Найти в Дзене

ЭКСПЕДИЦИЯ ФРАНКЛИНА: ИСТОРИЯ И ВЫМЫСЕЛ (ЧАСТЬ 2)

С момента своего исчезновения, потерянная экспедиция сэра Джона Франклина потрясала и вдохновляла воображение поэтов, драматургов и писателей. В промежутке между 1856 и 2005 годами, было написано не менее девяти полноразмерных поэтических произведения, две пьесы (включая пьесу под авторством Уилки Коллинза и Чарльза Диккенса "Морозные глубины", вышедшую в 1857 году), а также 24 романа, начиная от "Приключений капитана Хаттераса" Жюля Верна (1864) и заканчивая "Желанием" писателя Ричарда Флэнагана, опубликованным в 2008 году. Загадке Франклина были посвящены эссе таких известных писателей, как Джордж Элиот, Джозеф Конрад и Маргарет Этвуд. Полная коллекция исторических исследований, монографий и иллюстрированных книг об экспедиции спокойно могут заполнить целую отдельную комнату (моя далеко неполная коллекция уже занимает одну). Не стоит забывать о том, что было выпущено по крайней мере пять полнометражных документальных фильма, хотя не было пока снято ни одного художественного (но я зна

С момента своего исчезновения, потерянная экспедиция сэра Джона Франклина потрясала и вдохновляла воображение поэтов, драматургов и писателей. В промежутке между 1856 и 2005 годами, было написано не менее девяти полноразмерных поэтических произведения, две пьесы (включая пьесу под авторством Уилки Коллинза и Чарльза Диккенса "Морозные глубины", вышедшую в 1857 году), а также 24 романа, начиная от "Приключений капитана Хаттераса" Жюля Верна (1864) и заканчивая "Желанием" писателя Ричарда Флэнагана, опубликованным в 2008 году. Загадке Франклина были посвящены эссе таких известных писателей, как Джордж Элиот, Джозеф Конрад и Маргарет Этвуд. Полная коллекция исторических исследований, монографий и иллюстрированных книг об экспедиции спокойно могут заполнить целую отдельную комнату (моя далеко неполная коллекция уже занимает одну). Не стоит забывать о том, что было выпущено по крайней мере пять полнометражных документальных фильма, хотя не было пока снято ни одного художественного (но я знаю по крайней мере три сценария для них). В этой статье мне хотелось бы сфокусироваться на художественной литературе - и различных способах, которыми писатели описывали Франклина и его экспедицию.

Личность самого Франклина была освящена довольно неравномерно в литературе: он был изображен кардинально разным, например, своего рода "покровителем умиротворения" (Надольны), недалеким лидером, известным у индейцев под прозвищем "Толстый англичанин", заснеженным "настоятелем" полярного монастыря (т. е. своего корабля) (МакИвен), и первой жертвой кровожадного злого духа (Симмонс). Для некоторых он был героем - но для других он был пустышкой (или даже можно сказать, ледышкой).

Офицеры Франклина, как выяснилось, тоже представляют большой интерес для литературы; недавно Фицджеймс был увековечен в книге Джона Уилсона "На Север с Франклином: дневники Джеймса Фицджеймса"; Крозье тоже не остается без внимания, особенно писателей привлекает обстоятельство его влюбленности в племянницу Франклина - Софию Крэйкрофт. Но в то же время некоторые произведения рассматривают Франклина совсем с другой стороны: например, роман Ради Уиба "Открытие незнакомцев" написан в большинстве своем от лица народа Дене, которые были свидетелями первой наземной экспедиции Франклина. Истории о путешествиях во времени, в которых персонажи нашего времени оказываются на кораблях Франклина в 19 веке, послужили вдохновением для таких разных книг, как young adult роман Джона Уилсона "Через замерзшие моря" и постмодернистского эпического произведения Уильяма Т. Воллмана "Ружья". Люди, которые сами отправлялись в Арктику в поисках экспедиции Франклина, не раз делали свой вклад в литературу, например, информация об инуитах, записанная Чарльзом Фрэнсисом Холлом, была упомянута в книге Стивена Хэйтона "Загробные миры". Любители драматизировать, такие как Дэн Симмонс со своим "Террором" и Элизабет МакГрегор с "Ледяным Дитя" тоже пополняют наш сегодняшний список.

