Найти в Дзене

ТЕ, КТО ПЛЫЛ С ФРАНКЛИНОМ

ТЕ, КТО ПЛЫЛ С ФРАНКЛИНОМ АВТОР: РАЛЬФ ЛЛОЙД-ДЖОНС ПЕРЕВЕЛА: МЕЛИНА КАЛЕНОВА КРАТКО: используя методы исследования, которые хорошо известны генеалогам, стало возможным обнаружение существенного количества информации не только о старших офицерах, но и о обычных моряках, которые в 1845 году отправились на поиски Северо-западного морского пути вместе с сэром Джоном Франклином и капитаном Фрэнсисом Крозье и не вернулись. Данные, собранные в основном из частных и национальных архивов Лондона и его округа, помогают нам расширить знания о трагедии экспедиции, заполняя пробелы в уже известных фактах и отвечая на некоторые вопросы, поднятые последними археологическими находками. Таким образом, эта статья повествует о часто игнорируемом социальном прошлом участников последней экспедиции Франклина. ВСТУПЛЕНИЕ В национальных архивах в кью хранятся многие списки личного состава кораблей Королевского военно-морского флота, с 1667 года по 1878. Эти большого размера страницы о пассажирах всех кораблей
Оглавление

ТЕ, КТО ПЛЫЛ С ФРАНКЛИНОМ

АВТОР: РАЛЬФ ЛЛОЙД-ДЖОНС

ПЕРЕВЕЛА: МЕЛИНА КАЛЕНОВА

КРАТКО: используя методы исследования, которые хорошо известны генеалогам, стало возможным обнаружение существенного количества информации не только о старших офицерах, но и о обычных моряках, которые в 1845 году отправились на поиски Северо-западного морского пути вместе с сэром Джоном Франклином и капитаном Фрэнсисом Крозье и не вернулись. Данные, собранные в основном из частных и национальных архивов Лондона и его округа, помогают нам расширить знания о трагедии экспедиции, заполняя пробелы в уже известных фактах и отвечая на некоторые вопросы, поднятые последними археологическими находками. Таким образом, эта статья повествует о часто игнорируемом социальном прошлом участников последней экспедиции Франклина.

ВСТУПЛЕНИЕ

В национальных архивах в кью хранятся многие списки личного состава кораблей Королевского военно-морского флота, с 1667 года по 1878. Эти большого размера страницы о пассажирах всех кораблей были во владении у казначея. В течение этих 211 лет, британские судна побывали во всех океанах и морях, и обогнули большую часть побережий на планете, везя с собой тысячи давно забытых моряков. Эти точные записи велись, чтобы удостовериться в том, что каждый моряк, начиная от адмиралов по типу герцога Кларенса до "юнги третьего класса" получил свою честно заработанную сумму, которая ему полагалась. После 1800 также можно было часто наткнуться на книги описаний. Их формат был меньше, и они обычно были прикреплены к спискам личного состава того или иного корабля. Никто и не предполагал, что так будет, но эти книги представляют огромный интерес для историков. В XIX веке, Королевский военно-морской флот хранил довольно детальное описание внешности мужчин по той простой причине, что никому нельзя было доверять. Если бы мужчина дезертировал, то его могли легко поймать, так как его внешность была записана в книге. В случае с кораблями ее величества Террором и Эребусом, современные историки тоже хотят "поймать" плывших на них моряков. Одно обстоятельство облегчило задачу историкам: когда корабли прибыли в Гренландию, их последнюю остановку перед отплытием в безлюдную Арктику, списки участников кораблей были отправлены назад в Англию на корабле Баретто Джуниор, который вез провизию для экспедиции.

На Эребусе, корабле сэра Джона Франклина, такая книга (ADM 38/0672) была во владении казначея Чарльза Осмера, с 4 марта по 19 мая 1845 года. Сам Осмер тоже появляется в списке, сверху на второй странице – "Уполномоченные гражданские офицеры", всего которых было трое. Снизу указан следующий список – "Уполномоченные военные офицеры", всего которых 10. Следом идут четыре уоррент-офицера, правда, один из них, Джозеф Робинсон, был направлен на другой корабль ее величества, Вернон, 7 апреля. Дальше можно прочитать 57 имен участников команды корабля. Девять из них плыли только до Данди, чтобы там пересесть на корабль ее величества Персеус, и один, Фрэнсис Кларк, был отправлен домой в Англию на вспомогательном корабле Баретто Джуниор. Таким образом, на корабле оставалось 45 моряков и двое "юнг первого класса", которые были указаны на отдельной странице. Автор недавно вышедшей книги о экспедиции 1845 года ошибся, заявив, что самые младшие участники команды кораблей были "мичманами" (Кукман, 2000). На самом деле они были моряками младше двадцати лет. В то время классификация была по возрасту: с 11 до 13 лет мальчики были юнгами третьего класса, хотя столь юных молодых людей никогда не отправляли в Арктику. Из остальных 45, 20 были описаны как "матросы". Стоит отметить, что на борту ни одного из кораблей не было "простых моряков", более младшего и низкооплачиваемого класса. Боцманы, плотники и инженеры на двух кораблях были уоррент-офицерами, остальные 22 были младшими офицерами. У большинства из них названия их должностей говорили сами за себя: мастер по изготовлению парусов, конопатчик, повар, кузнец. Следует, однако, пояснить, что капитан бака и капитан трюма были уоррент-офицерами, ответственными за зоны на палубах и под ними. Капитан главной мачты и Капитан фок-мачты отвечали за порядок наверху: во время, когда матросы работали с парусами грот- и фок-мачты. Ни на одном корабле не требовался капитан бизань-мачты, потому что их бизань-мачты были переоборудованы для установки передних и

кормовых парусов, что требовало меньшего количества людей, и сэкономленное пространство использовалось для хранения припасов.

