АВТОР: РАЛЬФ ЛЛОЙД-ДЖОНС
ПЕРЕВЕЛА МЕЛИНА КАЛЕНОВА
КРАТКО: используя методы, применяемые исследователями в области генеалогии, становится возможным обнаружение уникальных и значимых деталей, касающихся жизни многих участников трагической попытки сэра Джона Франклина обнаружить Северо-западный морской путь. Эта работа является продолжением исследований, связанных с социальной историей Королевского военно-морского флота в раннюю викторианскую эпоху и экспедиции Франклина в частности. В этой статье я пролью свет на жизни морских пехотинцев на борту кораблей ее величества Эребус и Террор, плывших вместе с другими участниками экспедиции.
ВСТУПЛЕНИЕ
История такого явления как "морская пехота" берет свое начало в 1664 году, когда Карл II приказал сформировать "полк морской службы", хотя это подразделение стало постоянной частью британских вооруженных сил только в 1755 году. Начиная со Второй мировой войны, морская пехота стала особым поздразделением быстрого реагирования, известным также как "командос", однако в начале своей истории это была обычная пехота, находившаяся под командованием офицеров военно-морского флота. Из одежды они носили красные мундиры с белыми накладками и черные киверы (высокие кожаные шлемы), то есть они выглядели, как обычные солдаты армии Великобритании. Их самая главная роль, исполнение которой мы можем увидеть в картинах о морских сражениях Наполеоновских войн, заключалась в стрельбе из оружия по вражескому флоту, но они также могли быть задействованы в битвах на суше, если появлялась такая необходимость. Но более важной задачей, пусть и не такой очевидной, для них было поддержание дисциплины среди команд кораблей, на которых они служили – таким образом, морская пехота была своеобразной "полицией" и обязана была защищать капитана и его верных офицеров от восстаний среди моряков. Страшно такое представить, но возможно есть некоторые доказательства, что этот факт имел важное значение для событий экспедиции Франклина. Их главным оружием в 1840-е годы была "Бурая Бесс" – дульнозарядный гладкоствольный мушкет, который использовался с начала восемнадцатого века в эру оружия Мальборо. В сравнении с корпусом морской пехоты США, Королевская морская пехота не является отдельным подразделением – она является частью Королевского военно-морского флота. И тот факт, что основные сведения для этого исследования были получены из документов, которые обозначались как "адмиралтейские" в Британских национальных архивах, лишь подтверждает это.
Задолго до экспедиции Франклина, морская пехота участвовала в полярных освоениях. Например, в команде Эребуса во время Антарктической экспедиции Джеймса Кларка Росса 1839-1843 годов присутствовал сержант и семеро рядовых. Во время второй арктической экспедиции Уильяма Пэрри 1821-1823 годов, капитан Г.Ф. Лион упоминал о реакции инуитов на "веселую расцветку формы пехотинцев, красный мундир которой даже в столь холодный климат привлекателен для многих, особенно для дам, которые танцевали и кричали от восхищения, когда мимо них проходили солдаты во время церковного парада".
К 1845 году Королевская морская пехота состояла из четырех подразделений, в документах указано, что в каждом из подразделений насчитывалось около 2500 мужчин, разделенных в группы по 100 человек. Подразделения находились в Чатеме, Вулвиче, Плимуте и Портсмуте. Мужчины, служивщие на Эребусе и Терроре, были набраны из подразделения Вулвича, что не удивительно, ведь корабли оснащались именно там. Всего на борту Террора было 13 офицеров, три прапорщика (боцман, плотник и инженер) и 45 моряков. На Терроре находилось 11 старших офицеров, включая самого капитана Крозье, трое прапорщиков с такими же должностями, как и на Эребусе, и 44 моряка. Также на каждом корабле находилось по семь морских пехотинцев. Каждый из этих небольших полков включал в себя сержанта и капрала (унтер-офицера), остальные были рядовыми.
ИСТОЧНИКИ
Бланки аттестации (то есть, призывные документы) девяти из четырнадцати морских пехотинцев были обнаружены – однако не было найдено бланков одного пехотинца с Террора и трех с Эребуса. Другим важным источником стали "Книги описаний" – большие тома, которые содержали описания внешности сержантов, капралов и рядовых морских пехотинцев – это было полезно в случае дезертирства. В них содержалась информация из бланков аттестации, включая рост, цвет волос и глаз, телосложение и такие отличительные признаки, как татуировки. Благодаря книгам с описаниями, у нас имеются данные о внешности практически каждого из этих мужчин, которые в середине XIX века отправились в Арктику и так и не вернулись. Изучение этих источников, а также других важных документов, таких как записи о приходских регистрациях, помогают нам воссоздать ту социальную среду, в которой жили офицеры Королевского военно-морского флота в раннюю Викторианскую эпоху, и в частности участники экспедиции Франклина.