Так что же так сильно привлекает авторов в потерянной экспедиции Франклина? Может быть, это загадочное и трагическое исчезновение двух кораблей и команды из 129 человек у них на борту? Может, необычайное высокомерие над природой, с которым офицеры Франклина отправились навстречу своей смерти? А может, воображение авторов поражают бескрайние просторы снегов и льдов, простирающиеся на сотни миль и огражденные от цивилизации? Мне кажется, все вышеуказанные причины имеют место быть.

Первое художественное произведение об экспедиции Франклина - это фантастическая история, опубликованная в 1851 году под длинным названием "Необычайный и всеобъемлющий дневник Уильяма Н. Селдона, одного из трех участников экспедиции Франклина, которые покинули замерзший во льдах Арктического океана корабль ее величества "Террор" 10 июня 1850 года; рассказ о новой и прекрасной земле, обжитой странной расой людей". Как Эдгар Аллан По в своем единственном романе "Артур Гордон Пим", Селдон использует все средства и краски для описания "настоящей" морской истории, сохраняя при этом ироничный взгляд на легковерие своей аудитории; вступлением в книге была “Жизнь сэра Джона Франклина” и издание содержало яркие иллюстрации мужчин борющихся со льдом, белыми медведями и друг с другом. В конце-концов, это был типичный образец "арктической мелодрамы", написанной лишь с целью нажиться на популярности экспедиции Франклина - и поверьте, попытка не будет последней.

Следующая работа, о которой мне хотелось бы рассказать, это произведение мастера фантастики, Жюля Верна. Для тех, кто знаком с его историями о "экстраординарных путешествиях" - например, с "Путешествием к центру Земли" или с "Двадцатью тысячами лье под водой" - не может быть вменено в вину их незнание другой его работы, достаточно редко издаваемой под разными названиями, такими как "Ледяное поле", или "Англичане на Северном полюсе", или "Приключения капитана Хаттераса". Эта книга долго не переиздавалась, но в 2005 году издательство Оксфорд Юниверсити Пресс опубликовало новый перевод под авторством Уильяма Батчера. И даже несмотря на то, что книга так долго была забыта, она читается так же легко, как и ставшие классикой книги Верна, и включает в себя такие устоявшиеся в его произведениях элементы, как сумасшедший капитан, безумное путешествие к пункту назначения, которое совершить практически невозможно и смесь реальных и выдуманных технологических изобретений. "Капитан Хаттерас", пусть и не встречает лично Франклина или кого-либо из его команды, но вместо этого повторяет их шаги в путешествии на остров Кинг Уильям и остров Бичи, которые пару декад спустя, в самом деле повторит Роуль Амундсен. Смысл произведения Верна, как бы то ни было, не имеет ничего общего с реальной историей арктических экспедиций или с самим Франклином - хотя книга вносит свой вклад в популярную в то время фантазию о "Свободном ото льда полярном море". Море в романе Жюля Верна не покрыто льдом, потому что в его центре расположен действующий вулкан - и подобными чудесами наполнена вся книга.

Публикацию следующей новеллы от работы Верна - которая была опубликована на английском в 1865 году - отделяют почти сто лет. Не является сюрпризом то, что потомок Джеймса Фенимора Купера - того самого, чьи книги Марк Твен описывал как "нервирущие и захватывающие" - выдвинул эту тему на первый план. В своей книге "Остров потерянных" Пол Фенимор Купер сделал ключевыми элементы, которые останутся таковыми во многих последующих произведениях: изолированный остров, "последний марш" голодающей команды, существенный акцент на истлевшей славе и исчезнувшей уверенности мужчин, которые так смело отправились в арктическую глушь. Книга давно не переиздавалась, однако с легкостью можно найти подержанную версию, что дает нам право предположить, что произведение уходило как горячие пирожки.

Четыре года спустя, австралийская писательница Нэнси Кейто опубликовала свою книгу "К Северо-западу через Юг". Важное значение Франклина для Австралии очевидно; он был участником наземной экспедиции Мэтью Флиндерса по навигации континента, а еще несколько лет был одним из первых губернаторов Тасмании; Франклин имеет такое же большое значение для Австралии, как для Великобритании или Канады. Известный участник движения "Джин-ди-во-ро-бак", которое направлено на популяризацию коренного народа Австралии, его истории и культуры, Кейто специально выбирает темами для своих произведений моменты из истории Южной части континента. Ее портрет Франклина не является ни героическим, ни анти героическим, а скорее культовым; он являет собой сочетание всех извилистых событий в его прошлом, он остается самим собой даже когда команда его кораблей хоронит его в "ледяной" гробнице посреди пролива Виктории.

Последнее слово в литературе о Франклине оставалось за Кейто практически десять лет, пока Кэролайн Тэпли в 1974 году не опубликовала young adult роман "Джон спустился вниз по реке". Так же как в своей young adult книге "Через замерзшие моря" Джон Уилсон сделает двадцать лет спустя, Тэпли сфокусировала свое внимание на одном из юнг на борту Эребуса и Террора и на естественном страхе молодого парня во время такого опасного путешествия. Взгляд молодого человека делает повествование интересным, и все же он не совсем соответствует фактам, поскольку всем четверым “мальчикам”, внесенным в списки призывников на корабли Франклина, на момент отплытия было не менее двадцати одного года.

Наверное, самым интригующим, известным и влиятельным произведением литературы о Франклине является книга Стена Надольны "Die Entdeckung der Langsamkeit" опубликованная впервые на немецком в 1983 году. Гениальный перевод на английский под авторством Ральфа Фридмана, вышедший в 1987 году, представил вниманию английской публики роман "В поисках умиротворения", и у британской и американской аудитории появился шанс познакомиться с книгой, не только ставшей бестселлером в Германии, но и послужившей вдохновением для телевизионного сериала, оперы и даже упомянутой на нескольких занятий по философии, проводившимися немецкими корпорациями в 1980-е годы. Главной идеей книги было показать философию "медлительности", которая раньше имела стойкие ассоциации с умственной отсталостью. Надольны изображает Франклина как "дитя размеренности", и это воспринимается писателем не как проклятье, но как дар. Тот самый мальчик, который не мог поймать мяч в школе, так как тот слишком быстро пролетал мимо, нашел свое призвание в ледяной Арктике, в регионе, ставшим самим олицетворением медлительности. Новелла Надольны стоит упоминания хотя бы потому, как удивительным образом в ней переплетаются тщательно исследованная писателем жизнь Джона Франклина и концепт "медлительной" философии, словно показывая нам совершенно правдивую версию биографии капитана.

Яркое чувство юмора и историческая ирония прослеживаются в следующей литературной работе о Франклине, изобретательном романе канадского писателя Мордехая Рихлера "Здесь был Соломон Гурски" (1990). Рихлер по-хулигански играет со всем историческим трудом, который был проделан при исследовании судьбы экспедиции Франклина, особенно уделяя вниманию факту, что один из участников экспедиции Франклина был похоронен по традиционному иудейскому обряду. Вдохновленный этим открытием, канадский писатель включает в повествование загадочного человека по имени Ту-лу-ах (это можно считать западным произношением прозвища, которое инуиты дали Франклину), который приезжает на санях в северную часть Онтарио, оставаясь при этом практически незамеченным - пока кто-то не понимает, кем на самом деле может быть этот человек. Хотя основным элементом сюжета является одержимость главного героя семьей Гурски, связь с Франклином вносит интересный, поистине канадский поворот в историю; Рихлер также отметил, что был частично вдохновлен исследованием захоронений на острове Бичи, проведенных доктором Оуэном Битти.

1994 год подарил нам два выдающихся художественных произведений о Франклине: провокационную историческую новеллу "Открытие незнакомцев" авторства Ради Уиба, рассказывающую о первой наземной экспедиции Франклина 1819-1821 годов, и написанную в жанре постмодерна книгу Уильяма Т. Воллмана "Ружья". Уиб в своей книге использует новый прием: повествование в ней ведется от лица индейских народов и животных северной Канады; то, как он изображает Кэш Керра и Грин Стокингс, сильно привлекает внимание своей живостью. Уиб очень тщательно исследовал часть народа Дене, именующую себя Тетсотин (известных как Йеллоунайф для европейцев), с которой первооткрыватели этой земли, меннониты, имели дружеские отношения. Писателя не раз критиковали за романтизацию коренного народа и уничижение самого Франклина, которого представители народа Дене в книге называют "Толстый англичанин". В то же самое время менее популярные участники экспедиции Франклина, в особенности мичман Гуд и моряк Роберт Хепбёрн показаны с лучших сторон, а последний даже становится на какое-то время главным повествователем.

"Ружья" под авторством Воллмана из его цикла "Семь снов", в котором каждая история повествует о разных аспектах колонизации Америки, можно назвать самой неромантичной художественной книгой о Франклине. Главным персонажем в "Ружьях", как и все антигерои Воллмана, является северный путешественник с девушкой инуиткой Ри-пой. Согласно книге, эти молодые люди являются реинкарнацией сэра Джона и леди Джейн Франклин, и если это действительно правда, то тут явно подействовала карма, ведь персонажи книги страдают от бедности, плохих зубов и отсутствия смысла жизни вообще. Книга разделена на мелкие главы, которые без особого энтузиазма воссоздают события экспедиции Франклина, а в конце Воллман описывает свое одинокое пребывание в заброшенной военной базе на острове Элсмир. Общее впечатление от книги, на мой взгляд, далеко от удовлетворительного, хотя некоторые ходы Воллмана можно счесть гениальными.

В последние годы двадцатого столетия было опубликовано несколько произведений, центральной или второстепенной темой которых является экспедиция Франклина, среди них "Путешествие нарвала" Андреа Барретт, "Оледеневшие сердца" Брайана Хопкинса и "На Север с Франклином: дневники Джеймса Фицджеймса" Джона Уилсона. Мне хотелось бы рассказать о самом интригующем из них, а именно о книге Джона Уилсона, ведь в этой книге писатель пытается пройти не вытоптанной прежде дорогой - а именно, воссоздать несуществующий исторический документ. Да, имеются письма Джеймса Фицджеймса его сестре, отправленные из Гренландии в 1845 году и опубликованные частично в 1850-е, и Уилсон тоже отсылается на них. Но он соединяет уже существующие письма с выдуманными им же, фантазируя о том, что было дальше и что Фицджеймс писал и что ему никогда не было суждено отправить. Написанная прекрасным языком, книга все еще популярна в Канаде, хотя и менее популярна в США. Ее стоит прочитать.

Внимание также было уделено людям, отправлявшимся на поиски Франклина. Стивен Хейтон в своей книге 2006 года "Загробные миры", которую Кенн Харпер назвал "образцом сильного писательского таланта", воссоздает события команды корабля Ч.Ф. Холла "Полярис" после смерти капитана и их странствия на льдине в поисках спасения. Основываясь на воспоминаниях Джорджа Тайсона, лидера экспедиции после смерти Ч.Ф.Холла, а также сведениях, полученных от инуитов Ту-ку-ли-то, И-бер-бинг и их дочери Па-ник, Хейтону удается оставаться и поэтичным и не улетать глубоко в фантазии, тем самым его книга является словно победным гимном одновременно о человеческой глупости и человеческой выносливости, и при этом фундаментом романа остаются реальные исторические факты, тщательно изученные и переработанные.

От Хейтона мы быстро перейдем в мир Дэна Симмонса, известного своей исторической халтурой, где есть и жесткий реализм, и сходящие с ума офицеры и даже присутствует каннибализм. Вишенкой на торте стал Туунбак - злой дух у инуитов, который помог создать максимально драматичный эффект в произведении. Речь идет о его романе "Террор", опубликованным в 2007 году, который является бестселлером и самой популярной художественной книгой об экспедиции Франклина. Книга принесла большое удовольствие фанатам экспедиции, даже несмотря на историческую недостоверность и невозможные события, описанные в ней. Туунбак - легендарный дух северной Канады, который жаждет человеческой плоти, пришелся в самый раз в истории о Франклине и его экспедиции. Эта выдумка была вдохновлена в том числе свидетельствами инуитов, собранными Джоном Рэем, а также отметинами от укусов на костях погибших участников команды, так что, хотя это чистая фантастика, но все-таки некая историческая точность за ней стоит.

Ричард Флэнаган со своим "Желанием" уделил внимание эпизоду жизни Франклина, который долго игнорировался в художественной литературе - времени, когда он был губернатором земли Ван Димена, которая сейчас называется Тасмания. Флэнаган является тасманским писателем с большим опытом, и он сильно заинтересовался историей Матины - девочкой австралийских аборигенов, которую взяли под опеку сэр Джон и леди Джейн. Некоторое время девочка была центром внимания, ей выделили комнату в доме губернатора и даже отправили учиться в частную школу. Но как только Франклина отстранили от должности, то девочка была заброшена, и ее жизнь снова стала круговоротом бедности, к чему прибавилось недоверие коренного народа к ней. Флэнаган переплетает тасманскую историю с событиями из жизни Чарльза Диккенса, который был преданным поклонником Франклина и исследований Арктики. По тому типу исторических совпадений, которые случаются столь редко, что кажутся совершенно случайными, Диккенс одновременно потерял ребенка и отдалился от своей жены. С целью придать еще больше драмы и так уже трагичной истории Франклина, а также чтобы собрать деньги на помощь недавно овдовевшей жене его давнего друга Дугласа Джерольда, Диккенс вместе с Уилкой Коллинзом написали и поставыили пьесу "Морозные глубины", повествующей о потерянной любви и исчезнувших исследователях; эта постановка была хитом в Лондоне. Выбирая актеров для спектакля в Манчестере, Диккенс познакомился с Эллен Тернан, молодой актрисой, которая вскоре станет его - возможно платоническим, возможно нет - спутником жизни до самой смерти. Как Уиб и Хейтон, Флэнаган использовал красивые лирические обороты и также его история не была лишена исторического исследования; его книгу можно даже считать лучшим изображением Франклина в художественной литературе - даже учитывая, что Франклин в ней кажется не таким важным и даже устаревшим.

Без сомнения, история Франклина и его последней экспедиции в будущем продолжит вдохновлять людей на написание произведений; она может породить новое поколение одержимых ледяными тайнами Арктики писателей. И даже если книга Флэнагана будет последней, все равно мы уже обладаем достаточным количеством работ, исторических и художественных, опубликованных начиная от середины 19 века и заканчивая 21, и история о Франклине не была бы рассказана в полной мере, если бы не все эти прекрасные литературные труды.

АВТОР: РАССЕЛ ПОТТЕР

ПЕРЕВЕЛА: МЕЛИНА КАЛЕНОВА

ИСТОЧНИК: https://visionsnorth.blogspot.com/2009/03/franklin-in-fact-and-fiction-part-2-of.html?m=0