Касательно участников команды корабля капитана Фрэнсиса Крозье Террор, то они почти ничем не отличались от упомянутых на Эребусе. Одним отличием было то, что книга со списками участников (ADM 38/1962) была во владении Эдвина Хелпмана с 3 марта по 17 мая 1845 года, и его звание было ответственный клерк, а не казначей. В Списке он был указан как единственный подчиненный офицер, также там было восемь уполномоченных военных офицеров и двое (врачей) уполномоченных гражданских офицера. В команде из 58 людей на корабле было три уоррент-офицера и трое юнг первого класса. Двенадцать человек плыли только до Шотландии, чтобы там присоединиться к кораблю ее величества Персеус. Один мужчина, Джеймс Севейдж, был 24 апреля отправлен в больницу в Вулвиче на лечение, это было еще до отправления кораблей в путь. Роберт Никсон был по неизвестным причинам разжалован за 10 дней до их отплытия из Вулвича, Джон Браун вернулся из Шотландии рано в июне, и один из юнг, Уильям Итон, был разжалован 29 апреля. Таким образом, на борту корабля Крозье оставалось 19 матросов и 21 младший офицер, а также 15 старших офицеров и уоррент-офицеров. Стоит отметить, что семеро офицеров Королевской военно-морской пехоты на борту каждого из кораблей не упоминаются нигде.

Возраст и дата назначения на корабли каждого офицера и моряка указаны в списках. Также там имеются записи о том, где ранее служили участники команды. Пять офицеров с Эребуса (включая самого Франклина и командора Джеймса Фицджеймса) и трое с Террора (включая Крозье) были ранее на половине жалованья, что означало, что они не работали какое-то время, но являлись доступными для службы. Остальные 13 уполномоченных офицеров были активно служили на кораблях, либо были "Действительно уполномоченными", и недавно поступившими на службу. Эта статья не фокусируется на старших офицерах, но считаю важным отметить, что трое из них на Эребусе и двое с Террора ранее служили на корабле ее выеличества Экселлент, и чем расскажу далее.

Четырнадцать участников команды на обоих кораблей были "первенцами". Это, конечно, не значило, что у них совсем не было морского опыта. Например, Джеймс В. Браун, возрастом 28 лет, был новичком на Эребусе и получил должнсоть конопатчика, то есть младшего офицера, специализирующегося на заделке швов корабля. Так как он прибыл из Дептфорда, вверх по реке от места в Вулвиче, откуда отправилась экспедиция, то можно сделать вывод, что он долгое время работал конопатчиком на торговых морских судах. Остальные "первенцы" были китобоями и знали арктические воды; и Адмиралтейство, и командор Джеймс Фицджеймс брали во внимание полярный опыт при назначении мужчин на должности в экспедицию. Так как 28 новичков никогда не служили в Королевском военно-морском флоте до этого, можно лишь гадать, какой была их прежняя жизнь. Большинство из них были матросами возрастом в двадцать с лишним лет, но одним из исключений был Джон Кинли, квартирмейстер на Терроре, который был одним из самых старых участников экспедиции вообще, ему было 44 года. Он прибыл из Шотландии, из местечка Сент-Эндрюс, и, вероятнее всего, обладал опытом работы на торговых судах. раз уж ему был доверен такой серьезный пост. На Эребусе был тридцатитрехлетний главный котельный машинист Джеймс Хэрт из Хэмпстеда, тогда деревне в Миддлэссексе, и он, должно быть, обладал опытом работы на торговых сужда или железной дороге. Но даже без записей Адмиралтейства, иногда возможно узнать больше о новичках на кораблях экспедиции Франклина из других источников, особенно из приходских записей.

Касательно родившихся в столице или близ нее, приходские записи могут быть найдены на микрофишах Лондонских церковных архивов. Человек с редкой фамилией Уильям Вентцель, новичок на Терроре, возрастом 33 года. Необычная, вероятно, немецкая фамилия, позволила легко отследить его появление. Существует запись (X092/170) о "Уильяме, сыне Элизабет Веценден, незаконно рожденном в доме исправительных работ Грейс Инн". Запись датирована 31 мая 1812 года, и соответствует возрасту, указанному в корабельном списке, и хотя фамилии немного отличаются, но это точно он.

Даже если офицер Королевского военно-морского флота не служил несколько лет, у него все равно был особый "Сертификат" о предыдущей пройденной службе. Подписанный капитаном в конце каждого корабельного плавания, сертификат позволял казначею или клерку узнать, где служил мужчина и откуда он пришел. Полные сведения о прошлой службе мужчин были скопированы в книгу описаний на каждом корабле. Конечно, книги описаний 1845 года и на Эребусе, и на Терроре были уничтожены вместе со всеми вещами на борту. Но все равно в некоторых случаях удается проследить целые карьеры мужчин, находя информацию о них в книгах предыдущих кораблей, на которых моряки служили. Также интересно в целом узнавать, где, начиная от судовых причалов и заканчивая военными кораблями с высшим рейтингом, прежде служили люди, отправлявшиеся в арктическое путешествие.

Исключив офицеров, которые никогда не пересекали арктический круг, и 14 новичков, у нас остается 62 моряка, 32 на Эребусе и 30 на Терроре. Все эти люди раньше служили в общей сумме на 41 разном корабле, 23 из которых были военными, остальные частными. Эта статистика послужила фундаментом ошибочной теории о том, что офицеры Франклина были совсем неопытными и наивно предполагающими, что Арктика будет легким пунктом назначения, а на самом деле отправившимся навстречу своей смерти. С 41 корабля, 35 списков личного состава и 28 книг с описаниями помогли собрать информацию о тех, кто плыл с Франклиным. Некоторые из книг с описаниями позволяли составить сравнительно детальную биографию, превращая человека из просто указанного в списках имени в мужчину, имевшего внешность, карьеру и в целом жизнь.

ПОЛЯРНЫЕ ВЕТЕРАНЫ

Девять моряков прежде служилои на Эребусе и Терроре под руководством Джеймса Кларка Росса в его Антарктической экспедиции 1839-1843 годов. Их работа прекратилась 23 сентября 1843 года и они были вновь зачислены в 1845 году, причем не обязательно были распределены на тот же корабль или работу, что и раньше. Например, Джон Диггл из Лондона, которому было 36 лет в 1845 году, был назначен поваром на Террор, хотя до этого служил простым матросом на Эребусе в Антарктике. Он вступил в Королевский военно-морской флот в 1839 году и служил на военных кораблях. Ричард Уолл, мужчина из Стаффордшира возрастом 45 лет, сохранил свой пост повара на Эребусе, и в заключении Антарктиской экспедиции было сказано, что свою работу он выполнял "очень хорошо" (ADM 38/8045).

