Найти в Дзене

ПОЛЬША В ЦАРСТВЕ ВЕЧНОЙ ЗИМЫ: краткая история польского полярного освоения

История польского полярного освоения берет свое начало в XIX веке. Инициаторами исследований стали Генрик Арцтовский и Антоний Болеслав Добровольский, участники бельгийской антарктической экспедиции под руководством Адриана де Герлаше де Гомери. В 30-е годы XX века первые польские экспедиции отправились в Шпицберген и Гренландию, а после окончания Второй мировой войны была организована экспедиция в Антарктиду. Сейчас количество полярников в нашем крае исчисляется сотнями, и ежегодно в отдаленные арктические края отправляются представители многих научных центров. Мариуш Карвовски СЛУЧАЙ В ИСТОРИИ В августе 1897 года из Антверпена отплыл корабль "Бельжика", на борту которого находилось большое количество ученых и моряков самых разных национальностей. Среди них были и поляки. Однако целью экспедиции не было достигнуть Антарктиды. Кораблю было дано задание: плыть как можно дальше на юг; во время этого путешествия должны были проводиться исследования, в особенности геофизические, как на суш
Оглавление

История польского полярного освоения берет свое начало в XIX веке. Инициаторами исследований стали Генрик Арцтовский и Антоний Болеслав Добровольский, участники бельгийской антарктической экспедиции под руководством Адриана де Герлаше де Гомери. В 30-е годы XX века первые польские экспедиции отправились в Шпицберген и Гренландию, а после окончания Второй мировой войны была организована экспедиция в Антарктиду. Сейчас количество полярников в нашем крае исчисляется сотнями, и ежегодно в отдаленные арктические края отправляются представители многих научных центров.

Мариуш Карвовски

СЛУЧАЙ В ИСТОРИИ

В августе 1897 года из Антверпена отплыл корабль "Бельжика", на борту которого находилось большое количество ученых и моряков самых разных национальностей. Среди них были и поляки. Однако целью экспедиции не было достигнуть Антарктиды. Кораблю было дано задание: плыть как можно дальше на юг; во время этого путешествия должны были проводиться исследования, в особенности геофизические, как на суше, так и в море. Тем временем антарктическое лето кончалось, и температура падала все ниже и ниже. Экспедиция все равно продолжала плыть на юг. И вот, 16 февраля "Бельжика" застряла во льдах моря Беллинсгаузена, где провела целый следующий год. Всяческие попытки освободить корабль от цепкой хватки льда оказались напрасными. Что оставалось делать? Ученые решили не терять возможности, и начали проводить научные исследования по всем мировым стандартам. И так получилось, что по возвращении на родину Арцтовский и Добровольский, участвовавшие в этой антарктической экспедиции, стали вдохновителями польских полярных исследований. И в наше время их именами названы некоторые научные центры.

Конец XIX-начало XX века – это время, когда поляки показывали сильную заинтересованность в исследовании далекой Сибири. Именно Ян Черский, Александр Чекановский и Кароль Богданович – они были политическими ссыльными – создали фундамент для будущих геологических исследований Сибири. Исследованием фауны этой местности занимался отец польских экспедиционных исследований, прозванный "великим сибиряком" – Бенедикт Дубовский. Однако в те времена все не до конца понимали важное значение этих исследований. Полярные вылазки были недостаточно привлекательными для важных государственных и политических фигур, тем более, кто захочет путешествовать тысячи километров ради географических исследований? Так что же стало решающим фактором для отправления экспедиции в эти отдаленные области? Как пишет в одном из номеров "Biuletyn Polarny" покойный профессор Альфред Ян из Вроцлавского университета, подвернулся случай, и ученые воспользовались им. Именно в научной работе многие находили выход из темной действительности, стремились унять «патриотические боли». И этот факт в какой-то мере объясняет то, почему польские ученые выбрали для наблюдений самые отдаленные и не гостеприимные уголки нашей планеты.

АЛЬПИНИСТЫ И ТУРИСТЫ

Дальнейшее развитие полярных исследований имело место быть уже по обретению Польшей независимости. Тогда наступила своеобразная "эстафета поколений" – но старшие исследователи вовсе не пытались обогнать молодых, дело было немного иначе. Старейшины передавали полученные ранее знания и выступали в роли вдохновителей будущих экспедиций. В начале 1930-ых годов в рамках Второго Международного Географического года на Медвежьих островах была основана первая польская станция. Это было сделано Чеславом Центкивичем, Станиславом Сидлецким и Владиславом Лысаковским. Основание станции считается началом польских полярных исследований. Исследователи проводили наблюдение за северным сиянием и измеряли уровень солнечного излучения. С научной точки зрения одними из самых важных экспедиций были три путешествия на Шпицберген, осуществленные в промежутке двух лет. Что самое интересное, инициаторами этих вылазок были вовсе не ученые – а альпинисты: Стефан Бернадзикевич и уже ранее упомянутый С. Сидлецкий. Один из участников последней экспедиции (1938 года), Мечислав Климашевский, сыграл важную роль в выяснении происхождения ледников польской низменности. В промежуток между войной была организована первая польская экспедиция в Гренландию (Александр Кошиба, Антоний Гавел, Альфред Ян). И если об экспедициях XIX века можно сказать, что они были нацелены на исследования в целом, а не в частности, то экспедиции после Первой мировой войны были направлены на детальное изучение, о чем свидетельствуют превосходные топографические и геологические карты того периода.

По окончании Второй мировой войны наступил расцвет в истории польских полярных экспедиций. 23 декабря 1958 года была отправлена первая польская экспедиция в Антарктиду, под руководством Войцеха Кжеминьского. Кораблем экспедиции стал советский "Михаил Калинин". Одним из главных достижений экспедиции был захват у советских властей исследовательской станции Оазис, расположенной в оазисе Бангера. Она носит имя А.Б. Добровольского. Эта станция по сей день имеет прекрасную инфраструктуру и технологическое оснащение, и все еще пользуется спросом у многих участников экспедиций. Другая станция, носящая имя Г. Арцтовского, была заложена 26 февраля 1977 года на одном из Шетландских островов, острове Кинг-Джордж. Это позволило Польше присоединиться к "Договору об Антарктике", в котором принимают участие на сегодняшний день около 30 стран. С самого своего основания и по сей день станция используется многими ботаниками, геодезистами, геологами, климатологами и другими учеными, которые занимаются исследованиями природы Антарктиды. Финансовые средства для этого выделяет Научно-исследовательский комитет, и их достаточно для функционирования научной станции. Благодаря привлекательному местоположению, станцию ежегодно посещают тысячи туристов со всего мира.

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

Постепенно к полярным исследованиям присоединились почти все польские университеты. С начала 1970-ых годов Вроцлав стал инициатором цикла экспедиций на Шпицберген, которыми руководил Станислав Барановский. Помимо Шпицбергенских экспедиций были также высланы экспедиции в Аляску, Исландию, Сибирь, и, наконец, в Антарктиду. Климатические и гляциологические исследования на леднике Веренскильда и тундровом побережье Хорнсунн-фьорда были сосредоточены на всесторонних измерениях движения, а также структуры и внутренних термиков ледников.

В 1975 году Институт географии Университета имени Николая Коперника в Торуни стал организатором экспедиций на прибрежную равнину Каффира. Начальником первой экспедиции был Ян Шупрычиньский. В последующие года были предприняты дальнейшие экспедиции (руководители: М. Гжешь, Г. Вуйчик, К. Марчиняк, К. Ланкауф, И. Собота), в ходе которых были исследованы многие элементы окружающей среды. Целью зимних экспедиций чаще всего был ледник Вальдемара, который становился настоящей природной "лабораторией" для гляциологов, гидрологов, метеорологов и ботаников.

"Одним из самых загадочных вопросов, который обрушился на нас, была абляция, или же таяние ледника," – говорит профессор Марек Гжешь. – "Исследования, проводящиеся в разные промежутки климатического года, позволяют оценить величину баланса массы ледника. Это дает картину современных изменений его поверхности".

Стоит добавить, что полярная станция UMK, находящаяся на Земле Оскара, что недалеко от Кафиры, является самым северным польским научным учреждением.

В 1980-е годы поляки впервые заинтересовались в организации любительских университетских вылазок на Шпицберген. Однако возможность появилась только в 1986 году. В то время была детально разработана программа междисциплинарных исследований природной среды. Она должна была быть реализована в течение трех летних сезонов подряд. Так как экспедиции были организованы Институтом наук о Земле UMCS, в экспедиции преобладали задачи, соответствующие тематике работы этого Института. Таких экспедиций на данный момент было проведено всего 14. В них участвовал ректор UMCS, геоморфолог, профессор Мариан Харасимюк. Задачи, поставленные перед этими экспедициями, которыми руководил профессор Казимеж Пенкала, были весьма широкими. "Среди наиболее интересных вопросов стоит упомянуть исследования развития современных рельефных процессов, динамики активного слоя вечной мерзлоты или биологической активности тундры," - говорит Ян Редер с кафедры геоморфологии Университета Марии Кюри-Склодовской. . "Мы также проводим регулярные наблюдения и измерения метеорологических факторов".

Сотрудники UMCS сосредоточены на исследованиях в районе Белльсунна, перед ледниками Ренарда и Скотта, там в 1986 году была построена полярная станция в Калипсобиене.

Начиная с 1980 и заканчивая 1991 годом, ежегодные летние экспедиции исследовали южную часть Шпицбергена, они были организорваны Ягеллонским университетом. Благодаря этим исследованиям были детально разработаны структура и функционирование местной среды, а также ее эволюция, начиная с конца эпохи плейстоцена. Цель прошлогодней экспедиции (С. Скиба, М. Древник, Р. Шмуц, В. Зияя, А. Кравчик) заключалась в дополнении и обновлении данных. Особое внимание уделялось исследованиям в области почвоведения. Ценными оказались полевые наблюдения, направленные на определение изменений, произошедших в природной среде. Замечено, например, что поголовье северных оленей резко увеличилось (почти в 10 раз) со времени последней экспедиции. Также проводились исследования влияния изменений природной среды на состояние сохранности охраняемых исторических объектов (жироварки, могилы, дачи).

Большой вклад в полярные исследования внесли также Силезский университет, Университет имени А. Мицкевича в Познани и Щецинский университет. Пять лет назад они начали совместную исследовательскую программу, основной целью которой была количественная оценка взаимосвязей между важнейшими факторами изменения климата, такими как осадки, энергообеспечение, и протеканием важных процессов внутри ледника и его непосредственной близости. (например, отлив талых вод). Полевые работы проводились в районе фьорда Хорнсунн: на ледниках Ганза и Веренскьельда.

В 1993 году факультет географии и регионоведения Варшавского университета организовал полярную экспедицию на Шпицберген под руководством Анджея Мусяла. Научная программа предполагала проведение исследований эволюции природной среды в полярных условиях. Особое внимание уделялось распространению и формированию четвертичных отложений. В течение 65-дневного пребывания также проводились исследования по определению влияния природных условий на существование и направления деятельности человека в этой зоне. Основное внимание было уделено угрозам и изменениям в окружающей среде, возникающим в результате экономической деятельности вокруг Баренцбурга и Лонгйира.

ПОЛЯРНЫЙ КЛУБ

Помимо ученых почти всех польских университетов, в полярные районы регулярно отправляются экспедиции многих подразделений Польской академии наук и ведомственных институтов, например Института ботаники (растительный и экологический мониторинг южного Шпицбергена) или Института океанологии (пресные воды арктических морей, исследования зимнего морского льда во фьордах Шпицбергена). Польская академия наук уже провела более 40 полярных экспедиций. Проводимые в них исследования носят разнообразный характер. В последние годы они приобрели не только научное, но и практическое и хозяйственное значение. На первый план здесь выходят океанографические, геофизические, геологические и даже рыбохозяйственные вопросы.

Несмотря на столь долгую историю польских полярных экспедиций, долгое время не существовало организации, собирающей их участников. Действительно, в конце 1930-х годов в Варшаве действовал Польский полярный круг, объединявший 40 членов, с президентом А.Б. Добровольского, но война прервала его деятельность. Эта инициатива была возобновлена в начале 1970-х годов во время Шпицбергенского симпозиума, проходившего во Вроцлаве. 1 января 1974 г. был открыт Полярный клуб, основной целью которого было стимулирование польских научных исследований в полярных регионах, популяризация научных достижений и открытий, а также поддержание контактов между участниками экспедиций. С тех пор он выполняет свою работу.

источник: https://forumakademickie.pl/fa-archiwum/archiwum/2001/02/artykuly/16-polska_w_krainie_wiecznego_zimna.htm​

Перевела Мелина Каленова