Защитные прозрачные плёнки должны стать «второй кожей» вашего автомобиля и принять на себя большинство внешних воздействий, с которыми сталкивается ЛКП. В последнее время наибольшее распространение получили виниловые и полиуретановые плёнки. Винил значительно дешевле полиуретана, но проигрывает по всем остальным показателям. Такие плёнки более твёрдые и меньше поддаются деформации, из-за чего хуже принимают форму кузовных элементов и с течением времени могут местами отклеиваться. По этой же причине они хуже переносят резкие перепады температур. Там, где полиуретановое покрытие «отрабатывает» температурные катаклизмы вместе с кузовом, винил может лопнуть или потрескаться.
Законы и штрафы, обслуживание и эксплуатация — подписывайтесь на канал и не пропускайте полезные для автомобилистов посты!
Есть существенное отличие между двумя типами плёнок и в их внешнем виде, и долговечности. Виниловые плёнки на кузове создают видимую шагрень, несмотря на то, что имеют небольшую толщину — всего около 100 мкм. Также винил чувствителен к внешним воздействиям и быстро «мутнеет».
Полиуретановые плёнки вдвое толще — около 200 мкм, но более пластичные и абсолютно прозрачные — никакой лишней шагрени и искажения бликов. Полиуретановая плёнка состоит из нескольких слоёв, в том числе клеевой подложки, промежуточного защитного слоя и верхнего покрытия. Промежуточный слой выполняет основные защитные функции, а верхний слой спасёт от «пескоструя» и совсем небольших поверхностных царапин. Причём он убережёт от повреждений не только автомобиль, но и себя. Даже нагрева кузова на солнце хватает, чтобы затянуть мелкие царапины и потёртости без специализированного инструмента — и покрытие снова выглядит как новое. Кстати, плёнки обоих видов бывают и непрозрачными, что позволяет одновременно с защитой кардинально изменить внешний вид автомобиля — «перекрасить» в другой цвет или сделать кузов матовым.
На первый взгляд, плёнка клеится на кузов достаточно просто. Но на самом деле процесс требует высокой точности работы и большого опыта. А ещё — значительных временных затрат. На работу может уйти от 8 часов до нескольких дней, в зависимости от марки и модели автомобиля. И это без учёта предварительной подготовки автомобиля. А готовить кузов надо тщательно — его детали должны быть отполированы, очищены от загрязнений и обезжирены. Только так можно обеспечить хорошую «сцепку» плёнки с кузовом. Любая пылинка, оставшаяся под плёнкой, способна привести к локальному отклеиванию покрытия.
Сама процедура оклейки схожа с тонировкой стёкол. Клеят плёнку на сухую или смоченную мыльным раствором поверхность, саму её нагревают, немного растягивают и постепенно разглаживают пластиковыми шпателями, выгоняя пузырьки воздуха и влагу.
Из вышеизложенного понятно, что процедура эта не дешёвая. Оклейка полиуретановой плёнкой обойдётся в 150–200 тыс. рублей. За эти деньги вы получите надёжную защиту от сколов, неглубоких царапин и даже небольших «городских» притёртостей на срок около 5 лет. Винил гораздо дешевле (50–80 тыс. рублей), но срок его службы непредсказуем. С другой стороны, плёнки позволяют и серьёзно сэкономить, если нанести их только на самые «проблемные» места, где ЛКП сильнее подвержено износу. Например, оклеить только фары и переднюю часть машины.
Недостатки у плёнки как средства защиты тоже есть. Это достаточно капризное покрытие, чувствительное к резким перепадам температур, — оно может отклеиться локально даже при безукоризненном соблюдении технологии нанесения. На деталях сложной формы или на гранях кузова появляются «пузыри». При отсутствии повреждений покрытия это не проблема — такие дефекты легко устраняются при повторном визите в сервис «по гарантии».
Если же плёнка серьёзно пострадала от внешнего воздействия, то быстрым заездом в мастерскую не обойтись. В этом случае покрытие неремонтопригодно — придётся демонтировать плёнку со всего кузовного элемента и клеить новую. Снимать её тоже непросто, поэтому не стоит это делать своими силами. На лаке могут остаться следы от клея, которые можно убрать только полировкой, а с пластиковых элементов плёнка зачастую снимается вместе с краской. Но и оставлять такое повреждение без внимания тоже не стоит. Под ним будет скапливаться влага, которая может спровоцировать коррозию кузова.
На загрязнении автомобиля оклейка плёнкой не скажется. Заметный гидрофобный эффект у большинства таких покрытий отсутствует, поэтому мыть машину придётся так же часто, но делать это нужно аккуратно. Слишком мощные аппараты высокого давления могут повредить покрытие — например, привести к его отслоению на торцах деталей. Зато при помутнении полиуретан отлично полируется и снова выглядит как новый.
Итак, коротко о плюсах защиты кузова плёнкой:
- хорошо защищает от повреждений;
- можно нанести на весь кузов;
- большой срок службы;
- небольшие дефекты легко исправить.
И минусы, конечно, тоже перечислим:
- высокая стоимость, особенно в случае с полиуретановой плёнкой;
- на оклейку требуется много времени;
- неремонтопригодность в случае глубоких повреждений;
- плохо удаляется с кузова;
- велик риск отслойки покрытия;
- не даёт дополнительную защиту от загрязнений (как, например, защита керамикой, о которой мы рассказывали ранее).