Джеймс Ригден, возрастом 34 года, бывший рулевым у Франклина, тоже имел немало опыта. Он родился у Джона и Ребекки в Миддл Диле, Кенте, и был крещен под именем "Джеймс Фредерик Элгар Ригден" 19 сентября 1811 года (Записи графства Кент: TR 2703/3). Тот факт, что ему дали несколько имен, дает повод для размышления, что его родители надеялись, что он изберет более благородную карьеру, но он поступил на службу в Королевский военно-морской флот и работал на 18-ти пушечном корабле ее величества Пеликан, который находился в Вулвиче, откуда в основном и набиралась команда Эребуса и Террора. Несколько месяцев Джеймс также служил на пароходе ее величества Дворф, катере береговой охраны, в книге описаний которого сказано, что Ригден был ростом 171,5 см, обладал свежим цветом лица, серыми глазами и каштановыми волосами, и также, что у него была татуировка с изображением "двух моряков и букв J.R." на правой руке (ADM 38/8006). Он назначен на Эребус 2 мая 1839 года, и сразу же повышен от матроса до рулевого, и в его задачи входило руководить теми, кто греб на лодках. Это дает нам понять, что он знал многое об управлении большими судами. Он сохранял свой пост до августа 1841 года, когда опять был понижен до матроса, чтобы получить звание капитана главной мачты месяц спустя. В мае 1843 он дальше продвинулся по карьерной лестнице, будучи назначен Квартирмейстером, важным младшим офицером, которых всего на корабле было трое. Однако, на этом посте он пробыл всего четыре месяца, так как корабли приплыли домой в сентябре. Как можно догадаться, его работа тоже была названа "очень хорошей" (ADM 38/8045).

Ранее упомянутый Диггл был повышен от матроса до Квартирмейстера в июле 1839 года. Еще один ченловек служил на Эребусе в Антарктической экспедиции Росса, его звали Уильям Харди, он происходил из Кингстона-на-Халле, и присоединился к Россу в порту Луи на Фолклендских островах 13 апреля 1842 года. Он точно прибыл туда на китобойном судне. В 1845 он, назвавшись Сэмюэлем Брауном, был назначен помощником боцмана на тот же корабль (там и был замечен его новый псевдоним).

Крозье уже доводилось управлять Террором в Антарктической экспедиции Росса. Пять моряков служили вместе с ним, и сопровождали Франклина в его путешествии в Арктику. Мы многое можем узнать о них, так как книга с описаниями из экспедиции Росса дожила до наших дней. Томас Ричард Фарр, родившийся в 1813 году в Дептфорде, был капитаном главной мачты на обеих экспедициях. Он вступил в Королевский военно-морской флот в тринадцатилетнем возрасте и в начале своей карьеры 8 месяцев служил юнгой на 120-ти пушечном корабле первого класса Принце Регенте. Дальше он решил поступить на службу на намного более мелкий корабль, 10-ти пушечный Фейри, на котором он служил три года и один месяц на Ямайке и в ее округе. Он был ростом 165 см, имел свежий цвет лица, темно-карие глаза и темные волосы. У него имелись татуировки на "обеих руках и бедрах". Следующие десять лет до назначения на Террор не задокументированы. Он присоединился к Россу в Тасмании– где Франклин был губернатором – 9 ноября 1840 года, за три дня до отправления Росса на юг. Можно с уверенностью сказать, что Фарр прибыл в Австралию на торговом судне, возможно перевозившем иммигрантов, и снова решил служить в Королевской военно-морском флоте.

Другим малоопытным моряком, который впервые присоединился к команде Эребуса в Хобарте в сентябре 1840 года, был Люк Смит, родившийся в 1818 году в Шэдуэлле. Он был ростом 171 см, обладал свежим цветом лица, темно-карими глазами и темно-каштановыми волосами. Его инициалы были вытатуированы у него на правой руке, и также в книге описаний сказано, что он был вакцинирован от оспы. В Антарктике он служил матросом, но в 1845 году он присоединился к экспедиции в поисках Северо-западного морского пути в качестве котельного машиниста.

Уильям Джерри, в 1816 году родившийся в Сент-Дэвисе, Пембрукшир, впервые ступил на борт Террора в мае 1839 года, когда корабль отплывал из Лондона на далекий юг. Он был ростом 167 см, обладал свежим цветом лица, светло-карими глазами и светлыми волосами. Хотя книга описаний говорит нам, что он был "воспитан в море", он так и не был повышен до звания младшего офицера и оставался простым матросом в обеих полярных экспедициях. Обычно, когда в книгах имелось в виду "они имели опыт на торговых судах", то все равно писалось "они имели морской опыт". Это контрастирует с морскими пехотинцами, которые до поступления на службу чаще всего трудились в полях или были мясниками и сапожниками, и пехотинцы по большей части проводили время на суше, а не в море, как моряки.

Томас Джопсон был стюартом капитана Крозье в обоих путешествиях. Сын торговца Уильяма Джопсона и его жены Сарры, он был крещен в церкви святой Мэрилебон в Лондоне 8 декабря 1816 года (LMR: X023/018). Впервые он поступил на службу на Террор 12 сентября 1839 года, но до этого он служил на 16-ти пушечном корабле ее величества Рейсер в 1838 году. Его рост был 166 см, у него был свежий цвет лица, карие глаза, и он был шатеном. Как и полагало прислуге старших офицеров, у него не было ни одной татуировки, хотя отличительной чертой у него был шрам на правой ноге (ADM 38/9162).

Наконец, последним мужчиной, бывшим и в экспедиции Росса, и в экспедиции Франклина, был третий Томас. Томас Джонсон поступил на Террор 1 июля 1839 года в качестве матроса. несмотря на то, что он работал довольно далеко от моря, в Висбече в графстве Кембриджшир, он тоже "был воспитан морем". Висбеч известен как "столица болельщиков", и в наши дни там все еще проходит много водных соревнований, а в 19 веке их было еще больше. Поскольку подходящей часовни в Висбече не было, его родители-методисты, Томас и Мэри, крестили его в Вилейской церкви святой Марии в Эли 2 мая 1821 года. Прошло 20 лет, и моряк вырос до 172 сантиметров, у него был желтоватый цвет лица, карие глаза и темные волосы. Спустя всего пару дней он был повышен до капитана главной мачты (6 июля), и этот ответственный пост он хранил до назначения его Квартирмейстером 29 октября 1840 года. В 1845 году он занимал самую важную младшую офицерскую должность – помощник боцмана. Хотя работа Джерри была описана как "хорошая", у Джонсона, Джопсона, Смита и Фарра в описании стояла отметка "очень хорошо" (ADM 38/9162).

