Эту статью, если можно так сказать, я написал больше для себя. Мне это было важно. Но тот, кто поймет мою мысль, думаю, не пожалеет о 5 минутах, потраченных на ее прочтение.
Есть два обещания, связанные с моим увлечением футбольным клубом "Барселона", которые я сам для себя не сдержал.
Первое — это после победы в ЛЧ в 2015 году, я обещал выпустить песню, посвященную городу и клубу, слова и мотив которой написал. Но петь я особо не умею и как-то это все осталось в архиве записных книжек.
Второе — это в момент последней смены президента клуба, обещал написать мини рассказ-метафору, о том, как я вижу процесс развала философии команды в период 2016–2020 года. И ее воскрешение с возвращением Хави, теперь на пост тренера. С рассказом тоже затянулось, но это явно проще чем с песней.
Решение нашлось, и оно в этом тексте. Рассказ и песня были лишь способами передать смысл, идею и эмоции. И я решил начать это транслировать со статьи. Заменить форму подачи информации, но поделиться тем, что хочешь сказать - важно.
Советую брать это на заметку. Вдвойне важно, потому что этот текст я вижу еще и как метафору к фундаментальным вопросам любого бизнеса и темам, которые мы все чаще обсуждаем. Да, этот текст о философии и ее значении в жизни футбольного клуба и его болельщиков. А на бизнес вы сами все просто переложите.
Я верю и готов доказывать, что именно философия делает футбольные клубы великими. И даже лучшие футболисты не могут обеспечить успех, если этой философии нет. Присмотритесь внимательно. Вы найдете интересную закономерность: в кризисах футбольных клубов виноват, как правило, отказ администрации клуба от своей ДНК. Все остальное последствия. И настоящие болельщики это остро чувствуют, ведь они любят не отдельных футболистов, а команду. А что такое команда? Логотип и стадион? Нет. Футбольный клуб для его фаната — это смыслы, идеи, характер, принципы и ценности, отражения которых он видит в логотипе и стадионе. И именно этим ценностям и должен быть предан клуб.
Как развалить клуб? Как значительно уменьшить его показатели? Как заставить болельщиков закрывать лицо руками?
О, способов уйма. Но все так или иначе будет бить по философии.
Например. Нанять тренера, который не разделяет философию клуба. Кому-то нужен тренер - эмоция и характер. Кому-то нужен академик - стратег. Кому-то воспитанник системы - философии и т.д. Архетип команды и его тренера должны быть совместимы. Поменяйте их местами и клуб не поймет, что с ним происходит.
Еще можно делать не характерные трансферы. Однажды посмотрев на конкурента и увидев, как он круто совершает трансферы звезд, накопить ресурс и начать так же. Но ничего не выйдет. Звезда может не заиграть если ее характер и архетип не совпадает с тренером и командой. Дальше начнется все что угодно: травмы, прогулы, скандалы или ненужные интервью прессе, которые с большой вероятностью навредят клубу.
Еще вариант подписывать контракты со спонсорами, предложения продуктов которых, могут не совпадать с ценностями клуба. Тут и легче, и сложнее. Ну, когда твои спонсоры: нефть, газ, перелеты, техника и прочее, то все, в целом, универсально и просто. А когда твои спонсоры: музыкальные сервисы и стриминговые платформы, то тут уже сложнее. А есть еще партнеры из социального сектора, помните? И опять та же песня, если философии партнера и клуба не совпадают и не смотрят в одну сторону, то ничего хорошего не выйдет.
Вот и получается, что формула успешного футбольного клуба, который будут любить, за который будут болеть и который будет биться за свой герб и к которому придут победы - проста и зависит она от совместимости философии и архетипов основных элементов клуба.
Администрация клуба + тренерский штаб + игроки + партнеры
Если эти четыре элемента разделяют одну философию, принципы и ценности, а их характеры входят во взаимодействие, то все становится идеально. И если вам кажется, что это какая-то абсурдная и притянутая за уши теория, то начинайте вспоминать все, что вы знаете об историях великих клубов и почему они стали такими.
Первый эшелон — это, конечно же, истории грандов. Выдающиеся их достижения и лучшие периоды истории. И вы увидите, что формула сложилась. Расцвет философии = расцвет клуба. Дальше интересно посмотреть на клубы, в философию которых входит воспитание молодых талантов и их продажа в топ клубы. И болельщики этих клубов гордятся воспитанниками школы и болеют за них в других чемпионатах. А один из самых интересных примеров — это философия клуба «Атлетик Бильбао» из испанской «страны» басков. Кто смотрит испанский чемпионат, знают, что в этом клубе согласно философии играют только футболисты с баскскими корнями. И это вызывает восхищение. И клуб этот всегда грозный и суровый соперник, с которым сложно. А болельщики гонят вперед команду именно на характере.
Сложно принять, но для клуба и его болельщиков, трофей — это не главное. Звучит абсурдно, но те, кто болеют за клубы, знают, что гордость за команду и соответствие своей философии - важнее медалей. Характер и преданность себе - ценятся болельщиками выше, чем титулы. Примеров вы найдёте уйму, ведь трофеев в год разыгрывается значительно меньше, чем команд, но болельщики остаются преданны клубам и без них.
Я фанат Барселоны и Ростова, конечно, мне легче все разложить на примерах и воспоминаниях своих команд. Но за столько лет увлечения футболом, я найду и свяжу их из Английского, Португальского и Голландского чемпионатов.
Два супер примера, когда болельщики Ростова были счастливы. Эмоциональный подъем сплотил город вокруг его команды и даже болельщики по всей стране поддерживали нас.
Первый — это участие в Лиге Чемпионов 2016.
Ростов тогда получил прозвище «мужики». Как играли! Как бились! Это был тот самый, южный, ростовский характер! А кому составили конкуренцию? Баварии, Атлетико Мадрид, ПСВ. А до этого выбили в стыках Аякс. Из группы не вышли, но не вылетели и прошли в лигу Европы. И там бились, и побеждали. Потом заруба высшего класса с Манчестер Юнайтед, который тренировал Жозе Мауриньо. Ничья в первом матче и поражение в 1 мяч во втором. И именно МЮ в итоге забрали кубок. А в финале играли с Аяксом. Тем самым Аяксом, который в том сезоне, мы обыгрывали 4:1 (пока писал, даже мурашки от воспоминаний). И формула тогда совпала. Это был характер. Это и была философия.
А вот второй пример - это матч ФК «Ростов» против ФК «Сочи».
19 июня 2020 года, после ковидного перерыва в чемпионате. Тот самый матч, в котором за Ростов вышли юноши из молодежной команды. Вышли и первыми забили. Бились и проиграли. Но проиграли опытным, именитым футболистам основного состава. Половина из которых играют за свои сборные. А радовались голам эти опытные футболисты по-настоящему. Потому что каждый гол им давался не просто так. Это был характер. Это была философия.
Еще один отличный пример философии - Барселона.
У многих клубов в мире отлично работают академии, система воспитания талантов и последующая продажа в клубы. Вырастить молодую звезду — это особый навык и цель. Но есть клубы, в чьем ДНК - воспитать игрока и применить его в основе построения своей команды. Как раз лучшие годы в своей истории, Барселона провела именно в этой философии. В игре в контроль мяча. В основе воспитанники клуба. А приглашенные звезды — это созидатели и командные игроки. Именно команда, воспитание и философия «Барселоны» влюбили меня в этот клуб. Можно было бы поговорить и о том, что во многом, чемпионская сборная строилась на игроках центра поля Барсы.
А вот день в истории, когда фанаты каталонского клуба, были абсолютно счастливы (и это не победа в Лиге Чемпионов) - 26 ноября 2012 года. День, когда в истории «Барселоны» произошел уникальный случай. В рамках 13 тура «Ла Лиги» в течение целого часа игры, на поле одновременно находились одиннадцать воспитанников «Ла Масии» во главе с тренером-воспитанником Тито Виланова. Такого не увидеть сейчас ни в одном топ клубе Европы.
От историй хочу перейти к еще одной параллели — это построение стратегии наперекор философии. Так бывает и это почти всегда крах. Наглядный пример — это все та же «Барселона», которая во второй половине 10-х годов начала покупать игроков просто потому что они звезды или стремятся к звездам, потому что можно ослабить конкурента, потому что они, возможно, перспективны. Все наверно началось еще с Неймара, но его как-то приземлила команда, которая была привержена своей философии. Но закончили карьеру в клубе Эль-капитано Карлос Пуйоль, маэстро Хави, волшебник Иньеста… откровенно не везло с тренерами. Точнее, просто перестала работать формула счастья фаната. Тренер про одно, игроки про другое, клуб про третье и, по сути, по меркам гранда, почти «пробили дно». Вся надежда теперь на то, что философия вытащит команду. Вера в философию клуба — это то, что у болельщика не отнять.
Представьте теперь, что слова «футбол», «клуб», «матч», «победа» и так далее, в этой статье, мы заменим на «бизнес», «результат», «доход» и другие. Но давайте оставим слова «команда» и «философия». Названия клубов заменим на название компаний и поймем, что смысл не меняется. Потому что философия — это больше, чем просто красивое слово. Как бизнес — это больше, чем работа. А «Барселона» - больше, чем клуб.
Ваш маркетолог смыслов
Артем Балтаджиев