В обществе по вопросу воспитания назревает дисбаланс: с одной стороны, уделяется внимание на государственном уровне: активно перестраивается воспитательная работа в школах, ведутся активные поиски современных средств и методов.
С другой стороны, на уровне семьи сосуществуют очень полярные взгляды на воспитание детей: от авторитарных взглядов, требующих жесткого контроля за детьми, до откровенно попустительских: «Воспитание – это дрессировка, обладание властью над ребенком. Через воспитание ребенку навязывают поведение, выгодное взрослым. Не надо ему мешать. Он личность. Сам возьмет своё».
Таким образом, воспитание начинает отождествляться с насилием, принуждением, наказанием и ограничениями, а иногда и прямо противопоставляется хорошим отношениям с детьми: «Воспитывать ребенка или жить с ним?» - задают вопросы на родительских порталах.
Родителям в этих полярных взглядах бывает трудно выработать свою собственную позицию – ни в одной школе не учат быть родителями.
А как же с воспитанием детей справлялись наши предки? Ведь воспитывать детей начали очень давно – с тех самых пор, как дети появились.
Рассматривать историю воспитания с древнейших времен нам, к сожалению, времени не хватит, поэтому начнем с более позднего периода – времен Домостроя.
В середине XVI века протопоп Сильвестр собрал под одной обложкой наставления по всем направлениям жизни всякого христианина. Глава, посвященная воспитанию детей, носит название «Как детей учить и страхом спасать».
Вот несколько цитат из этой главы:
Не жалея бей ребенка: если прутом посечешь его, не умрет, но здоровее будет, ибо ты, казня его тело, душу его избавляешь от смерти.
Любя же сына своего, учащай ему раны - и потом не нахвалишься им.
Так не дай же ему воли в юности, но пройдись по ребрам его, пока он растет, и тогда, возмужав, не провинится перед тобой и не станет тебе досадой и болезнью души, и разорением дома, погибелью имущества, и укором соседей, и насмешкой врагов, и пеней властей и злою досадой.
Из этого ясно, что основной принцип воспитания, по Домострою - это физические наказания, которые были неотъемлемой частью воспитания на Руси.
В народной педагогике это выразилось пословицами:
- Непоротое дитя – плохо воспитанное дитя.
- Плетка не мучит, а учит.
- Секи дитя, пока оно поперек лавки лежит, когда вдоль ляжет – поздно будет.
Как видите, речь о поощрении пока не идет.
Каков же получался результат?
В ребенке вместо детского послушания формировалась рабская покорность, не имеющая нравственной силы.
В конце XVIII века в Россию начали проникать идеи Просвещения. Екатерина II, став бабушкой, составила для воспитателя своих внуков Александра и Константина целый психолого-педагогический трактат «Наставление о воспитании внуков».
Какие же методы воспитания были ею предложены?
Императрица считала, что в правильном воспитании ребёнка должны присутствовать и разумная строгость воспитателей, и умеренность во всём, и мудрые ограничения, и при этом – естественная физическая активность на воздухе и дома, и достаточная степень свободы и самостоятельности в выборе при принятии решений.
В первую очередь, отменяется страх:
Страхом научить нельзя; ибо в душу, страхом занятую, не более вложить можно учения, как на дрожащей бумаге написать.
Затем появляется и поощрение, под которым понимается поддержка, похвала:
К учению не принуждать детей и за учение не бранить. Буде учатся хорошо с охотою, тогда похвалить.
Хвалить, когда то бе достойны, при свидетелях.
Надлежит поощрять в детях любопытство.
А как же наказание?
Никакое наказание обыкновенно детям полезно быть не может, буде не соединено со стыдом, что учинили дурно; кольми паче таким детям, в душах коих стыд к дурному вселён от младенчества, и для того предписывается: твердить воспитанникам и давать им чувствовать при всяком удобном случае, что те, кои прилежанием и радением исполняют от них требуемое, у всех людей выигрывают любовь и хвалу; а за неприлежание и нерадение воспоследует презрение, нелюбовь, и никто их не похвалит
Екатерина II
Разумное сочетание свободы и самостоятельности, замена физических наказаний чувством стыда, публичная похвала в качестве поощрения – всё это было новым и непривычным для сознания русских людей.
Было ли это прогрессивным? По сравнению, с Домостроем, да. Более того, способствовало формированию цельной, нравственно здоровой, независимой в суждениях личности.
