Найти тему
Опенспейс Дзена

Плохой отзыв от коллеги: ругаться или терпеть?

Оглавление

Правильный ответ: ни то, ни другое. О том, как управлять своими чувствами, если вы получили резко негативное ревью, можно ли выйти сухим из такой воды и как изменить впечатление о своей работе (если это в принципе нужно делать), каналу «Опенспейс Дзена» рассказал психолог Юра Мельников.

«Этический момент» — рубрика, в которой мы помогаем разбираться со сложными этическими дилеммами на работе.

-2

Начнем с азов: обратная связь — это то, что мы получаем от внешней среды в качестве реакции на свои действия. Она бывает конструктивной, мотивирующей и позитивной, а бывает демотивирующей и негативной.

Чаще всего мы сталкиваемся со вторым типом — в виде недовольства нашей работой, высказанного в грубой форме. Такая критика может не только лишить сотрудника малейшего желания что-то делать, но и вызвать другие неприятные последствия: спровоцировать в коллективе конфликты, обиды, сплетни и саботаж
(узнать, как правильно критиковать коллег, можно в одном из прошлых материалов рубрики «Этический момент». — Прим. ред.).

Что делать, если вы получили не самый приятный отзыв от коллеги во время ревью и вас переполняет обида и злость?

1. Отделите себя от работы: вы ≠ ваши рабочие задачи

Если вы стали единым целым с офисной версией себя, то эффект от негативного ревью только усилится. В первую очередь нужно развести эти две сущности. Напомните себе, что вы любите делать в длинном отпуске, вернитесь к забытым хобби, строго ограничьте часы, когда отвечаете на сообщения в рабочем чате.

2. Выделите объект критики: под прицелом оказалась именно ваша работа или лично вы?

Часто неконкретность, излишняя эмоциональность, сравнение с другими, придирки и выискивания недочетов в ревью бывают связаны с личной неприязнью. В таком случае нужно точно убедиться, что обвинения несправедливы. Честно оцените себя, опросите других коллег. Опасения подтвердились? Переходим к следующим шагам.

Другое дело — если вы действительно не сдержали своих эмоций, наговорили чего не хотели и сами это понимаете. Тоже бывает. Напишите сообщение, где объясните ситуацию. Обычно люди входят в положение: наверняка они и сами оказывались в подобных ситуациях.

3. Назначьте 1:1 с автором отзыва: конфликт можно уладить только так

Итак, вы уверены, что свои задачи выполнили добросовестно, а значит, столкнулись с несправедливостью в оценке. Действовать нужно решительно. Организуйте с оппонентом тет-а-тет.

Если вы проработали ситуацию по п. 2, смело переводите разговор в нужное вам русло: «Давай обсудим мою работу, а не личность». У оппонента возникли трудности? Ага! Претензии носят скорее субъективный характер и не относятся к вашей компетенции. Еще во время такой беседы пригодятся вопросы вроде «Почему ты на меня зол?», «С каким посылом была написана эта обратная связь?» и «Отметь, пожалуйста, и хорошие стороны взаимодействия со мной». Последнее — на случай, если в отзыве был ужас-ужас.

4. Не пренебрегайте помощью медиатора: трудным разговорам пригодятся свидетели

Чувствуете, что в одиночку не справитесь? Смело зовите третье незаинтересованное лицо. Откажитесь от соблазна пригласить на встречу своего work-bestie (лучшего-друга-на-работе). Лучше всего с задачей справится HR-партнер или ваш руководитель.

5. Ни в коем случае не начинайте обвинять в ответ: классическое «а ты» выйдет боком

Тут и так все понятно.

6. Проработайте свои страхи заранее: рано или поздно это придется сделать

Если вам страшна одна только мысль разговора с агрессором один на один, воспользуйтесь техникой пяти «почему»:

  1. Спросите самого себя: почему вас триггерит такой план?

Предположим, ответом будет «Потому я боюсь реакции оппонента».

2) Значит, следом будет вопрос «Почему я боюсь его реакции?»

«Потому что я буду чувствовать себя в опасности».

и так далее.

Пятый ответ, скорее всего, укажет вам на первопричину ваших страхов. Или хотя бы укажет направление вектора движения. Часто все упирается в непроработанные личные границы или даже детский травмирующий опыт «серьезных разговоров».

***
Позволяйте своим чувствам быть: если вам хочется грустить от плохого ревью — грустите, если вам все равно — смело про него забудьте. Кстати, грусть тоже может быть полезной. Например, мне она иногда помогает продуктивно работать.

Самое главное: выделите из этой ситуации опыт. Постарайтесь сфокусироваться на нейтральном и позитивном опыте. А негативный — проанализируйте и отпустите.

Читайте далее:

«Пытается быть вежливым, но в глазах так и сияет инквизиция». Как правильно критиковать коллег

Как правильно оценивать собственную работу. Советы HR

Щелкает ручкой, ест колбасу, хлюпает чаем: как быть, если коллега бесит?