми тиграми, людоедом и т.п. Также, чтобы не запутать редактора, не используйте местоимения (лучше повторить имя) и синонимы, называя персонажа одновременно – «Алексей», «писатель», «мужчина».

Технические моменты:

1. Идеальный синопсис – это одна-две страницы (3-5 тыс. знаков с пробелами) без поэпизодного плана и боковых линий. Не превышайте объем, иначе редактор может не дочитать синопсис до конца, не вникнет в историю.

2. Синопсис должен быть написан грамотно, текст отформатирован, разделен смысловыми абзацами.

3. Соблюдайте требования издателя. Если требуется синопсис на одной странице с указанием данных о книге по определенному плану, то так и надо его составлять, не проявляя инициативу и изобретательность. Не должно быть никаких ссылок внутри синопсиса, критических отзывов (за исключением случаев, когда об этом отдельно просит издатель).

4. Синопсис пишется от третьего лица в настоящем времени (даже если сама книга написана от первого лица).

5. Подписывайте файл синопсиса (название и ФИО), ту же информацию нужно указать и в тексте файла. Тогда вас не потеряют в потоке писем и всегда смогут связаться.

Еще советы:

1. Перед написанием синопсиса ответьте на вопрос «О чем ваше произведение?». Выделить главную идею не всегда просто. Помочь в этом могут логлайн и тизер (они чаще используются для киносценариев, но, включив их в синопсис, можно сразу подключить издателя к истории). Логлайн – это самая суть произведения в виде небольшого выразительного высказывания. Им могла бы стать, например, известная фраза Ницше: «Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем», ¬– если в вашей истории идет речь о борьбе за справедливость, в результате которой герой в конце переходит на «темную сторону». Тизер представляет собой рассказ в нескольких предложениях об уникальности произведения. Расскажите о том, что выделяет текст среди других, сделав это в интригующей форме. Например, сообщите, что имеете уникальный опыт высокогорных восхождений и являетесь одним из 9044 альпинистов, поднявшихся на Эверест с начала истории его первого покорения (если это конечно так и ваша история связана с восхождениями). Логлайн и тизер писать необязательно, но сформулировав их, вам будет легче понять свою историю и рассказать о ней издателю.

2. Перед написанием любого нового произведения возьмите за правило составлять предварительный синопсис. Так вы будете понимать, куда движется история, сможете работать, даже когда нет вдохновения, т.к. писать по плану гораздо легче. Кроме того, это и дополнительная мотивация. Зная, в какой точке истории находитесь (написал уже больше половины), вы получаете дополнительный стимул для творчества и не застреваете в наполовину написанном тексте, не придумав продолжение.

Такая получилась по синопсису справка. Ставьте лайк, если было полезно. Буду рад ответить на вопросы.

Есть еще некоторые особенности по написанию синопсисов для сборников рассказов и для произведений нон-фикшн, о которых не сказал. Если актуально, то подготовлю пост. Пишите в комментариях.

Обложка: Корнелис Норбертус Гисбрехтс, 1675.

#небыков #алексейнебыков #pechorinnet_главныйредактор
#небыков_продвижение