Однако русская писательница Мария Константиновна Цебрикова вспоминала:
Сечение за лень признавалось (нами) справедливым: не могли же старшие допустить, чтобы дети росли неучами, „мужиками“. Сечение же за упрямство считалось местью старших, и вызвать его значило выказать молодечество. Уступить, покориться, когда грозили розгами, значило струсить.
Однако гораздо хуже боли от порки для подростков были нравоучения и выговоры, тянувшие душу. Перенести стыд иногда оказывается труднее, чем физическую боль. Как порка была наказанием для тела, так стыд – тяжелое наказание для души.
И еще один вопрос, на который мы обратим внимание. Удалось ли Екатерине II своими принципами переломить настроение русского общества?
Прогрессивная часть общества потянулась за идеями Просвещения и в дворянских семьях вместо порки розгами дети могли услышать: «Николай, стыдитесь!».
Однако и Домострой в умах был силен: детей били вплоть до начала XX века. Секли родители, гувернеры, учителя – воспоминания о физических наказаниях в детстве оставлены, например, Максимом Горьким. Сцену физического наказания ребенка мы видим на картине Павла Ковалевского «Порка».
Окончательно телесные наказания отменили только после Октябрьской революции. Родителей и детей советская власть приучала к новым традициям воспитания. Стали популярны агитлозунги: «Не бей ребенка — это задерживает его развитие и портит характер», «Школа — друг детей», «Долой избиение и наказание детей в семье», «Чем ребят бранить и бить, лучше книжку им купить», «Не бей и не наказывай ребят, веди их в пионеротряд». Последний лозунг особенно четко показывает переход к коллективным методам воспитания.
Вместо физических наказаний появились трудовая повинность и общественное порицание. Большая советская энциклопедия термин «воспитание» определяла как «процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни».
Большинство современных родителей, потерявшись в море советов по воспитанию, начинают воспитывать ребенка, исходя из собственного опыта и интуиции. Другие же, не понимая принципов современного воспитания, вовсе перестают детей воспитывать. Стремясь избежать принуждения, подавления ребенка, властного доминирования над ним – всего того, что связывается с разрушением личности, родители часто впадают в другую крайность – отождествляют любовь с потаканием, развитие со вседозволенностью, необходимую свободу действий с беспредельным баловством, социализацию в обществе с доминированием над окружающими.
Если говорить о конкретных средствах воспитания, то они, конечно же, будут зависеть от результата, который мы хотим получить.
В настоящее время мы имеем запрос на личность самостоятельную в суждениях и принятии решений, сделавшую осознанный выбор и ориентирующуюся на внутренние ценности. Значит, ребенка мы должны научить методам контроля и самоконтроля.
Можно ли этого достичь стыдом или страхом? Очевидно, что нет. Отношения между участниками воспитательного процесса должны носить гуманный характер.
Доверительные отношения с родителями, доверительный разговор с ребенком выходят здесь на первый план.
О чем поговорить с ребенком? О том, что сейчас для него важно: как завести друзей, как поступить в каком-то непростом случае, как понравиться девочке или мальчику, как выразить свои чувства, как выбрать профессию, наконец. Важно для них также знать, какие у них родители, какие друзья у них были в детстве, как они дружили, что считают в жизни ценным и важным, как преодолевают трудности, например, на работе, какие задачи им там приходится решать, как находят выход из трудных ситуаций. Хорошо было бы вместе посмотреть фильм, почитать книгу, сходить на каток. Дети хотят быть вместе с родителями, и ключевое слово здесь – вместе, а не рядом.
Обсуждая свои проблемы вместе с родителями, дети в безопасных условиях учатся выражать себя, отстаивать собственные позиции, взаимодействовать с окружающими, ставить и достигать цели, оценивать себя, свои поступки и многому-многому другому.
А где же поощрения и наказания?
Родительские совет, поддержка, одобрение как результат доверительного разговора выступают в роли поощрения.
Родительское расстройство, огорчение может выступить наказанием.
В любом случае, результат разговора – сигнал для детского самоконтроля: Я это сделал! Или наоборот: Что-то пошло не так!
Так дети в безопасных условиях учатся выражать себя, отстаивать собственные позиции, взаимодействовать с окружающими, ставить и достигать цели, оценивать себя, свои поступки и многому-многому другому.
В заключение хочется отметить, что авторитарные методы воспитания в нашем обществе все еще распространены гораздо больше, чем хотелось бы. Но и гуманистические подходы всё более и более завоёвывают свои позиции.
Какие методы используете вы?