Отправительной точкой этого исследования стал "Список офицеров и команд кораблей сэра Джона Франклина". Изначально этот список был составлен 11 января 1853 года Управлением заработной платы Адмиралтейства, но записи основывались на списках личного состава, датированных 30 июня 1845 года. Эти списки были привезены обратно в Англию лейтенантом Эдвардом Гриффитсом, командующим транспортным судном Баррето Джуниор, которое везло провизию для экспедици. Когда провизия была перенесена на корабли экспедиции, Баретто Джуниор распрощался с Эребусом и Террором 12 июля 1845 года, и через месяц корабль вернулся в Великобританию. Странное совпадение, но дата 30 июня имеет другое важное значение, так как единственный документ, брошенный за борт Эребуса в металлическом цилиндре, который был найден, был так же датирован. Это был день, когда экспедиция Франклина пересекла Полярный Круг. В своей значимой работе, Ричард Дж. Кирьякс продублировал список имен офицеров и моряков, добавив даты их повышения по службе. Недавно вышедшая книга содержит в себе приложение с возрастом и местом рождения каждого из членов команды, в том числе морских пехотинцев. Итак, нам известно три факта – имя, место рождения и дата рождения – и таким образом становится возможным узнать достаточное количество информации о людях середины XIX века, особенно с учетом того, что они служили во флоте. Дальнейшее исследование затрагивало сами корабельные книги, с помощью которых можно отследить карьеры многих моряков, так как там записаны все предыдущие корабли, на которых служил тот или иной человек. Таким образом, начиная от кораблей экспедиции Франклина и кончая их самым первым кораблем, становится возможной реконструкция карьеры служащих военно-морского флота. К сожалению, этот способ не подходит для воссоздания карьеры морских пехотинцев, потому что они не указаны в этих документах, а лишь упомянуты в списке членов экипажа Эребуса и Террора в Вулвиче, датированном 13 марта 1845 года. Морских пехотинцев наняли около февраля 1845, а сама экспедиция отправилась в мае того же года, значит, у нас имеются существенные пробелы.
Средний возраст морских пехотинцев был 31 с половиной год, можно сравнить его с более низким средним возрастом среди моряков, который равнялся 28 годам. Офицеры не были включены в эту статистику; троим самым молодым морякам было 18 лет, а самому старшему – Дэвиду МакДональду, квартирмейстеру с Террора – было 46. Самым старшим морским пехотинцем был рядовой первого класса Роберт Хопкрафт, ему было 38 лет и 8 месяцев в июне 1845 года; самым же младшим был рядовой третьего класса Уильям Рид – он был ровно на 10 лет моложе Хопкрафта. Разница в возрасте между морскими пехотинцами и моряками играла очень важную роль, так как роль первых в формировании дисциплины требовала от них наличие опыта, ответственности, а также физической силы. Другим важным пунктом было то, что морские пехотинцы и моряки обязаны были быть неженатыми. Этот факт лишь подтверждаетися приходскими записями регистраций: были найдены записи о рождении некоторых участников экспедиции Франклина, так же имеются записи о свадьбе их родителей. Однако записи о браке отсутствуют – можно предположить, что большая часть команды кораблей, включая морских пехотинцев, не были женаты.
НАБОР В КОМАНДУ
Два века, начиная со времен публикации известной пьесы Джорджа Фаркуара "Офицер-вербовщик" и заканчивая Первой мировой войной, военная сила Британии набиралась следующим образом – путем добровольного внесения в списки. Исключением стали периоды Французских революционных войн (1793-1804) и Наполеоновских войн (1805-1815), когда некоторых людей заставляли принудительно воевать, особенно это касалось опытных моряков. Как бы то ни было, в мирное время группа солдат армии, военно-морского флота или морских пехотинцев, приходила на городской рынок в поиске добровольцев – обычно возглавляемая офицером, но реже унтер-офицером или капралом. Вербовщики получали дополнительные деньги к зарплате за каждого набранного человека. Предполагается, что их главной надеждой в этом случае – особенно в начале XIX века, когда только начинала разгораться Индустриальная революция, и машины быстро стали заменять живых людей в сфере сельского хозяйства и производства – были безработные фермерские труженики. Эта теория отчасти имеет подтверждение в прошлом некоторых морских пехотинцев экспедиции Франклина, хотя несколько из них были хоть немного образованы и два или три из них имели навыки, которые дают право предполагать, что они когда-то были учениками мастеров (еще предстоит выяснить, если дело также обстояло с некоторыми моряками на борту Эребуса и Террора).
