Найти в Дзене
Живая Средняя Азия

Почему таджики не отказываются от русских фамилий, рассказываю подробно

Бессменный президент Таджикистана Эмомали Рахмон избавился от русского окончания своей фамилии еще в далеком 2007-м году, чем подал пример своим гражданам. Впоследствии в стране была проведена мощная агитационная кампания, которая имела целью побудить население изменить свои фамилии на восточный манер. В конечном счете было принято решение официально отказаться от отчеств и введен реестр таджикских имен, только из которых могли делать выбор родители. Новорожденным стали давать фамилии в национальном стиле по умолчанию, а взрослым людям меняли их при смене паспортов.

Тем не менее, несмотря на все усилия правительства, такая политика не только не увенчалась усилиями, но в некотором смысле, повернулась вспять. Когда многие жители страны стали возвращать своим фамилиям славянские окончания, принудительный характер переименования пришлось отменить, и в настоящее время таджики могут поступать по собственному усмотрению.

Почему же таджики перестали отказываться от русских фамилий?

Краткий ответ такой. Они привычны, они указывают на пол, они позволяют не перепутать имя и фамилию, они дают понятие людям на постсоветском пространстве, что это – свои, они лучше воспринимаются за пределами постсоветского пространства, поскольку таджики, которые носят национальные фамилии, будут приняты за иранцев или афганцев.

Теперь давайте рассмотрим это подробно.

Дело в том, что по всему миру фамилии являются относительно новым обычаем, который распространился только в 19-20-м веках. А что касается Средней Азии, то на момент появления Советского Союза свои родовые имена тут были только у знатных и богатых людей, мусульманских деятелей и небольшой прослойки интеллигенции. В сумме они составляли один или, может быть, несколько процентов от общего населения. Поэтому национальная традиция тут не очень укоренилась, а вот русские окончания прижились.

-2

Тем более, что у них есть и дополнительные достоинства, которые неочевидны до тех пор, пока русскоязычные окончания не были сменены на восточные. Самое распространенное таджикское окончание – это –и. Фамилии такого типа будут звучать, как Рахмони, Рустами, Фариси и так далее. Это аналог нашего –ов и –ев и означает «потомок такого-то» или «из такого-то рода». Есть еще относительно распространенные окончания –зод или –зода, которые означают ровно то же самое. У куда более редкие окончания –он, –ён, –ниёр, –фар. Окончания –пур и –духт применяются для обозначения сыновей и дочерей соответственно.

Проблема в том, что эти окончания на пол человека либо не указывают, либо в одной и той же семье дочери и сыновья будут носить разные фамилии. Да, для таких народов, как литовцы (Орбакас – мужчина, Орбакайте – его дочь, Орбакене – его жена) это привычно. Но вот таджики совсем не литовцы. К тому же, благодаря огромному количеству окончаний не только в других странах, но и в самом Таджикистане чиновники нередко путают в документах имя и фамилию. Какие это вызывает сложности, уточнять не надо.

-3

Конечно, это не говорит ничего хорошего о российских крючкотворах, но людей с постсоветского пространства они воспринимают почти за своих – с поправкой на то, насколько это возможно через три десятилетия после распада Советского Союза. А вот носителей типичных таджикских фамилий могут принять за каких-то левых иностранцев. Сам был свидетелем, как парень с российским гражданством и фамилией Шикарпури не был принят на работу только из-за фамилии, хотя он вообще-то был неплохой юрист.

То же самое можно говорить и о чиновниках из иных стран. Русские фамилии на –ов и –ев во всем мире вполне на слуху, их носители считаются почти европейцами. Зато обладателей фамилий восточного типа могут принять за иранцев и афганцев. А быть обладателем паспорта этих стран во всем мире не очень престижно – их могут принять за потенциальных шахидов. А ведь таджики работают и живут не только в РФ.

-4

Поэтому идея возвращения к традиционным фамилиям не получила массовой поддержки в обществе. Те люди, которые этого хотели, сделали это уже давно. Но большинство таджиков такие вещи ничуть не волнуют. Их, как и россиян, и людей по всему миру, их больше тревожат совсем другие проблемы.