По мере взросления человек меняет свой образ мышления. Он совсем забывает удивляться, запрещает себе ошибаться, старается планировать, ставить перед собой цели и все контролировать.
Конечно, во взрослом возрасте мы продолжаем учиться, постигать новые навыки, профессионально расти и совершенствоваться. Это правильно и вполне оправдано.
Однако каждому человеку стоит вернуть себе желание учиться ради самого процесса обучения, а не только во имя получения дополнительных материальных благ и конкурентных преимуществ.
К этому выводу пришел Том Вандербильт, журналист и автор книги «Траффик: почему мы движемся так, как движемся».
В своей работе он показал на примере своего личного опыта постоянного обучения различным навыкам, как важно и ценно мышление «новичка».
Обучение вещам, которые взрослому человеку и не нужны вовсе на первый взгляд, например, вокалу, жонглированию, серфингу и пр., позволили повысить пластичность его мозга и общую продуктивность в целом.
Давайте узнаем, чем полезно мышление ученика и как внедрить его в свою жизнь.
Мышление ученика
Когда родители водят своих детей на многочисленные кружки, вроде танцев, музыки, рисования, скалолазания, тхэквондо и пр., они внушают им мысль о необходимости всестороннего образования для успеха в жизни.
При этом сами родители считают, что их основное обучение уже далеко позади. Что им самим тратить свое время на какие-то кружки нет никакого смысла. А между тем это совсем не так.
Каждому взрослому человеку важно вернуть себе любовь к обучению и заниматься постижением всевозможных вещей во имя самого процесса обучения.
Главный миф обучения во взрослом возрасте
Многие люди бояться вновь вставать в ряды учеников, т.к. считают, что им эту уже не по силам.
Причиной такого пессимизма является миф, который выступает главным барьером на пути саморазвития.
Взрослому человеку сложнее усваивать новую информацию, чем ребенку.
Да, так оно на самом деле и есть, но это не является непреодолимым препятствием. Потому что мозг каждого человека обладает качеством пластичности. Он умеет приспосабливаться к меняющимся условиям, в том числе и к возросшим интеллектуальным нагрузкам.
Как повысить эффективность обучения?
В ходе своих практик Том Вандербильт выяснил ряд закономерностей эффективного обучения:
1. Обучение невозможно без ошибок. Это вполне очевидный вывод, который каждый из нас испытал на себе.
Чтобы максимально повысить эффективность своего обучения, сталкиваясь с ошибкой, важно быть очень сосредоточенным.
Для этого необходимо практиковать осознанное мышление, а не бездумно повторять одно и тоже, ошибаясь вновь и вновь.
На примере изучения игры в шахматы, это можно сравнить с многочасовой самостоятельной практикой, которая будет не так эффективна по сравнению с обсуждением причин проигрыша в партии со своим тренером или внимательным разбором неудачной игры других учеников.
2. Разнообразие практики.
Второй очень важный момент эффективности обучения – это повторение без идентичного повторения. Т.е. обучающая практика должна быть разнообразной.
Например, при жонглировании оттачивание навыков идет за счет смены форм предметов, изменения высоты их подбрасывания, перемены положения тела жонглера (сидя, лежа, во время ходьбы).
Такое разнообразие практических упражнений помогает делать навыки более гибкими, что позволяет быть готовым к изменчивости условий и появлению неожиданных трудностей.
Здесь также важно оценивать и опыт экспертов, следить за их работой и навыками. А еще смотреть на новичков, отслеживая их ошибки. Ведь первые ошибки характерны для большинства, а взгляд со стороны делает их более очевидными и понятными.
3. Учиться для последующего обучения других.
Исследования показали, что человек намного более эффективно осваивает новые навыки, если предполагает, что ему придется в перспективе делиться своими знаниями с другими.
Понимание того, что нам придется обучать других, наделяет нас большим любопытством, вниманием к деталям и активизирует память.
Беря в основу перечисленные факторы эффективности обучения, следует начать свой путь развития с того, что может легко войти в привычный уклад жизни на данный момент.
Например, если нам и так приходится каждый день стоять у плиты и готовить еду дома, то можно внедрить в свое расписание курс по кулинарии и освоить практику использования всех специй и приправ, узнав их историю, секреты вкусовых сочетаний и множество интересных рецептов.
Многих людей останавливает от обучения мысль, что на это требуется масса времени, и что у этого пути обучения ради обучения нет конца и края.
Однако большинство из нас будут удивлены скорости своего прогресса и того удовольствия, которое человек испытывает от изучения нового.
Зачем?
Отвечая на вопрос, зачем вообще все это нужно, стоить отметить рост продуктивности человека в целом и повышение качества его жизни в частности.
Во-первых, постоянное обучение препятствует дегенеративным процессам в работе головного мозга. Многочисленные исследования, в ходе которых люди пожилого возраста осваивали всевозможные навыки: от изучения иностранных языков и музыки до рисования, показали, что уже через несколько месяцев люди достигают существенного прогресса в обучении, а также улучшают свои когнитивные навыки в целом.
Во-вторых, освоение разнообразных знаний делает человека мастером на все руки с цепким умом. У него также повышаются творческие способности и умение нетривиально мыслить. Известно, что многие лауреаты Нобелевской премии помимо научной деятельности имели разнообразные хобби и увлечения, что помогало им находить новые решения в их профессиональной сфере.
В-третьих, по мере профессионального роста человек теряет такое качество, как интеллектуальное смирение. Оно означает умение сомневаться в собственной правоте и понимать пределы своего разума.
Вновь садясь за парту, человек занимает место «глупого» ученика и теряет «профессиональное самодовольство». Так он вновь обретает мышление новичка, готового развиваться. А это поддерживает гибкость мышления, помогая избегать возрастной закостенелости.
Компания «Дом Свечей» желает всем не останавливаться в своем развитии. Получайте настоящее удовольствие от обучения, подходя к новым задачам с детским трепетом и удивлением.
А для активации работы головного мозга используйте ароматы розмарина, базилика, хвои и цитрусовых.
На сайте Вас ждут чудесные интерьерные парфюмы, заходите!
#общество #жизнь #истории #наука #интересное