Наряду с обнаружением того факта, что на борту Террора был методист (Томас Джонсон), удалось отследить веропринадлежность участника команды Эребуса, который был конгрегационалистом. Генеалогический центр содержит детальную копию регистрации из церкви нонконформистов: "Эйбрахам Сили, сын Ноа Сили и его жены Марты из Грейвсендского прихода был рожден 9 ноября 1810 года и крещен 30 декабря этого же года мной, Уильямом Кентом" (RG4/1372).

Это очень удивительно, потому что чаще всего в церковных записях указывали лишь дату крещения, а не рождения. А иногда, как и сейчас, детей вообще не крестили или крестили спустя много лет.

СЛУЖИВШИЕ НА ДРУГИХ КОРАБЛЯХ

Как было упомянуто, пятеро старших офицеров, а именно лейтенанты Ходжсон и Ирвинг с Террора, лейтенант Фейрхолм, первый помощник капитана Роберт Сарджент и второй помощник капитана Чарльз Де Во с Эребуса, ранее служили на корабле ее величества Экселлент. Этот корабль описывался как "элитное учебное артиллерийское судно военно-морского флота", но на самом деле это был старый (1810 года) и не самый лучший корабль, пришвартованный в Портсмуте, где многие из офицеров несколько месяцев обучались использованию огнестрельного оружия. Экселлент вовсе не был "элитным", в конце-концов, данный корабль был очередной стадией в карьере типичного морского офицера того времени. Сейчас это корабль располагается на острове Уэйл в Портсмуте и все еще используется для учений.

Другой старый корабль, который является более важным в нашем повествовании, был 36-ти пушечный корабль ее величества Бельведера, построенный в Дептфорде в 1809 году. Не менее пяти матросов, трое с Террора и двое с Эребуса, служили на этом корабле до 5 марта 1845 года, пока он не вернулся из Средиземного моря. Таким образом, эти моряки почти сразу же ступили на борт экспедиции Франклина, скорее всего потому что боялись остаться без работы. У Бельведеры была довольно экзотичная команда, ее участники включали в себя нескольких западных африканцев и мальтийцев, хотя единственные не-англичане, ступившие на борт Эребуса, были шотландцем и ирландцем. Шотландским капитаном фок-мачты был двадцатисемилетний Роберт Синклер, происходивший из Киркволла (Оркнейские острова). На борту Эребуса был еще один матрос из Киркволла, сорокаоднолетний Томас Ворк. Наверное, об этих двух мужчинах Фицджеймс писал, наъходясь в Стромнессе: "двое мужчин хотели повидаться со своими близкими – один с женой, которую он не видел четыре года, другой с матерью, которую он не видел семнадцать лет – так что я позволил им прогуляться до Киркволла, в четырнадцати милях отсюда". Это особенно больно читать, зная, какая трагедия ждала этих моряков, но также это означало, что Синклэйр сбежал из дома в море в возрасте 10 лет. Томас Ворк впоследствии описывался Фицджеймсом как "маленький старичок", когда они вместе пили виски в Стромнессе. В том же параграфе Фицджеймс ошибся, написава, что "все наши мужчины хорошо себя чувствуют, они отличные парни, в основном с севера страны", тогда как на самом деле большая часть участников команды была из Большого Лондона (Миддлэссекс и Сурри) и особенно из Кента. И ведь правда, не меньше, чем 14 человек с Эребуса и 7 человек с Террора были из этого графства (Кент). Синклэйр два года служил на сторожевом корабле Орестес (с марта 1839 по ноябрь 1841) перед четырехлетней службой на Бельведере. Он был ростом 165 см, обладал свежим цветом лица, черными глазами и черными волосами (ADM 38/7929).

Хотя двое из четырнадцати морских пехотинцев в экспедиции Франклина были ирландцами, только один моряк, Корнелиус Хикки, помощник конопатчика на Терроре, происходил из Ирландии. Он родился в 1826 году в Лимерике. Книги описаний Бельведеры говорит, что у него были черные глаза и черные волосы, свежий цвет лица, хотя на нем были заметны шрамы от оспы. Он обучался у корабельного мастера. Остальные двое с Бельведеры, поступившие на Террор, были матросы Уильям Стронг, 22 года, и Генри Сейт, 23 года. Стронг, родившийся в Портсмуте, был переведен на Бельведеру с другого корабля ее величества, Тайн, на Мальте в декабре 1842 года. Он тогда был очень молодым, и считался "юнгой первого класса", его рост был 172 см, он обладал свежим цветом лица, голубыми глазами и темным цветом волос. Сейт, или же Сейд, как иногда писалась его фамилия, был из Богнора в Сассексе, 165 см ростом, бледнолицым мужчиной с карими глазами и каштанового цвета волосами. Он был вакцинирован (ADM38/7629). На борту Бельведеры было еще двое юнг первого класса по имени Уильям Смит, но ни один из них не был двадцативосьмилетним мужчиной из Норфолка, который позже служил на Эребусе кузнецом. Он – единственный бывалый моряк, жизнь которого не удается отследить из-за его слишком распространенного имени.