Достаточно популярная идея о том, что мужчины каким-то странным образом "занимали шиллинг у короля", и были обязаны отдать долг, т.е. отслужить – не правдива. Безусловно, набор в команды кораблей велся в основном в гостиницах или публичных домах, и это выглядело заманчиво, но тут стоит учитывать, что о другой, более жесткой стороне военной службы там умалчивали. Те, кто, как и морские пехотинцы экспедиции Франклина, записались на службу в 1830-ых годах, получали щедрое начальное вознаграждение в размере £3. Попытки перевести исторические суммы денег на сегодняшний курс всегда будут не очень удачными, потому что надо учитывать слишком многое, но скажу лишь, что в те времена годовой доход рабочего класса равнялся около £20, то есть £3 было довольно заманчивой суммой для любого незанятого рабочего. Однако главной причиной того, что мужчины соглашались служить, была цепочка событий, следовавшая за этим согласием. Сначала им давалось от 24-ех часов до четырех дней, чтобы обдумать свое решение, а после они должны были принести присягу. В промежутке между 1829 и 1847, когда все 14 (за исключением одного) морские пехотинцы, участвовавшие в экспедиции Франклина, присоединились к военно-морскому флоту, присяга включала в себя "неограниченную службу" – то есть они обязаны были служить всю свою жизнь. (Кто-то скажет, что большой процент людей после данного им на раздумья время приносил отрицательный ответ, но таким образом в вооруженные силы поступали те, кто действительно был готов, так что это справедливо). Затем они проходили чиновника, который спрашивал различные вопросы, в том числе о том, был ли волонтер прежде задействован в военной службе – "В Армии, Пехоте или Военно-морском флоте?" Эти вопросы можно оправдать тем, что имело место быть дезертирство из одного подразделения армии в другое, поэтому их можно понять. После ответа на все вопросы, волонтер приносил клятву "нести истинную верность Ее Величеству, ее наследникам и Преемникам’ и ‘честно и преданно защищать ее Величество, Ее наследников и преемников, лично, короной и достоинством, против всех врагов", а также "соблюдать и повиноваться всем приказам" главы государства "и генералов и офицеров, поставленных надо мной". Это было напечатано на бланке аттестации, и мужчина должен был написать свое имя. Он также оставлял свою подпись, или ставил крестик, если не умел писать. Статьи касательно войны, восстаний и дезертирства были прочитаны ему, и при их нарушении он был обязан ‘подвергнуться смертной казни или иному наказанию, назначенному военным трибуналом’. Затем мужчину обследовал врач, который после подписывал сертификат о том, что человек здоров и у него нет "Варикозных вен на ногах, золотушного поражения желез, ожога головы или других застарелых кожных высыпаний". К этому моменту аттестация завершалась, и ему выплачивали часть обещанных £3, обычно это были 2/6 части. Нет сомнения, что многие добровольно записывались армию лишь ради того, чтобы погасить долги или если их семья срочно нуждалась в деньгах. Но уловка с таким щедрым начальным вознаграждением была такова: ему не выплачивали оставшиеся 4/6 части, пока он не поступит в нужное подразделение, и даже тогда вместо денег ему могли дать разные необходимые вещи. Вот такой вот жалкий фокус проделывали власти.
МОРСКИЕ ПЕХОТИНЦЫ ФРАНКЛИНА
Первым по алфавиту и самым старым морским пехотинцем на Терроре был рядовой первого класса Уильям Эйткен, который был крещен в церкви святого Николая, в Кенилворте, что в Варвикшире, 14 августа 1808 года. В приходской записи о крещении о нем сказано следующее: "Уильям Эйткин, сын Джеймса и Энн". С середины шестнадцатого века существует известная традиция называть старшего сына христианским именем его отца, если, конечно, отец не принадлежит к другой религии. Традиция была особенно распространена среди рабочего класса. Так что, учитывая тот факт, что Уильям не был назван именем своего отца, можно сказать, что он не был первенцем Джеймса и Энн. Он вступил в Королевскую морскую пехоту 4 декабря 1829 года в возрасте 21 года, из небольшого городка под названием Ворчестер. К тому времени он сумел овладеть искусством "резчика гребней" – эта работа подразумевала под собой изготовление чесальных гребней, которые использовались для распутывания волокон шерсти. И в то время для подобной работы уже не нужна была человеческая сила – все делалось машинами, и чесальные аппараты с водяным приводом начинали завоевывать популярность, пока "все меньше и меньше людей в Великобритании становились заинетерсованы в домашнем чесании шерсти". Также важно упомянуть, что он, как и большая часть из 14 Королевских морских пехотинцев, вступил в пехоту зимой, когда такому рабочему как он было еще труднее найти работу, чем летом. Он был достаточно грамотен для того, чтобы дрожащей рукой написать своё имя – "Уиллм Эйткен" – и еще более криво поставить подпись под заявлением о том, что он "Получил от капитана Пилчера два шиллинга и шесть пенсов при засвидетельствовании". Позже произошел случай чрезвычайной щедрости, и капитан дал ему еще 1/6 часть денег для покупки необходимых вещей, хотя окончательно ему выплатили его заслуженные £3 только 23 июня следующего года. Тогда он уже находился в казармах Вулвича. Судя по описанию, его рост составлял 172 см, у него был светлый цвет лица, карие глаза и темно-каштановые волосы.
Равно как рядовой Уильям Брейн и сержант Соломон Тозер с Террора, сержант Эребуса Дэниэл Брайант был родом из Сомерсета. Хотя двое из рядовых (Эйткен и Хопкрафт) были старше его, Брайант начал служить раньше всех, вступив в морскую пехоту в Вулвиче 30 октября 1828 года. Это было еще до того, как была снова введена пожизненная служба, хотя по всей видимости он добровольно продолжил служить по истечении семи лет (семь лет было обязательным сроком службы в период с 1807 по 1829 год). Брайанту выплатили начальную добавку в размере аж £4, 10 шиллингов из которых он получил сразу после аттестации. Это было потому, что он проходил аттестацию недалеко от расчетного отделения. Оставшиеся £3 10 s в виде денег или необходимых вещей были даны ему всего лишь два дня спустя, 1 ноября. В месте профессии у него было указано: "ткач". В течение восемнадцатого века практически каждый мужчина, женщина или даже ребенок ткали, и самым распространенным видом ткачества было плетение каркасов для чулок. За пять лет до того, как Брайант вступил в морскую пехоту, предприниматель Ричард Гест написал "Полную историю хлопчатобумажного производства", в которой он отметил, что раньше "все операции, начиная с обработки сырья и заканчивая его окончательным превращением в ткань, были
совершаемы под крышей ткацкого домика. Последовавший за этим курс на усовершенствование производства состоял в том, чтобы прясть пряжу на фабриках и ткать ее в ткацких домах В настоящее время, когда производство достигло зрелого роста, все операции, требующие значительно возросших средств и более сложных приспособлений, снова совершаются в одном здании. Ткацкая хижина с ее грубым оборудованием для перекручивания колышков, ручными карточками, ручными колесиками и несовершенными ткацкими станками была паровой фабрикой в миниатюре".
