Найти в Дзене
Стекло Алексея Зеля

Отставка Трегуловой, теперь Лошак… Смеем ли мы надеяться на перемены в судьбе коллекции Алексея Зеля?

О том, что Лошак, вслед за Трегуловой, покинет свой пост, я узнала еще в воскресенье из передачи Александра Щипкова на Спасе. То, что он там говорил про наши ведущие художественные музеи, настолько «резануло по больному», что я даже хотела ему написать. Но с утра понедельника поняла, что адреса его в интернете мне просто так не найти и отказалась от этой затеи…

А написать я хотела вот что. Мой отец, Алексей Зеля еще в 80-х годах, когда его работы от лица СССР на высшем уровне преподносились нашими министрами главам и высокопоставленным лицам других государств однажды получил звонок «оттуда».

Ему сказали, что труд его очень важен для страны. И хотя его имя, при совершении акта дарения, не разглашается, работы его оцениваются как произведения искусства. И еще добавили - делайте новые произведения, развивайтесь в своем творчестве, а мы со своей стороны обещаем, что в будущем у вас будет своя галерея стекла.

Художник Алексей Зеля на открытии очередной выставки
Художник Алексей Зеля на открытии очередной выставки

Этой мечтой отец жил всю жизнь и ту просьбу исполнил. Собрал и сохранил коллекцию своих лучших произведений для будущего музея. На предложения продать выставку всегда отвечал твердым отказом. Деньги предлагали хорошие, но он не соглашался.

Государство со своей стороны тоже выполнило свое обещание. Насколько это было возможно, ведь СССР распался, но люди не забыли. В 1993 году ему присвоили почетное звание Народный Художник России, а вместе с ним он получил небольшой, но пригодный под экспозицию полуподвальный зал в центре Москвы.

Помните, какие это были времена? Оформить галерею прямо на отца тогда не получилось. Пришлось объединяться с каким-то фондом народных промыслов, чтобы оформить зал юридически. Мы всей семьей участвовали в ремонте и подготовке подвала под выставку. Сердце у отца пело от радости!

Выставка художественного стекла Народного Художника России Алексея Зеля
Выставка художественного стекла Народного Художника России Алексея Зеля

Провели торжественное открытие, галерея стекла в Леонтьевском переулке стала принимать любителей искусства. А потом, некоторое время спустя, нас попросили «очистить помещение». Глава фонда решила его распустить, а на зал уже нашлись покупатели из ресторанного бизнеса.

Куда мы только не обращались, писали письма, ходили на встречи. Ничего не помогало! Власть сменилась, сели новые чиновники, кроме как на пожурить - «ну что ж вы так…», «ну разве так можно было» - их не хватало.

А у выставки стекла Алексея Зеля начался двадцатилетний период кочевничества по городам и весям нашей необъятной родины. Художественные музеи Москвы нас не принимали. Отец – москвич, в своем родном городе не мог не только получить зал для постоянной экспозиции, даже провести выставку!

Обращались за помощью и в Министерство Культуры. Там нам посоветовали «попробовать счастья» в Музее декоративно-прикладного искусства. Которые в свою очередь предложили арендовать у них залы на коммерческих условиях. Кто не в курсе, художественные выставки – невыгодное предприятие, платить за аренду просто не с чего. Администрация, конечно, это знала, такой ответ - легкий способ избавиться от нежеланных гостей.

У меня накопилось столько горечи от несправедливости, с которой столкнулся мой отец за те и последующие годы, что, наверное, я не смогу удержаться, чтобы без эмоций описывать наши мытарства дальше, поэтому постараюсь покороче.

Мы видели по каналу «Культура», как Третьяковка помпезно проводит юбилеи малоизвестных художников, что в Пушкинском вывешены «тряпки» Александра Васильева, а в фонды на государственные деньги закупаются работы эпатажных иностранцев. Даже в Эрмитаже, в зале со старинными полотнами, мы наткнулись на жуткий современный арт-объект и были в шоке, прочитав, что он там теперь навсегда.

Мой отец не принадлежал к столичной арт-тусовке. Не светился на вернисажах и аукционах, не создавал «перфомансов», не вел богемную жизнь. Предпочитал всему этому творчество, в которое вкладывал все свое время, все свои силы и всю душу… Поэтому двери в московские музеи для него были наглухо закрыты.

Зато он провел более 150 персональных выставок в регионах. На которых побывали сотни тысяч россиян. Пусть он не нажил капиталов, не завел влиятельных покровителей, не сбежал за рубеж, его лицо не мелькало на страницах светской хроники… Но сколько радости, добра, сказочных чудесных минут и вдохновения он подарил своим соотечественникам!

На выставке стекла Алексея Зеля
На выставке стекла Алексея Зеля

Он не дожил… Но, мне кажется, было бы правильно, если бы мечта его жизни сбылась. И в его родном городе под патронажем государства появился бы зал или галерея, в которой разместилась бы вся его коллекция, сохраненная и сбереженная мастером для сегодняшних и будущих поколений россиян.

Вот что-то в этом роде я и хотела написать Щипкову. Может быть, он подсказал бы в каком направлении нам двигаться для осуществления этой задачи? Кто знает, вдруг эти увольнения и в правду что-то изменят в отношении чиновников ко всем творческим людям, работающим на благо своей страны и своим талантом прославляющим свою Родину…

-----

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: