Найти тему
280,9K подписчиков

Пудухепа, от жрицы богини Шавушки до царицы Хеттского государства

655 прочитали

Картинка для привлечения внимания к хеттской истории, автор сильно сомневается, что именно так выглядели жрицы или царицы у хеттов
Картинка для привлечения внимания к хеттской истории, автор сильно сомневается, что именно так выглядели жрицы или царицы у хеттов

В нынешнее время мало кого удивляет, если женщины занимают руководящие должности, становятся политиками или даже лидерами своих наций. Значительное увеличение числа женщин в управлении и политике наблюдалось в ХХ веке, однако и в более далёком прошлом женщины могли быть значимыми фигурами в обществе. Имена известных правительниц тянутся от современности, и в самую глубь истории. В античности, да и в более древние времена, женщины могли напрямую заниматься политикой или оказывать на неё влияние, и практически всему миру известны Клеопатра, Олимпиада или Хатшепсут. Однако есть ещё одна выдающаяся царица, жившая задолго до нашей эры, имя которой заботливо сохранила для нас мировая история. Современные специалисты считают эту царицу одной из самых влиятельных женщин своего времени, хотя обывателям она известна куда меньше, чем упомянутые выше древние дамы. Итак, встречайте. Пудухепа - царица Хеттского государства.

Пудухепа была женой хеттского царя Хаттусили III, а её имя имеет хурритское происхождение, и обозначает «порождённая богиней Хепат». Пудухепа родилась около 1290 года до н.э. в городе Лавазантия в Киццуватне (Киликия). Её отец Бентепшарри был главным жрецом Шавушки - божества-покровителя этого города, а Пудухепа с детства стала исполнять функции жрицы этой богини [1]. Хурритская богиня Ша(в)ушка (Šauška, Šauša, Šawuška) отвечала за любовь, плодородие, войну и исцеление, и традиционно отождествляется с вавилонской богиней Иштар [2].

Богиня Шавушка
Богиня Шавушка

Так случилось, что после знаменитой битвы при Кадеше, полководец Хаттусили, которому только ещё предстояло стать великим царём хеттов, повстречал Пудухепу. Доподлинно неизвестно, был ли он сражён её красотой или же захотел породниться с влиятельным семейством, однако легенда гласит, что сама богиня Шавушка велела ему взять в жёны Пудухепу. Судя по всему, брак был заключен без долгих проволочек, и уже в статусе законной супруги Пудухепа покинула родной город и отправилась с Хаттусили в царство Хаписса.

Скорее всего, жених был заметно старше невесты и уже имел небольшой запас жён, любовниц и наложниц. Однако такой брачный союз был выгоден для Пудухепы, и когорта соперниц её особо не смущала. В итоге господин Хаттусили назначил Пудухепу любимой женой, и она стала его главной супругой.

Следует напомнить, что на дворе стоял XIII век до н.э. - время было непростое и жестокое. Хаттусили старался идти в ногу со временем, поэтому затеял небольшую гражданскую войну и сместил с трона своего племянника Мурсили III, забрав у него не только власть, но и цифру 3. И с тех пор он был не просто Хаттусили, а Хаттусили III, а Пудухепа стала царицей. В стране хеттов её титул звучал, как Таваннанна, и согласитесь, что Таваннанна Пудухепа звучит куда солиднее, чем Пудухепа, жрица Шавушки.

Пудухепа (на барельефе справа)
Пудухепа (на барельефе справа)

Пудухепа стала играть важную роль не только во внутренних делах Хеттского царства, но и в международной дипломатии. Она стала постоянной спутницей своего царствующего супруга при оглашении им различных постановлений, причём изображали её равной правителю, а не подчинённой ему. Пудухепа контролировала внутренний распорядок дворцов, принимала участие в судебных разбирательствах, а документы заверяла своей личной печатью. Она реорганизовала огромный пантеон хеттских богов, соединив религию и политику.

Известно, что Пудухепа поручила писцу Валва-зити исследовать праздники своей Родины - Киццуватны. А после изучения был учреждён новый девятидневный праздник - Хисува [1]. Вероятно, таким образом Пудухепа хотела укрепить влияние Хеттского царства в Киццуватне, а кроме того объединение хурритского и хетского пантеонов должно было способствовать укреплению государства. Сохранились изображения Пудухепы, служащей богине солнца, и Хаттусили, служащего богу бури. Причём наряды царственной пары идентичны одеяниям божеств, что по сути подразумевает отождествление человеческих правителей с богами.

Пудухепа значительно поспособствовала развитию дипломатических связей хеттов с Древним Египтом. Сохранилась обширная переписка с фараоном Рамсесом II, заверенная её печатью. Также она состояла в переписке с главной женой Рамсеса II - Нефертари Меренмут, которая, как известно, посылала Пудухепе подарки.

Дружеское письмо, которое написала Нефертари Пудухепе (аккадский язык)
Дружеское письмо, которое написала Нефертари Пудухепе (аккадский язык)

Вот о чём писали первые леди государств Бронзового века.