Этот факт объясняет то, что десятки тысяч таких как Брайант людей вынуждены были искать новый источник дохода, ведь паровые ткацкие станки на фабриках заменили человеческий труд. Брайант был одним из немногих, кто решил пойти служить, без сомнения, он сделал это потому, что просто-напросто не смог найти другую работу в Лондоне. К сожалению, нет никаких записей о его семнадцатилетней службе между 1828 годом и экспедицией Франклина, но по всей видимости, раз он достиг чина сержанта, то служил отлично. Чем-то его карьера, возможно, была схожа с карьерой сержанта Тозера, о котором написано ниже. На внешней стороне его документа об аттестации, рядом с его подписью "Дэниэл Брайант", выцветшими красными чернилами написаны всего две буквы – "D D" – это сокращение применялось аж с Елизаветинской эпохи и означало "Discharged Dead" ("Отстранен от службы по причине смерти"). В книге с описаниями в правой колонке под заголовком "Отстранение от службы" аккуратным почерком указано "Был отстранен от службы по причине вероятной смерти в арктической экспедиции под руководством сэра Джона Франклина – Жалованье выплачивалась до 31 марта 1854 года".
Рядовой третьего класса Джеймс Дэли был одним из двух ирландцев среди морских пехотинцев экспедиции Франклина. Он был назначен на Террор, тогда как его соочественник, Уильям Пилкингтон, служил на Эребусе. Дэли был родом из Тубберклю, небольшой деревеньки в графстве Уэстмит, самом центре Ирландии. Он родился в феврале 1814 года. Однако зачислен на службу он был в Бирмингеме, в Англии, 15 декабря 1838 года. Его тоже завербовал капитан Пилчер, и в Вулвиче Джеймс Дэли получил начальную добавку к жалованью 19 декабря. Хотя в документах его предыдущая профессия была обозначена просто как "рабочий", он был грамотен и поставил подпись. Он был ростом 176 см, обладал смуглым цветом лица, у него были черные волосы и серые глаза.
Джон Хэммонд был еще одним рядовым третьего класса на борту Террора, и происходил из Калверли, Брэдфорд, в Западном Райдинге Йоркшира. Он был зачислен на службу в Манчестере 28 января 1832 года, и получил аттестацию два дня спустя. Ему тогда было 19 лет. Он был неграмотным рабочим, поэтому вместо подписи поставил крестик. Он также был завербован капитаном Пилчером, который рекрутировал Уильяма Эйткена в Ворчестере тремя годами ранее и который шестью годами позже завербует Джеймса Дэли. Возникает
вопрос, осознавал ли Пилчер, когда в 1850-х годах стали очевидны все масштабы катастрофы экспедиции Франклина, свою косвенную ответственность за наличие более чем одной жертвы? Мы не знаем точно. К 16 февраля все рекруты капитана прибыли в Вулвич, где Хэммонду дали 2/6 части его начальной добавки, то есть £2 17 s 6 d. Он был приписан к 8-й роте 4-го подразделения, и именно из этой роты в экспедицию Франклина будет набрана большая часть морских пехотинцев. Его рост составлял почти 178 см, у него был светлый цвет лица, серые глаза и светлые каштановые волосы.
Джефф Хили, рядовой третьего класса с Эребуса, был родом из Миддлтона, Манчестер, и вступил в Королевскую морскую пехоту в своем родном городе в возрасте 19 лет, 29 апреля 1834 года. Он тоже был ткачом. У него были каштановые волосы, серые глаза и светлый цвет лица. Хотя документ о его аттестации не удалось отыскать, он появляется в двух книгах с описаниями. В обеих этих книгах мелким почерком сказано, что у Хили "была татуировка в виде семи звезд на его левом запястье, сзади".
Рядового первого класса Уильяма Хизера можно даже назвать лондонцем, так как он родился в 1810 году в Баттерси (тогда это была деревня рядом с Темзой, в Сурри). Когда того или иного мужчину отстраняли от службы, запись о всей его службе иногда прикреплялась к документу об аттестации, а затем откладывалась в архив. Но корабли экспедиции Франклина затонули, поэтому мы даже не смеем надеяться когда-либо отыскать подобную информацию. Но! В случае с Уильямом Хизером ситуация обстоит иначе, нам повезло, что какой-то офисный клерк взялся за работу и подробно описал всю карьеру этого мужчины в конце аттестационного документа. Таким образом, у нас имеется довольно детализированный отчет о службе одного из морских пехотинцев экспедиции Франклина, значит, мы имеем хотя бы примерное представление о службе остальных из них, но важно помнить, что, хотя трое из них (Эйткен, Брайант и Хопкрафт) вступили в пехоту в конце 1820-ых, Хизер к 1845 году успел отслужить только 15 лет.
