Недавно закончил пересматривать трилогию Властелина Колец. все-таки классика - это то, что не устаревает в любые времена и условия. До сих пор интересно, эмоционально и захватывающее. Когда был подростком, я, видимо в каком-то интеллектуальном аффекте, еще и всю книжную трилогию смог осилить. Позже, уже более взрослым попробовал перечитать - не идет, кажется очень затянутым и нудным. Вот так и стареем.
Зато сейчас, пересматривая в очередной раз, наконец-то начал видеть не только фэнтези про гномов, эльфов и злых властелинов, но и более глубокий пласт, человеческий и более реалистичный. Полез проверять в интернет и действительно, нашел много аналитики. Хочу поделиться.
Начнем с простого. Глобальная летопись Средиземья с постоянно сотрясающими его войнами была конечно же вдохновлена мировой войной ХХ века, непосредственным участником которой был сам автор. Но не второй мировой, как иногда ошибочно полагают, а первой. И Мордор никогда не был ассоциирован с Советским Союзом, какой бы привлекательной не казалась аналогия. Толкиен сражался на стороне Антанты против немцев, что и дает фундамент для дальнейших сравнений. Вспомните безжизненные пустоши Мордора, изрытые какими-то непонятными ямами и лужами(особенно Мертвые Топи) и сравните с картиной нейтральных территорий между окопами в том же “1917”. Даже кости в земле попадают в образ.
И немцы тут орки не потому, что-то они какие-то сильно злые и агрессивные, а это скорее метафорический образ долгой нескончаемой войны и орд врагов, с которыми сколько не сражайся - они никогда не кончаются. Как и Первая Мировая, долгая, нудная и безумно кровавая.
Самому Толкину политические параллели не нравились. Но то, что война служила для него одним из основных источников вдохновения - никогда не отрицалось. Он был офицером связи, основная работа которого была в передаче особо важных донесений, в том числе и лично (провода часто рвались) через нейтральные территории. Сравните с образом Фродо, который сквозь мертвые пустоши несет кольцо, важность которого определяет результат битв и войны. Кстати, в ту же копилку и летающие назгулы, визг которых вселял панику и ужас. Аналогия прямая - бомбардировки и авианалеты с похожим характерным звуком и эффектом на психику.
Но дальше сложнее и интересней. Толкин был католиком, причем верующим. С точки зрения вселенной, Саурон - это падший взбунтовавшийся ангел, который называется по-другому, но путь проходит тот же самый. Это можно увидеть в Сильмариллионе, который большинство не читало, но это и не самое интересное. Вы не поверите, но Властелин Колец - это история христианских ценностей.
Кто смотрел режиссерскую версию знает, что некоторые вырезанные сцены сильно меняют смысл эпизодов, откуда их убирали. Да, даже обрезанной лента получилось долгой, но все-таки тут что-то больше, чем банальный хронометраж. Одно из интересных наблюдений в том, что только в вырезанных сценах положительные персонажи кого-то убивали. В той же третьей части есть одно убийство на весь фильм - смерть Короля-чародея. Положительный персонажи никого не убивают, это важная идея, они безгрешны.
И еще наблюдение. Несмотря на то, что все три фильма идет война, победа над злом достигается не победой в сражениях. Даже после решающей битвы за Минас Тирит персонажи понимают, что это временная передышка, потому что армии Зла неисчислимы. Их невозможно победить силой. Но можно победить верой. Арагорн верит, что Фродо донесет Кольцо до Роковой горы и поэтому выдвигает остатки армий к Мордору, чтобы сражением отвлечь Око и помочь хоббитам совершить финальный рывок. А они верят, что сумеют дойти до конца и закончить войну, уничтожив Кольцо. Зло побеждается силой духа, а не тела.
Это хорошая аналогия и с жизнью. Каждый из нас индивидуально очень мал и слаб по сравнению с окружающим миром и как-то силой или давлением не сможет переломать его под себя. Но внутренняя сила, намерения, наша вера - именно тот инструмент, который позволяет побеждать в своих маленьких битвах и достигать желаемого.
Источник - канал в Телеграмме "Цветы для Элджернона"