Здравствуй, Наташа. Я не сомневалась, что ты отгадаешь все картины.
Как и обещала, сегодня –ни капли о грустном! Ну, разве самую чуточку. Опять пишу тебе о картинах, но на этот раз не буду проводить над тобой бессмысленных экспериментов: художники не столь знамениты, да и картины ты могла не видеть.
Ты помнишь, как мы в школе изображали «Живые картины» и мы с тобой взялись изображать Петрова – Водкина – «Натюрморт с селёдкой». Мы тогда ещё не знали, что такое натюрморт. Потом, конечно, прочли в словаре – «мёртвая натура». Хохотали до умопомрачения! Распределили роли. Я была селёдкой, благо вес тогда позволял. Сейчас это был бы «Натюрморт с бегемотом».
А тогда ты меня заставила лечь пузом на стул, вытянув руки, подняв при этом ноги вверх и засунув мне в зубы пучок зелёного лука. Я, хоть и была худенькой, но этот кульбит выполнила с восьмого раза. Себе ты отвела роль экскурсовода, зараза такая: медленно ходила и живописала занудным голосом историю создания картины. Я после выступления тебя чуть не убила! Попробовала бы сама повисеть в воздухе в той позе хотя бы полминуты, а не три! Сейчас вспоминаю и ржу, а тогда…Не до смеха, блин, было.
Вспомнила тот случай потому, что сегодня хочу рассказать о натюрмортах: две картины написаны строго в этом жанре, а третья –сельская зарисовка, но часть картины –натюрморт. Глядя на них, я и вспомнила тот забавный случай из детства.
Первую из картин я бы назвала «Дачный перекус». Хотя…
Ты ж меня знаешь, я такой перекус могу устроить не только на даче ил в лесу, но и в огороде, и на верандочке. Да и хозяйка я ещё та, сервировкой заморачиваться не буду. Быстренько сварганю на сливочном маслице любимую «глазунью» из деревенских яиц, чтоб «глаз» был ярко-оранжевым (сразу видно –на зелёной травке курочки гуляли, вот и солнечный желток получился), да второпях непременно разобью одно из них, и оно растечётся по сковородке в причудливую бело-оранжевую фигуру. Так растекается воск в воде на рождественские гадания. Вот и буду гадать на яйце: что там в очередной раз у меня вышло? Каждый раз что-нибудь новенькое выходит, пока шкворчит на сковородке, превращаясь в смешную рожицу: два глаза и улыбка из растёкшегося третьего яйца.
Пока яишенка пропекается на медленном огне (надо, чтоб желток превратился в круглое солнышко на застывшем, слегка дрожащем молочном озере), я быстренько режу краковскую колбаску. Не успела отрезать пару кусочков, аромат колбаски каким-то невероятным образом успел вскружить мне голову своими пряностями и копчёным дымком, подторапливая меня –быстрей, быстрей! Скоренько делаю бутерброд.
Мчусь в огород, ускоряясь, как электричка, отъезжающая от станции, рву с грядки свежие помидорчики, успеваю сполоснуть их под шлангом. Выбираю один из них, не до конца вызревший, потому что веточка с него легко не срывается –самое то! Кислинка недозрелого помидорчика будет очень кстати к яишенке, да с краковской колбаской.
Так, теперь –налить томатный сок, достать из печи выпеченный ранним утром хлеб: ох, и высокий поднялся сегодня! Выношу два стула на крохотную верандочку: один побольше –табурет –для стола, другой –маленький со спинкой, чтоб удобней было пировать.
Расстилаю на табурете полотенце, выношу на разделочной деревянной дощечке лукавую мордочку яичницы в тарелке, надрезанную колясочку колбаски, бутербродик и ставлю на импровизированную скатёрку. Ну, и заключительные аккорды увертюры: пушистый хлеб, сок, соль, перец, вилка –всё! Можно пировать!
Наташ, ты поняла, что я тебе описала картину? Думаю, что не догадаешься, кто автор. К стыду своему, я тоже не знала. Ну, в качестве подсказки, –это советская художница, мастер натюрмортов. Ладно. Не буду морочить тебе голову, это картина Шумаковой Е. В. «Натюрморт с яичницей»
А вот другой мастер натюрмортов –венгр, у него бесчисленное множество картин в этом жанре. Необычность его работ в том, что часть он писал на обычном холсте, а часть на состаренном полотне, дереве и медных блюдах! И ты знаешь, чаще всего он пишет в своих картинах виноград. В отражении на холсте винограда он –непревзойдённый мастер!
На той картине, о которой я хочу тебе рассказать, всего четыре предмета. Так мало и так много!
Дымчатая, сизо-фиолетовая гроздь винограда, ещё блестящий, но уже порыжевший сухой лист виноградной лозы, холодный белый блеск изящного, фарфорового молочника(сливочника) с серебряной ложкой внутри на фоне старенького, выщербленного временем стола.