Он получил аттестацию в Севенокс в Кенте 24 февраля 1830, и затем, 5 апреля 1831 года, был назначен на корабль ее величества Принц-Регент, первоклассное 120-пушечное линейное судно. Без сомнения, в промежуток длинной 14 месяцев между аттестацией и назначением на корабль Хизер провел на учениях в казармах Чатема. Он служил на Принце-Регенте под руководством капитана (позже адмирала) Джеймса Уайтли Динса Дандаса (1785–1862) практически целый год, до 9 февраля 1832 года. Тогда Принц-Регент перестал быть идеальным местом для службы, так как корабль вернулся из Португалии и стоял в Ширнессе (база Королевского-военно морского флота в устье Темзы), и во время этого Хизер как раз и служил на нем. Итого, спустя два года после службы в Королевской морской пехоте, Хизер не бывал нигде, кроме Кента. Это изменилось, когда он был отправлен в Портсмут и назначен на корабль ее величества Кастор (фрегат 5-го ранга, 36-пушечный), который был специально построен в Чатеме для капитана достопочтенного лорда Джона Хэя (1793–1851). Затем долгие 5 лет и рядовой Хитзер, и лорд Джон служили на этом корабле. Это все было потому, что Кастор, вместе с 28-пушечным Норт Старом и инновационным паровым весельным шлюпом Фениксом, был отправлен в Лиссабон как раз в то время, когда Британия вмешалась в гражданскую войну в Испании.
Когда король Фердинанд VII умер в 1833 году, его овдовевшая жена, Мария Кристина, была назначена регентом Изабеллы, своей дочери. И тогда брат умершего короля, Дон Карлос, поддерживаемый большей частью испанской армии, захотел захватить трон. Удивительную параллель тут можно провести с Испанской Гражданской войной 1930-ых годов; королева-регентша, дочь которой имела все законные права на трон, попросила помощи у португальской, французской и британской армии, чтобы восполнить недостаток военной силы. Согласно Томпсону: "Британский легион численностью около 10 000 человек состоял из пехоты, кавалерии и артиллерии. Он был набран в Великобритании, но входил в состав испанских вооруженных сил и оплачивался ими, а передовые подразделения прибыли в Испанию в середине 1835 года". Британия выслала 10 рот морской пехоты. Хотя семь рот (около 700 человек) были посланы прямиком из Англии, остальные 3 роты были набраны из местных кораблей Королевского военно-морского флота, и там как раз и служил рядовой Хизер. Так что мы точно можем сказать, что он – и не исключено, что некоторые другие ветераны пехоты, служившие под руководством Франклина – принимал участие в битве под Бильбао под командованием лорда Джона Хэя, а также в двух других крупных сражениях.
Морская пехота удивительно храбро сражалась в битве под Ориаменди. Британский легион, не выдержав неожиданной атаки карлистов, бежал, и только Королевская морская пехота продолжала сражаться, и таким образом предотвратила разрушение британского флота карлистами. С легионом дела обстояли лучше в Эрнани, но даже там морская пехота опять отличилась, отважно сражаясь, одержав победу над армией в четыре раза больше своей. Хотя британский легион был отстранен в 1837, Королевская морская пехота не покинула Испанию до 1840 года.
Лорд Джон (он был переведен на Феникс в ноябре 1836 года, а затем на Норт Стар в марте следующего), Кастор и Уильям Хизер благополучно вернулись домой в 1837 году. Хизер закончил свою службу на корабле 9 февраля, ровно пять лет спустя с момента окончания службы на Принце-Регенте. Единственной информацией касаемо его службы с момента ее окончания на Касторе и назначения на Террор 13 марта 1845 года является новость, что "новая форма будет готова к апрелю 1838". Это было сказано в его документе об аттестации, но причина, по которой эта деталь была столь важна, нигде не упоминается. Позже очень мелкими почерком сказано, что он "был переведен из Чатема 10 августа 1837 года". Видимо, он был переведен из одного подразделения в другое, и вероятно, именно это стало причиной, по которой был сделан отчет о его службе в предыдущем подразделении, и никто не мог подумать, насколько важной окажется эта информация два столетия спустя. И снова, на обложке аттестационного документа красными выцветшими чернилами сказано: "Был отстранен от службы по причине смерти в арктической экспедиции под руководством сэра Джона Франклина".
Капралом на Терроре был Уильям Хеджес, рожденный в 1815 году в Брэдфорде-на-Эйвоне, Уилтшир. 1 сентября 1834 года он записался добровольцем в морскую пехоту в Бате, что находилось в соседнем от него графстве Сомерсет, тогда ему было 18 лет и три месяца. Хотя в его документе об аттестации ничего не сказано о его жизни до начала службы, в одной из книг с описаниями указано, что он был мясником (скорее всего, он потерпел неудачу в этой профессии и вынужден был пойти служить). Уильям Хеджес был ростом 172 см, у него были каштановые волосы и карие глаза. В одной из книг упоминается, что во время отсутствия он был повышен до сержанта, это произошло 20 мая 1848 года.