Великая царица Наптера (Нефертари) из египетской земли молвит: «Скажи моей сестре Пудухепе, великой царице хеттской земли. Я, твоя сестра, (также) здравствую!! Да, будет в твоей стране всё хорошо. Теперь, я узнала, что ты, моя сестра, написала мне, спрашивая о моём здоровье. Ты написала во имя дружбы и братских уз между твоим братом, царём египетским, великий бог бури принесёт мир и продлит навечно братские отношения между фараоном, великим царём, и его братом — царём Хатти, великим царём… Посмотри, я послала тебе подарок в знак приветствия, моя сестра… для шеи (ожерелье) из чистого золота, которое составлено из 12 полос и весит 88 шекелей (700-950 грамм), цветные ткани из материала maklalu на пошив одного платья для царя… В общей сложности 12 льняных отрезов [3].»
Фрагмент фрески из гробницы Нефертари в Долине Цариц
Фрагмент фрески из гробницы Нефертари в Долине Цариц

Дипломатическая работа Пудухепы не ограничивалась перепиской и получением подарков от египетской коллеги. Её дочь Маатхорнефрура, хеттское имя которой история для нас не сохранила, отправилась в сопровождении матери к будущему мужу Рамсесу II. Этот династический союз закреплял ранее заключённый мирный договор между Египтом и хеттами. В конце 1246 года до н.э. Маатхорнефрура выехала вместе с Пудухепой из хеттской столицы Хаттусы в направлении Египта. Караваны приданого были полны подарков для будущего мужа: золото, серебро, бронза, скот, овцы и рабы. На «границе» царская процессия была встречена людьми фараона, которые проводили хеттов через Ханаан в Египет. В итоге, в феврале 1245 года до н.э. Маатхорнефрура и Пудухепа прибыли в столицу Рамсеса, где царевна стала женой фараона, причём не какой-то второстепенной, как это часто случалось с иностранками. Дочь Пудухепы стала так называемой «Великой супругой» фараона, впоследствии родив ребёнка Рамсесу [4]. Кстати, вторая дочь Хаттусили также стала женой Рамсеса, и таким образом Пудухепа стала дважды тёщей великого фараона.

Стоит отметить, что не только на египетском направлении Пудухепа использовала свои дипломатические таланты. Династический брак между вавилонским царём Кадашман-Энлилем II и неизвестной хеттской царевной состоялся при содействии Пудухепы. А в ответ вавилонская царевна, которая приходилась внучкой или дочерью царю Кадашман-Энлилю II, вышла замуж за неизвестного нам представителя хеттской царской семьи. Такой обмен брачными любезностями не вызвал восторга у Рамсеса II, который, вероятно, не считал Вавилон политически влиятельным. На фараоново презрение Пудухепа ответила Рамсесу в письме - «Если ты говоришь, что вавилонский царь не велик, то ты не знаешь статус Вавилона».

Также Пудухепа вела переписку и с проблемными городами-государствами. Она написала серию писем Никмадду, царю Угарита в Сирии, в которых отчитывала его за то, что он не посылает достаточно дани своему повелителю Хаттусили. В архивах Угарита были найдены письма, которые касались жалоб Никмадду на караваны, проходящие через его земли. А в одном из судебных дел Пудухепа разрешила спор о возмещении стоимости товаров с затонувшего корабля, который принадлежал другому царю Угарита [1].

Восточное Средиземноморье и северная Месопотамия в позднем Бронзовом веке
Восточное Средиземноморье и северная Месопотамия в позднем Бронзовом веке

Пудухепа была не только важным политическим деятелем Хеттского царства, но и заботливой женой. Похоже, что Хаттусили не раз оказывался на пороге смерти во время своего царствования, а его драгоценная супруга молила богов об исцелении мужа. На молитвенных табличках записано, как Пудухепа обращается с личными просьбами к различным божествам, моля о здоровье Хаттусили. В одной из них Пудухепа вспоминает, как Хаттусили отстроил город Нерик для бога бури Зиппаланды, которого она просит «быть благосклонным к Хаттусили». Если бог бури Зиппаланда передаст ее просьбу высшим богам, Пудухепа обещала ему золотой щит и другие блага. В другом тексте Пудухепа просит божеств исцелить «Хаттусили, того слугу [их], который болен». В других молитвах Пудухепа просит богов исцелить конкретные части тела Хаттусили, например, его ноги или глаза [1].

Ещё при жизни своего супруга она была достаточно значимой фигурой в хеттской политике, а после смерти Хаттусили III (ок. 1237 года до н.э.) влияние Пудухепы усилилось. Во время совместного правления со своим сыном Тудхалией IV её провозгласили царицей-богиней. О совместном правлении может говорить тот факт, что была обнаружена печать, на которой изображены оба монарха. Пудухепа по-прежнему решала судебные вопросы и не забывала о том, что она жрица и занималась хеттской религией. Её смерть не была зафиксирована в известных нам письменных источниках, однако известно, что последнее письмо, которое она написала, датируется 1215 годом до нашей эры [1].

Подводя итоги жизни Пудухепы, можно сказать, что имея неплохой стартовый потенциал, она в полной мере его использовала и смогла вписать своё имя в историю Хеттского государства. Начав свою жизнь в относительно небольшом малоазийском царстве и став в детстве жрицей Шавушки, она настолько усердно служила богине, что та подыскала ей неплохого мужа, который впоследствии стал царём. Став царицей, она не стала вести праздный образ жизни, а сосредоточилась на внутренней политике и дипломатии. Считается, что она первой из хеттских цариц стала решать судьбу своих детей, используя их для междинастических браков. Благодаря её активной деятельности царская династия хеттов породнилась с правителями Египта и Вавилона, а сама Пудухепа прошла путь от дочери главного жреца небольшого города, до тёщи Рамсеса II и богини-царицы Хеттского царства.

Статья Алексея Пикалова

источники в комментариях