Двенадцать мужчин, участвовавших в экспедиции 1845 года, ранее служили на четырех совершенно разных кораблях. Этими кораблями были: старый военный корабль Оушен, в 1841 году превращенный в плоавучую базу в Ширнессе; 12-ти пушечнфй Мастифф, который был исследовательским судном на Оркнейских островах в 1825-1851 годах; располагающаяся в Вулвиче яхта Уильям-энд-Мэри; и Везувиус, который, как можно догадаться по его названию, был деревянным кораблем с паровым двигателем, построенным в 1839 году. Двадцатишестилетний Уильям Фаулер из Бристоля, был стюардом казначея на Оушене, который он покинул 10 октября 1844 года. Ту же должность он сохранил и на Эребусе, работая стюардом Чарльза Осмера. Томас Хани из Плимута, возрастом 34 года, был уоррент-офицером: плотником третьего класса. Он работал на борту Оушена с июля 1844 и до 6 марта 1845, когда он присоединился к команде Террора. Хани до этого уже служил на корабле во время Антарктической экспедиции Росса. Другим уоррент-офицером, на этот раз с Эребуса, был боцман Томас Терри, ему тоже было 34 года, и он был из Хакни, тогда деревни в Миддлэкссексе. Он поступил на службу на Оушен в то же время, что и Хани, работая ранее на военном корабле ее величества Весталь (ADM 38/1287). К сожалению, книга описаний Оушена не дожила до наших дней, но ясно одно – эти мужчины были очень опытными в своей работе. Интересно было увидеть возраст этих участников экспедиции в списках личного состава, обычно он не указывается, как в случае с Джоном Уиксом, плотником на Эребусе, который тоже служил на Оушене, но позже решил работать на другом корабле, 50-ти пушечном Игле.

Один из матросов, ранее служивших на Мастиффе, Джозеф Ллойд из Гринвича, возрастом 25 лет, был уволен с Эребуса 25 апреля 1845 года, возможно потому что он был женат и сомневался, что ему стоит плыть в Арктику. Остальные двое с того же корабля были офицерами: второй мастер Джиллс Макбин и помощник Роберт Томас, которые до назначения на Эребус были мичманами (ADM38/8518).

Два весьма опытных моряка и один юнга с Террора перед экспедицией только успели вернуться из Средиземного моря на корабле Везувиус. Юнгой был восемнадцатилетний Джордж Чемберс из Вулвича, который служил на Везувиусе очень недолго, с 31 марта по 5 апреля 1845. К сожалению, он был подходящего возраста, поэтому Адмиралтейство сочло правильными позволить ему участвовать в арктической экспедиции. Несмотря на то, что он ранее болел оспой, его цвет лица был свеж, у него были серые глаза и каштановые волосы. Его рост был всего 152 см. Контрастно этому мальчику, Джорджу Томпсону с Везувиуса было 27 лет, и он совершил 5 плаваний на четырех разных кораблях до поступления на Террор. Томпсон был ростом 171 см, тучного телосложения, имел серые глаза и каштановые волосы. У него было несколько татуировок: роза и чертополох на правой руке; корабль, моряк и английский флаг на левой. Он был родом из Стейнса, но тогда жил в Уайтчепеле. Джон Коуи, женатый тридцатидвухлетний мужчина, был назначен матросом на Эребус, до этого служивши на четырех кораблях. Он был повышен до звания кочегара 6 мая 1845, за шесть дней до отплытия экспедиции из Вулвича. Весьма вероятно, что он был другом Томпсона, так как они вместе служили на неизвестном корабле Брюс и на корабле ее величества Пуатье. Он был ростом 168 см и имел темную кожу, карие глаза и черные волосы. У него была татуировка с инициалами "J.A. Cowie" на левой руке (ADM 38/9244). Моряки часто делали татуировки со своим именем или инициалами, чтобы в случае смерти их было легче опознать.

Офицер и уоррент-офицер ранее служили на яхте Уильям-энд-Мэри. Это был Джон Педди, повышенный от звания врачебного ассистента до врача 12 марта 1845 года, и занявший эту должность на Терроре, и боцман Джон Лэйн. Они оба служили на яхте с 1 июля предыдущего года, как и кочегар Томас Платтер, еще один лондонец, которого взяли на Эребус 24 марта. Хотя у экспедиции Франклина не сохранилась книга с описаниями, в списке личного состава сказано, что £3.19.4 1/2 было вычтено из его зарплаты за "постельные принадлежности и вощеные обертки" и также что он потратил 2 шиллинга на табак (что весьма скромно, та как обычно моряки тратили 3 шиллинга на табак ежемесячно).

С каждого из семи разных кораблей на Террор поступили по двое мужчин. И снова поражает огромное количество суден. 1840-е годы были очень важными в плане технологий, потому что, хотя лопастные пароходы были в ходу в Королевском военно-морском флоте с 1820-ых, только через двадцать лет началось эффективное усовершенствование гребных винтов. Один из участников команды Террора, Уильям Роудс, тридцатиоднолетний квартирмейстр, ранее служил на винтовом корабле ее величества Рэттлер, который, без сомнения, с ним на борту легко выиграл перетягивание каната у гребного парохода Алекто в марте 1845. Роудс, происходивший из Редингхерста в Кенте, был чрезвычайно опытным моряком и прежде Террора служил на не менее чем восьми кораблях. Книга описаний корабля ее величества Рэттлера описывает его как румяного мужчину с голубыми глазами и каштановыми волосами, ростом 170 сми со "шрамом на правой икре" (ADM 38/8828).

Рэттлер был построен в 1843 году. Другой недавно построенный (1839), хоть и гребной, корабль назывался Циклоп, и на нем служили первый лейтенант Эребуса Грэм Гор и Джозеф Эндрюс, капитан трюма. Эндрюс был тридцатипятилетним мужчиной из Эдмонтона, и он покинул Циклопа в мае 1843 после возвращения корабля из Средиземного моря, однако Гор продолжил служить на корабле, в том числе участвовал в путешествии на остров остров Бантри, графство Корк, во время которого погибли инженер и кочегар – скорее всего, из-за взрыва двигателя. Как старший лейтенант, Гору требовалось поставить подпись под записью об их смерти – в будущей арктической экспедиции, вероятно, ему доводилось делать это куда больше раз.

Два моряка, Джон Бридженс из Вулвича возрастом порядка 23 лет, и Джон Даунинг возрастом 34 года из Плимута, были назначены на Эребус и ранее служили на очень старом (1797) линейном корабле Эндимион. На том корабле они были просто матросами, и закончили свою работу в октябре 1843, когда корабль вернулся ихз Индии; на Эребусе Даунинг был назначен квартирмейстром, а Бридженс стал стюардом подчиненных офицеров (ADM 38/663). С корабля ее величества Геральд, исследовательского судна в Индийском океане, на Террор пришел подчиненный офицер, клерк Эдвард Хелпман, который и вел документацию на корабле. Списки личного состава Геральда рассказывают, что Хелпману было 23 года и что он был родом из Плимута. Сорокадвухлетний Джозеф Робинсон, уоррент-офицер оружейник, тоже присоединился к арктической экспедиции на Террор 9 марта. Он также имел богатый опыт, участвовав в 15 плаваниях на девяти разных кораблях, включая путешествие 1830-1834 годов с Франклином на корабле ее величества Рейнбоу в Средиземном море. Как бы то ни было, меньше чем через месяц (7 апреля) его перевели на другой корабль, Вернон, чтобы он плыл к Юго-восточному побережью Америки. Снова почти точно можно сказать, что причиной тому был его возраст или тот факт, что он был женат.

С печально известного лихтера Туртойз на Эребус пришли двое моряков, оба были уволены с корабля 11 декабря 1843 года. Фрэнсису Пококу, рыбаку из Апнора в устье реки Медуэй в Кенте, в 1845 году было почти 30 лет, хотя тут сложно сказать, ведь его возраст на Черепахе был указан как 26 лет, а два года спустя на Эребусе – как 24. Как бы то ни было, по описанию у него были веснушки, карие глаза и светлые волосы. Его рост был 162 см, также он переболел оспой (ADM 38/9186).

БРАТЬЯ ХАРТНЕЛЛЫ

Хотя Томасу Хартнеллу было всего 23 года, он был ветераном по сравнению с Пококом, для которого Туртойз был его первым кораблем. Хартнелл также был выше его, ростом в 173 см, и служил во флоте с 1838 года. Он тоже был веснушчатым парнем, и у него были светлые глаза и волосы. У Томаса были вытатуированы собственные инициалы на правой руке (ADM 38/9186).

Хартнелл служил на военном корабле ее величестве Волейдж в восточной Индии с января 1838 по май 1841. 15 сентября 1841, его старший брат Джон начал служить на Волейдже, но к тому времени Томас был перераспределен на Туртойз. Джон Хартнелл является важной фигурой в повествовании, потому что, как и морской пехотинец Уильям Брейн, он похоронен на острове Бичи и его тело было извлечено из могилы не менее трех раз, один раз Инглфильдом в 1852 году и дважды, в 1984 и 1986, Оуэном Битти. Битти забыл, что доктор из команды Инглфильда, Питер Сазерленд, произвел вскрытие Хартнелла, и в своей книге написал, что, вероятно, вскрытие было совершено доктором на Эребусе. Спустя пару страниц Битти цитировал, что в результате вскрытия, совершенного Сазерлендом в 1852 году, была выяснена причина смерти Хартнелла – чахотка, и что болезнь была весьма запущена. Теория о том, что покоящиеся на острове Бичи умерли от отравления свинцом, оказалась неверной, так как все из них умерли от туберкулеза. Также Битти проводя исследования трупа обнаружил, что Джон был одет в рубашку с инициалами "Т.Н." и датой "1844", которая, очевидно, принадлежала его брату. Книга описаний с корабля ее величества Волейдж позволяет сравнить то, как при жизни выглядел Джон Хартнелл в 1841 году, с его внешним видом 145 лет спустя после смерти: Битти измерил его рост, и он равнялся 180 см. Книга с описаниями дает его рост – 181 см, он был удивительно высоким мужчиной для того времени, и почти на 10 см выше своего младшего брата. Также в книге указано, что он имел желтоватый цвет лица, карие глаза и черные волосы, последнее было подтверждено учеными в конце двадцатого века. Хотя причиной его смерти стал туберкулез, не было никаких признаков столь же опасной болезни – оспы – от которой братья были вакцинированы в детстве. Что очень необычно для арктического путешественника, Джон раньше был сапожником. На его надгробие можно прочитать, что он умер 4 января 1846 года, всего три дня спустя после смерти кочегара Джона Торрингтона. Франклин, вероятно, сам выбрал цитату из библии для надгробия: "Так говорит Господь Саваоф; Обдумайте свои пути’" (Аггей, 1:7). "Господь Саваоф" может быть употреблено в контексте военно-морского флота, но это, безусловно, весьма мрачный ветхозаветный стих. Поможет ли понять эту эпитафию предшествующий стих в Ветхом завете? ‘Вы посеяли много, а принесли мало;

вы едите, но вам не хватает; вы пьете, но вы

не насыщаетесь; вы одеваетесь, но нет ничего

теплого; и тот, кто зарабатывает жалованье, зарабатывает жалованье, чтобы положить

его в дырявый мешок.’ Опять, как и в случае с отрывком из книги Иисуса Навина, выбранного для могилы Уильяма Брейна, можно сделать выводы, что это было адресовано оставшимся товарищам умерших; посреди безлюдной Арктики они должны волноваться о спасении своих бессмертных душ.

МНОЖЕСТВО КОРАБЛЕЙ

Два матроса на Эребусе ранеее служили на корабле ее величества Сандер, который, как и Эребус с Террором, был бомбовым судном, переделанным в исследовательский корабль для изучения американских и карибских вод. Джон Стриклэнд из Портсмута в 1838-1841 годах служил юнгой первого класса на Волейдже, и в 1845 году ему был 21 год. На его лице слегка были заметны шрамы от оспы, у него были голубые глаза и каштановые волосы. Его рост составлял 170 см, и он был "воспитан морем". Двадцативосьмилетний Джон Салливан был очередным матрасом родом из графства Кент, а именно из Нью Бромптона, недалеко от Джиллингема. Он был ростом всего 160 см и имел смуглый цвет лица, карие глаза и темного цвета волосы. Хотя оспа не оставила следов на его лице, у него был шрам на левой щеке. Он служил в военно-морском флоте с 1834 года, и поработал на четырех разных кораблях перед Сандером. Салливан тоже был "воспитан морем", но в отличии от Стрикленда был женат (ADM 38/9177).

Ранее служившие на 120-ти пушечном корабле Сент-Винсент, который с 1841 года был базой в Портсмуте, Эдвард Коуч и Эдмунд Хоар были назначены на Эребус третьим помощником и стюардом капитана соответственно. Хотя двадцатитрехлетний Хоар родом из Портси в Хэмпшире не был посвящен в какую-либо профессию, он прислуживал в Восточной Индии на корабле ее величества Корнуоллис с 1841 по 1844. Его рост был 175 см, и у него был бледный цвет лица, он обладал голубыми глазами и светлыми волосами, также якорь был вытатуирован у него на правой руке; он был вакцинирован и не женат (ADM 38/8937).

В начале своей книги Кукман упомянул Уильяма Оррена, тридцатичетырехлетнего матроса на Эребусе. Он писал, что Оррен "служил во флоте 15 лет". Но это была ошибка, потому что на самом деле этот матрос наоборот, НЕ служил во флоте 15 лет, в списках личного состава сказано, что он был уволен с 10-ти пушечного катера Свэн в июне 1830. Он был одним из кентийцев, и, отчасти благодаря его необычной фамилии, удалось найти запись о его крещении 4 июня 1806 года в соборе Святой Марии, он был сыном Джона и Маргарет (Записи графства Кент, Microfilm I-22A).

Пароход ее величества Стикс, один из новых гребных суден, построенный в Стромнессе в 1841 году и в "1844 только что вернувшийся с Азорских островов" имел в списках личного состава Томаса Г. Эванса, который позже станет самым молодым участником команды Террора. Ему было всего 17, но Хелпман повысил его возраст до 18 в записях, чтобы его можно было счесть за юнгу первого класса – это была минимальная квалификация для арктического плавания. Он вместе с новичком во флоте, Робертом Голдингом (которого тоже назначили на Террор), был родом из Дептфорда. Хотя он служил на Стиксе с августа 1841 года (ему было 13, он был юнгой третьего класса), в записях указано, что он был "рабочим". В 16 лет его рост составлял всего 161 см, у него был румяный цвет лица, серые глаза и темно-каштановые волосы. Он был вакцинирован (ADM38/9111).

Хотя указано, что он был "воспитан морем" сорокатрехлетний шотландец Джон Мюррей ранее служил всего на одном корабле ее величества – Айзисе, и 23 января 1845 года закончил работу, которая была описана как "очень хорошая". Должно быть, до этого он служил как гражданский ремесленник, изготовляя паруса, потому что ту же самую профессию он сохранял и на Айзисе, и на Эребусе. ОН был женат и ранее переболел оспой. Эти факты подтверждают раннюю теорию о том, что даже новички и юнги в экспедиции 1845 года обладали существенным опытом в торговле или на военных кораблях.

Через два дня после того, как Мюррей закончил свою службу на Айзисе, Ройбен Мейл покинул 18-ти пушечный корабль ее величества Пеликан. Он родился в Вулвиче 24 года назад, хотя повзрослевши жил в Дептфорде, неженатым. Он присоединился к военно-морскому флоту в 1840 году в качестве матроса, был повышен до квартирмейстера по окончании его службы на Пеликане, но был назначен на менее важную должность капитана бака на Терроре. Он тоже переболел оспой (ADM 38/8674).

Более ранний случай болезни можно отследить в книге описаний корабля ее величества Колумбайн, который плыл через мыс Доброй Надежды к Восточной Индии в 1838-1841 годах. Уэльский моряк из Росколина в Англиси, Джордж Уильямс, был отправлен назад в Англию из-за "хронической диареи". Эта ослабляющая организм болезнь, должно быть, послужила причиной, по которой Осмер написал, что "дата увольнения с предыдущего корабля неизвестна", когда вписывал Уильямса в списки на Эребус четыре года спустя, когда тому было 35 лет (ADM 38/0672). Как бы то ни было, в книге описаний Колумбайна сказано, что Джордж был уволен 5 января 1841 года (ADM 38/460). Ужасные болезни, особенно подобные цинге, были одним из критических факторов в трагедии Франклина; то же самое можно сказать о ранее упомянутых трех смертях от туберкулеза на острове Бичи, где корабли провели свою первую арктическую зимовку.

ПРИСЛУГА ОФИЦЕРОВ

Очень важно идентифицировать личности тех, кто прислуживал офицерам, потому что в 1859 году МакКлинток обнаружил человеческие останки, одетые в униформу стюарда. На каждом корабле было по четыре младших офицера, которые являлись прислугой капитану, подчиненным офицерам, казначею или заботились об оружейной комнате. Томас Джопсон, стюард капитана на Терроре, Джон Бридженс, стюард подчиненных офицеров на Эребусе, и Уильям Фаулер, стюард казначеня тоже на Эребусе уже были описаны. Эдмунд Хоар, двадцатитрехлетний стюард капитана на Эребусе, с деабря 1841 по ноябрь 1844 был прислугой на корабле ее величества Корнуоллис. После этого он очень недолго служил на Сент-Винсенте, ожидая своего назначения на Эребус. Его рост составлял 175 см, он обладал бледным цветом лица, голубыми глазами и светлыми волосами. Он был вакцинирован и имел татуировку якоря на правой руке (ADM 38/8937). Это дает нам право предполагать, что прислуга выбиралась хорошо, так как помощник с Эребуса Эдвард Коуч тоже служил на Сент-Винсенте, и он мог порекомендовать своего знакомого. Таким образом, остается лишь одюин стюард на Эребусе, Стивен Ричард Эйлмор, в обязанность которого входила забота об оружейной комнате. Ему было 24 года в 1845. Когда он только вступил в военно-морской флот, его назначили на 16-ти пушечный корабль Клио, к которому он присоединился из Калькутты 15 июня 1843 года. Должно быть, он приехал в Индию на гражданском корабле, что не очень удивительно, ведь он жил в Саутгемптоне, где есть крупный порт, занимающийся погрузкой товара на восток. На Клио Эйлмор был стюардом капитана Джеймса Фицджеймса, который стал командором Эребуса в 1845. Служба стюарда была описана как "очень хорошая", так что ясно, что Фицджеймс, заприметив способного парня, взял его с собой в Арктику (ADM 38/7803).

Оставшиеся слуги с Террора включают в себя стюарда подчиненных офицеров Уильяма Гибсона, которому было 22 в 1845 году. Он вступил в Королевский военно-морской флот в 17 лет и служил на корабле ее величества Вандерер 22 месяца. Он тоже был из Лондона, у него была бледная кожа, карие глаза и каштановые волосы (ADM 38/9306). Он был не очень опытен по сравнению с его товарищем Генри Пегларом, чья карьера описана ниже.

Эдвард Джордж был юнгой первого класса, но был повышен до обычного моряка на корабле ее величества Кембридж, но был уволен "по приказу и просьбам" в январе 1843 года (ADM 38/378). Причина остается загадкой, ведь он вернулся к службе во флоте два года спустя, в качестве стюарда казначея Хелпмана. Может быть, что он набрался опыта в гражданской службе за эти два года. Наконец, среди прислуги был стюард оружейной комнаты Террора Томас Армитейдж. Ему было 40 лет, он был женат и происходило из Дептфорда. Служил на пароходе Ди с июля по октябрь 1844 года. До этого он служил на семи разных кораблях, впрочем, книга описаний Ди скупа на даты. Он был ростом 167 см, обладал свежим цветом лица, каштановыми волосами и карими глазами, также он переболел оспой. (ADM 38/7946). Таким образом, даже прислуга была, по большей части, весьма опытными моряками.

МЛАДШИЙ ОФИЦЕР ГЕНРИ ПЕГЛАР

Двое мужчин прибывших на Террор ранее служили на 16-ти пушечном корабле Вандерер; одним из них был Уильям Гибсон, ранее описанный. Контрастно ему, капитан передней части Генри Пеглар, которому исполнилось 37 лет в 1845 году, был настоящим ветераном. Пеглар, очередной лондонец из Вестминстера, особенно выделяется среди всех мужчин Франклина, потому что ассоциируется с находкой на острове Кинг Уильям в 1859 году, сделанной МакКлинтоком и Уильямом Хобсоном. Он вступил в Королевский военно-морской флот, когда ему было то ли 12, то ли 13 лет, и недолго трудился в гавани Портсмута на 74-ти пушечном корабле Магнифисент, который позже стал госпитальным судном. Скоро после этого его перевели на более интересный 28-ми пушечный Рэттлснейк, который отправлялся на Карибские острова в 1826-1827 годах. После года службы на суше (а может быть и на торговых судах в море), он возвратился во флот на корабль ее величества Талавера (74-ти пушечный) и служил там с 1829 по 1833, рабьотая в Ширнессе и Даунсе (Английский канал). 4 апреля 1834 года он был переведен на 18-ти пушечный корабль ее величества Джаннет, который отправился в Средиземное море, а затем пересек Атлантический океан и четыре года служил в Северной Америке и Западной Индии. Покинув Джаннет в феврале 1838, он присоединился к команде корабля ее величества Оушен, работая на нем в Ширнессе с июля по декабрь того года, и его работа была описана капитаном сэром Джоном Хиллом как "нейтральная", возможно, потому что Пеглар жаждал вернуться в открытое море. Что ж, его желание исполнилось, и 3 декабря его опять перевели на Вандерер, который возвратился в Америку и Карибские острова в 1840 году, позже участвуя в охране Западного Африканского побережья в связи с законом против рабства, а в 1842 году отправился в Индию и затем в Китай (Опиумные войны). Когда Пеглар покинул и этот корабль 27 июня 1844 года, командор Денман описал его службу как "очень хорошую". Стоит упомянуть, что за 20 лет службы Генри пересек Атлантический океан три раза, побывал на Западном Африканском побережьи, доплыл до далекого востока и вернулся назад живым. Он был ростом 171 см, обладал желтоватым цветом лица, карими глазами и каштановыми волосами (ADM 38/9306; Navy Lists 1825–44).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Определенные закономерности начинают вырисовываться при исследовании биографий участников экспедиции Франклина. Средний возраст моряков Франклина был 28 лет. Даже молодые мужчины, которым было до 30 лет, были весьма опытными, и они либо вступили во флот в раннем детстве, либо имели опыт на торговых судах. Только самые старшие мужчины, примерно 40 лет и выше, были женаты; моряки ставили карьеру в море выше любой спокойной домашней жизни.

Одной из основных причин, почему Британия начала арктические освоения и поиск Северо-западного морского пути вообще, было окончание наполеоновских войн; множество моряков оставалось без работы в наступившее мирное время. Это правда, что личный состав Королевского флота был сокращен после решающей победы над Францией в 1815 году. С другой стороны, это утвердило Великобританию в качестве крупнейшей мировой сверхдержавы; ее военно-морской флот вряд ли мог быть расформирован. На самом деле, как должно быть ясно из вышесказанного, Адмиралтейство не упускало случая идти в ногу с технологическими разработками, по крайней мере, в области паровых / лопастных / гребных судов (хотя французы превзошли их в броненосцах в 1850 году). Они также не просто забавлялись в мирное время в 1820-х, 1830-х и 1840-х годах. Хотя рабство не было полностью упраздненный на всей территории Британской империи до 1834 года, Королевский флот боролся с рабством у берегов Атлантического побережья Африки с 1807 года (когда Британия прекратила торговлю рабами в своих колониях, хотя и не освободила всех порабощенных и продолжала их использование). Королевский флот также принимал активное участие в Опиумной войне в Китае (1840-42) и в конфликте карлистов в Испании (1830–39). В настоящее время установлено, что люди, погибшие в экспедиции Франклина в 1845 году, участвовали во всех этих в значительной степени забытых конфликтах, которые впоследствии были затемнены в народном воображении Крымской войной, Бурской Войной, Первой мировой войной и Второй мировой войной. Кроме того, королевский военно-морской флот участвовал в геодезических работах, которые легли в основу почти всех современных морских карт, и в таких научных экспедициях, как экспедиция корабля ее величества Бигль (1831-36), результаты которой имели огромное значение.

Поэтому и глупо, и оскорбительно, когда Франклин, его офицеры и подчиненные считаются невинными и неопытными жертвами (или даже злодеями) высокомерного государства, которое стремилось каким-то образом покорить саму природу. Они были очень хорошо осведомлены об опасностях, с которыми могли столкнуться, отлично подготовлены, и прискорбно сожалели об отсутствии успеха. Неудача никоим образом не умаляет их героизма.