Самым старым из морских пехотинцев был Роберт Хопкрафт (Эребус). У него есть немного общего с Эйткеном. Он вступил в морскую пехоту на несколько месяцев раньше, в июле 1829, в своем родном городе в Ноттингеме. По всей видимости, Роберт Хопкрафт был старшим сыном в семье, и хотя нигде не указана дата его крещения, существует запись о регистрации брака между Робертом Хопкрафтом и Энн Бернхэм в приходе церкви святой Марии в Ноттингеме, датированная 22 июля 1806 года. Это довольно необычная фамилия, поэтому можно точно сказать, что это действительно были его родители. Как и Эйткен из Мидленда, Хопкрафт-младший ранее работал в отрасли, связанной с текстильной промышленностью, и его профессией было производство игл. На момент зачисления в морскую пехоту ему было 22 года. И опять мы видим, что индустриальная революция сыграла злую шутку, и машины все чаще заменяли человеческий труд на фабриках, поэтому Хопкрафт тоже лишился работы. После аттестации 15 июля ему дали полкроны из начальной добавочной суммы, а оставшиеся 3/6 части ему были даны 22 числа того же месяца, тогда он все еще находился в Ноттингеме. 1 августа в Вулвиче он поставил подпись под заявлением о том, что он "Получил сумму в три фунта деньгами и предметами первой необходимости. Эта сумма являлась начальной добавкой к зарплате", хотя по всей видимости 6 шиллингов, которые он получил авансом, были вычтены. Он был ростом 177 см, обладал светлым цветом лица, у него были серые глаза и каштановые волосы.
К сожалению, не удалось найти ни документа об аттестации, ни какого-либо упоминания в книгах с описаниями о капрале третьего класса с Эребуса – Александре Патерсоне. Было сделано множество попыток, в том числе попыток найти видоизмененную фамилию Патерсон. Тогда христианское имя "Александр" было популярно в совноном у шотландцев, но и тут поиски не были обречены на успех. Возможно, его звали иначе, но он взял себе новое имя, как и Сэмюэл Браун, взявший фамилию Харди, который был помощником боцмана на том же самом корабле. Все, что известно о Патерсоне – это то, что он родился в Инвернессе в устье реки Ватерлоо, в июне 1815.
Рядовой третьего класса Уильям Пилкингтон был ирландцем, как и Джеймс Дэли, и служил на Эребусе. Он происходил из порта в Килруше, графство Клэр, что в устье реки Шеннон на западе Ирландии; там он родился в феврале 1817 года. Как и трое других морских пехотинцев (Хеджес, Рид и Тозер), он записался в добровольцы в Бате 12 ноября 1834 года, всего 10 недель спустя после Хеджеса. Тогда ему было 17 лет 9 месяцев. И возраст тогда имел мало значения. Хотя для солдат был обязательный возраст 18 лет, барабанщиков в 1830-ых годах принимали с 11 лет (есть по крайней мере один барабанщик, который участвовал в Наполеоновских войнах, когда ему было 7 лет). Пилкингтон был ростом 172 см, у него были темно-каштановые волосы, карие глаза и "желтоватый" цвет лица. В колонке, в которой было принято писать о предыдущей службе, кто-то написал "12 ноября 1850", ровно пятнадцать лет спустя после его аттестации – наступило время повышения.
Рядовой третьего класса с Эребуса Уильям Рид записался на службу в Бате 16 июля 1835 года, когда ему было 19 лет. Он был родом из Бристоля, и ранее работал сапожником. Он тоже был ростом 172 см, имел темно-каштановые волосы и карие глаза, а его цвет лица был описан как "свежий". В одной из книг с описаниями в графе "Предыдущая служба" было сказано, что он "предположительно умер в арктической экспедиции под руководством сэра Джона Франклина".
Сержантом на Терроре был еще один мужчина из Сомерсета, Соломон Тозер, родившийся в 1815 году в Оксбридже, недалеко от Чеддара, на севере ранее указанного графства. Необычное имя дает нам право предполагать, что он, скорее всего, принадлежал к другому христианскому течению; может, он был конгрегационалистом, как и Абрахам Сили, матрос с того же корабля. Есть некоторые непонятные моменты касательно возраста Тозера, так как в его документе об аттестации указано, что 29 августа 1833 года ему было "18 лет и два месяца", но в списке офицеров и командного состава 1853 года сказано, что в 1845 году его возраст составлял 34 года. Но если так, то годом его рождения должен был быть 1811. Так как возраст "18 лет и два месяца" указан в обеих книгах с описаниями, то возможно, ему на самом деле было столько лет, хотя описания в книгах основываются прежде всего на документе об аттестации. Самым необычным в истории этого сержанта является череда его повышенной. Хотя первоначально он служил в 24—й роте, к 1837 году, когда Виктория была коронована и вооруженные силы были реорганизованы в ‘Новое учреждение’ — он уже дослужился до звания капрала в 4-й роте. Он был повышен до сержанта 26 октября 1844 года, будучи в 48-ой роте. К его последнему повышению, которое произошло 30 января 1849 года, когда он, вероятно, уже давно был мертв в Арктике, был добавлен комментарий "награда за выдающуюся службу". В той же самой книге в графе "Предыдущая служба" указана дата "27/28 августа 1848", что означало, что он отслужил ровно 15 лет к тому времени. Значит, от двух до четырех лет он прослужил в качестве рядового, около леми в качестве капрала и пять в качестве сержанта (тут стоит отметить, что у рядовых и капралов существовали классы: 1 класс был самым старшим и 3 – самым младшим; у сержантов же не было деления на классы). В возрасте 18 лет, Тозер был ростом 174 см, у него были светлые волосы, карие глаза и светлый цвет лица. До службы он работал плотником, и его подпись весьма аккуратная. Далее указано что он был "Отстранен от службы по причине смерти в экспедиции на Северный полюс под руководством сэра Джона Франклина", и тут была допущена ошибка. В романе Роберта Эдрика "The broken lands" он обладает необычайно отважным, храбрым и практичным характером.