Осень. Спелый виноград –это осень. Осень природы, осень жизни. Большая часть жизни уже пройдена. Наступила зрелость, мудрость, неторопливость, когда понимаешь, что в жизни нужно немного, когда не разбрасываешься, не суетишься по мелочам; умеешь видеть главное.
А главное –это плоды: их суть и их вкус. Вот и на этой картине –зрелая, сочная кисть винограда с почти круглыми, покрытыми дымкой, словно испариной, розовато-фиолетовыми, свежесорванными и ещё немытыми ягодами, вобравшими в себя всю силу, мудрость, сладость и терпкость лозы. Такими свежими, что любое неосторожное касание оставляет след на их гладкой и нежной кожице, меняя краски и полутона – от сизо-фиолетового до прозрачно розового. Разноцветные ягоды на одной кисти…как разные дети у одной матери…
А ещё осень –это умение отпускать лишнее из своей жизни. Отпускать отжившее, восхитившись красотой мгновения – высохшего виноградного листа, его изысканного, хрупкого, совершенного, но уже уходящего в вечность пятилистника…
Это картина Ф.Тулока «Виноград», но я бы назвала эту картину «Осень жизни».
Вот. Обещала писать сегодня без грусти –не получилось. Больше не буду. тем более, что третья картина, о которой я тебе расскажу –абсолютная противоположность этой.
Видела ли ты когда-нибудь деревенскую свадьбу? Шум, гам, веселье, обрядовые игры, богатые аппетитными деревенским блюдами столы, а иногда и свадебные драки, ну, как без них? Как говорится: «Драку заказывали? – Нет. –Будет!»
Я никогда не видела картин этого украинского художника, но когда увидела! Господи, сколько иронии, юмора, позитива, искренности в его картинах! Без прикрас! Дородная женщина, так дородная, глуповатый мужичок –так вот вам! Так здорово подмечены художником характеры, образ жизни каждого из своих персонажей! Каждая его картина –весёлый, добрый спектакль! Смотришь –и настроение улучшается. Этот художник –А.Г. Иванов.
Но больше всего меня поразило то, как ловко, точно он выписывает детали. Его картина «Весилля. Свадьба» поразила меня больше всего.
То, что персонажи уморительны –это одно дело: тут и подвыпивший, но поучающий молодёжь, батюшка, и захмелевший, начинающий дремать под соблазняющие, сладкоголосые, хвалебные речи двух деревенских толстушек мужичок, и беззаботные толстушки, одна перед другой соревнующиеся в своём красноречии.
«Чем поразила?» –спросишь ты.
Знаешь, я много видела натюрмортов, но как можно назвать мёртвой натурой то, что изобразил художник на столе?!?! Хотя, по всем канонам, только часть картины –натюрморт!
Мама дорогая, какой стол! Это – наша деревня со своим традиционным хлебосольством –вынь, да положь последнее, да чтоб от пуза!
Перво-наперво, –это свадебный каравай –главный атрибут деревенской свадьбы – пышный, в меру подрумяненный, со своими особыми, свадебными знаками: витая косичка –готовность девушки стать супругой; колоски пшеницы достаток и плодородие, здоровые и крепкие дети; голубки с лебедями –верность супругов; венец на макушке каравая –место для солонки, а соль –завсегда первое средство от дурного глазу, оберег семьи; ягоды калины –любовь и единение молодых. Стоит каравай –глава стола на рушничке, вышитом невестой или по наследству переданном старшими, счастливыми женщинами в роду.
Какой свадебный пир без ПИРожков? Вот они: с калиной и земляникой, с луком и яйцами, с печенью и грибами, с картофелем и капусточкой –на любой вкус! Верх сплетён косичкой, смазаны пирожки желточком, взбитым в домашнем молочке, выпечены в печи русской.
На столе горилочка с самогоночкой из буряка да пшенички, а к ним огурчики солёные, вареники с бульбой величиной в ладонь, фигурно прищипнутые, да щедро политые маслицем подсолнечным, таким душистым, что чуется за версту!
А уж поросята удались так удались! Запечённые, с румяной корочкой, лоснятся и блестят, видно вовремя, не скупясь, поливала хозяйка тех поросят жирком в духовочке –как живые лежат на блюдах среди картофеля, помидоров да огурчиков резаных.
Если переборщишь с горилкой, смотри, кабы чего не привиделось, глядя на тех поросят! Глядь, а у них и глаза открылись, к примеру!
Сытно на свадьбе, ломятся столы, никто голодным да «тверёзым» не уйдёт. Вон как две молодухи гостей потчуют! Теперича домой только ползком добрый молодец доберётся.
Ой, Наташ, пишу, а у самой слюнки текут, пойду хоть яишенку сварганю, мочи нет, как есть захотела!
Как ты там сама? Так и не написала про отпуск. В следующий раз вместе поедем. Как ты, не против? Пока-пока. Я –на кухню.