Последним по алфавитному порядку из 14 морских пехотинцев является Генри Уилкс, который также позже всех них вступил в Королевскую морскую пехоту. Он был зачислен в Ворчестере 7 апреля 1836 года, и служил практически целых десять лет до отплытия экспедиции в 1845 году. Это еще раз доказывает, что мужчины, плывшие с Франклином были вовсе не наивными идеалистами и дураками, павшими жертвой из-за собственной неопытности, как их любят изображать современные комментаторы. Во время его девятилетней службы, Уилкс, возможно, сражался вместе с Уильямом Хизером в Испании, или участвовал в захвате Акра вот время войны в Сирии и Египте в 1840-1841 годах, когда Британия вмешалась и поддержала Оттоманскую Империю. Безусловно, он увидел мир и пережил больше, чем если бы так и остался неграмотным ткачом чулков из Лейчестера, которым он был до 8 апреля 1836 года. Его глаза были серыми, волосы темно-каштановыми, цвет лица свежим. Он был назначен в Вулвич, в 16-ю роту, 27 апреля.
УИЛЬЯМ БРЕЙН
Рядовому третьего класса Уильяму Брейну было только 19 лет на момент зачисления в морскую пехоту в Довиле, что в Сомерсете, в рождественский сочельник 1833 года. Назвав свой возраст ("20 лет"), он либо ошибся, либо намеренно соврал, так как на самом деле он родился в деревеньке Окхилл в Шептон-Маллет, в марте 1814 года. Его аттестационный документ отличается тем, что его распределилил в Плимутское подразделение, которое находилось в соседнем от него графстве Девон. Таким образом, в его записи о службе содержится больше информации, чем обычно. Это все потому, что позже он был переведен в подразделение Вулвича, что являлось, как оказывается, поворотным этапом в его судьбе, и сделало бессмертным неграмотного рабочего, решившего вступить в Королевскую морскую пехоту. В записях о службе сказано, что он был "рядовым с 24 декабря 1833 по 23 июля 1834 – 7 месяцев" и что "Данное Имя не фигурирует в книге военного трибунала или неплательщиков". Под этой информацией стоит дата: "Казармы Плимута, 3 августа 1846 года" – то есть, четыре месяца спустя после того, как рядовой Брейн умер и был погребен, хотя в то время никто в Англии еще не знал об этом. Эту запись можно просто объяснить: когда прошло больше года с момента отплытия экспедиции Франклина, бюрократы Адмиралтейства были обеспокоены тем, чтобы вся зарплата мужчинам была выплачена точно, и поэтому они нашли документ об аттестации Брейна, и заметили, что его семимесячная служба в Плимуте не была указана – и заполнили пробел.
В марте 1850 года капитан Уильям Пенни обнаружил три могилы на острове Бичи, 74◦ 44 N, 91◦ 55 W. На одном из могильных камней была запись:
"Памяти Уильяма Брейна,
морского пехотинца корабля ее величества Эребус,
который умер 3 апреля 1846 года в возрасте 33 лет
"И избери сегодня ты, кому служить обязан" Иисус Навин, xxiv, 15".
Такой отрывок из Библии – слегка иначе процитированный – был одобрен, если не лично выбран, самим Франклиным. Цитата поражает, и сначала даже возникает вопрос: а были ли разногласия между участниками экспедиции в их первую арктическую зимовку на острове Бичи? Эта теория может найти подтверждения в том, что в оригинальном отрывке из Библии пророк Иисус Навин пытается усмирить мятежные войска. На самом деле стих звучит так:
"Если же не угодно вам служить Господу, то изберите себе ныне, кому служить, богам ли, которым служили отцы ваши, бывшие за рекою, или богам Аморреев, в земле которых живете; а я и дом мой будем служить Господу, [ибо Он свят]" [перевод взят с сайта bible.com]
Неизвестно точно, были ли разногласия с религией у Брейна на смертном одре, но безусловно, Франклин, христианин-евангелист, всеми силами старался заставить свою команду думать о спасении их душ.
В июне 1986 года тело Брейна было выкопано и исследовано учеными Университета Альберты: Оуэном Битти, Уолтом Ковалем, Джеймсом Севиллом, Роджером Эми и Эриком Дамкжаром. И хотя книга Битти рассказывает о вскрытии (не только Брейна, но еще двух других могил) и содержит даже отдельную главу под названием "Морской пехотинец", документы Брейна были впервые изучены в этой статье, и таким образом, у нас появилась дополнительная информация о нем. Например, надпись на табличке гроба Брейна теперь может быть более правильно интерпретирована. На табличке сказано:
У. БРЕЙН
R.M.8 CO. W.D
H.M.S. EREBUS
УМЕР 3 АПРЕЛЯ 1846
В ВОЗРАСТЕ 33 ЛЕТ
Теперь известно, что "W. D." означает "Woolwich Division" [Подразделение Вулвича. R.M. 8 CO. означает Морской Пехотинец 8 Роты – прим. пер.] – этого не знал Битти. (Многие люди, читая эти две буквы, думали, что они значат "War
Department", но это неправильно.) Еще одна интересная запись есть в книге с описаниями: "9 марта 1844 сбежал, будучи в отпуске". Это означало, что он превысил лимит времени, через который обязан был вернуться. Это могло бы объяснить, почему спустя более десяти лет службы он был всего лишь рядовым третьего класса. Это также может служить доказательством, что участники экспедиции Франклина не были совсем святыми.
Как и любая другая органическая материя, лежащая в вечной мерзлоте, тело Брейна относительно хорошо сохранилось, даже несмотря на то, что пролежало там целых 140 лет. Таким образом, весьма интересно сравнивать описание тела, которое дал Битти, с прижизненным описанием, сделанным капитаном Кокером. "Его рост был примерно 181 см", – писали Битти и Гейгер, тогда как офицер-вербовщик дал точный рост – 179 см. Разница не очень существенная, особенно если помнить, что такой рост был у Брейна в 19 лет, когда он только вступил, так что вполне возможно, что он продолжил расти и дальше. Более трудным является объяснение того факта, что в документе о аттестации его цвет волос указан как "светло-каштановый", тогда как при аутопсии тела 1986 года его волосы были "практически черными". Либо волосы потемнели с возрастом, либо какой-то химический процесс заставил их потемнеть после смерти и нахождении в вечной мерзлоте. На фотографии 1986 года у Брейна серые глаза, как и указано в описании 1833 года. Стоит отметить, что тело, завернутое в тонкую материю с лицом покрытым красным платком, не было одето в форму морского пехотинца, однако на нем имелась темно-синяя военно-морская куртка. Скорее всего, он умер именно в этой одежде, но даже в Арктике пехотинцы, которые стояли на своем посту, носили униформу. Этот может быть подтверждено находкой на Виктори Пойнт, которую обнаружил лейтенант Уильям Хобсон в 1858 году – был найден звездный значок с киверы морской пехоты. Этот артефакт находился там по крайней мере с апреля 1848 года, когда Крозье приказал покинуть корабли. Обладатель киверы, быть может даже сам Брейн, скорее всего был мертв, когда ее бросили.
Из аутопсии, проведенной в 20 веке, стало известно, что "этот мужчина был чрезвычайно истощен – это был буквально скелет, обтянутый кожей. Вероятно, он весил меньше 40 кг". Хотя Битти является приверженцем теории о том, что причиной смерти участников экспедиции послужило отравление свинцом, состояние тела Брейна лишь доказывало, что в последние недели своей жизни он был не в состоянии употреблять какую-либо пищу. Более важной информацией был результат лабораторного исследования, проведенного в Эдмонтоне Роджером Эми, который "выявил наличие бактерий туберкулеза в легких Уильяма Брейна". Вскрытия 1984 и 1986 года подтверждают, что и главный кочегар Джон Торрингтон (1826-1846), и Брейн (1814-1846) умерли от туберкулеза, что более вероятно, чем версия о том, что они отравились свинцом, хотя другие ели ту же самую еду и тогда еще не умерли. Документ об аттестации Брейна еще тем необычен, что снаружи на нем написано: "Отстранен по причине смерти...на острове Бичи" – предположительно, это было добавлено в 1851 году, когда Пенни вернулся и поведал о трех могилах на острове. Таким образом, Адмиралтейство делало пометку, что теперь не надо повышать человека по службе или выплачивать ему зарплату.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Что нового мы усвоили, прочитав о жизнях этих мужчин, описанных выше? Главной целью этой работы было очеловечить мужчин, которые до этого были просто именами в списках командного состава, объектами судебной экспертизы или даже вымышленными персонажами.
К сожалению, фотографии этих мужчин не сохранились, но по крайней мере у нас есть их описания. Есть документы, в которых говорится, когда и где родились участники экспедиции Франклина. Во многих из случаев эти места могут быть знакомы современным читателям. Даже из того простого факта, какую подпись мужчина ставил, можно понять, грамотен он был или нет. И хотя некоторые (причем они необязательно неграмотные) мужчины описаны простым словом "рабочие", у других были карьеры, которые из-за экономических или технологических причин перестали приносить им средства на пропитание. Все из них выбрали служить в морской пехоте и служили по крайней мере десять лет – за это время, безусловно, они пережили трудности и сражения – перед отплытием в Арктику. Как может быть известно из Испанской Гражданском войны, Королевская морская пехота в 1830-ых годах уже была первоклассным военным подразделением, удерживающим оборону, пока все остальные сдавались и сбегали. Королевский военно-морской флот тоже показал себя отлично, и после решительной победы над Наполеоном и дальнейшей активной службы – например, в борьбе с работорговлей – был признан лучшим.
Это были мужчины, плывшие с Франклином. Документы о них, во многих случаях даже с их личными подписями, все еще существуют. Исследуя эти бумаги, помещая их в социальный и политический контекст того времени, становится возможным воссоздать жизни этих людей. Эта часть истории оставалась нетронутой почти два столетия, во многих случаях начиная с момента, когда эти мужчины дали свои клятвы по время аттестации и дрожащей рукой поставили подпись – не ведая, что скоро их ждет героическая судьба и трагическая смерть за Полярным кругом.
ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ: The Royal Marines on Franklin’s last expedition, Ralph Lloyd-Jones