Найти тему
Азбука-Аттикус

Блокбастер в реальном мире: Конн Иггульден и его исторические романы

Оглавление

Конн Иггульден — английский писатель, мастер исторического романа. В своих книгах он углубляется в разные периоды и о каждом рассказывает бодро, точно и увлекательно, будь то античное противоборство греков и персов, восхождение к власти Гая Юлия Цезаря, создание империи Чингисхана, война Алой и Белой розы.

В материале рассказываем подробнее о Конне Иггульдене и его творчестве.

Из преподавателей в писатели

-2

Конн Иггульден родился в 1971 году в семье ирландки и англичанина. Мать с детства приучала Конна к истории, превращая повествование о тех или иных событиях прошлого в приключенческий роман. Иггульден считает, что этот талант передавался в их семье с генами, ведь его прадед был мастером рассказа традиционных гэльских преданий. Сам Конн с раннего возраста писал стихи, рассказы и романы.

В Лондонском университете Иггульден изучал английский язык и литературу. После окончания университета еще семь лет преподавал английский язык в католическом научном колледже Святого Григория, где возглавил кафедру английского языка, а потом уволился, чтобы написать свою первую книгу, «Врата Рима», о молодости Цезаря. Так началась его карьера жанрового писателя. Иггульден о своем решении не жалеет, хоть и признается, что иногда скучает по общению с коллегами-преподавателями и студентами.

Создатель книжно-исторического мавзолея

Конн Иггульден написал пять романов о Чингисхане и Чингисидах, которые вошли в цикл «Завоеватель», пять книг о Гае Юлии Цезаре (цикл «Император»), четыре книги о Войне роз, продолжающийся цикл «Греческие войны», несколько отдельных романов, пару книг в жанре фэнтези, и это не считая нон-фикшн и сборников рассказов. Сейчас автор работает над следующим произведением, где речь идет о нападении греческого флота на Кипр, после того как Афины были дважды сожжены.

Критики высоко ценят творчество Иггульдена, называя его грандиозным рассказчиком, а чтение его книг сравнивают с просмотром блокбастеров. Читатели скупают новые книги, едва те выходят в продажу, а известные писателя, такие как Бернард Корнуэлл, жалеют, что не они авторы этих историй.

Как Иггульдену удается быть успешным и завоевывать все новых поклонников в таком сложном жанре, как исторический фикшн?

Между вымыслом и правдой

Исторический фикшн — смесь исторического романа, укорененного в источниках, и фэнтези, полагающегося на художественный вымысел. Само определение предполагает, что перед читателем — литература, где условная «правда» мешается с допущениями и искажениями, сделанными в угоду сюжету. Как авторы исторической беллетристики соблюдают хрупкий баланс?

Для Иггульдена исторические события — крепкая основа, пробелы в которой можно заполнять с помощью собственной фантазии: в этом сила его прозы. Создавая захватывающие сюжеты, он тем не менее бережно относится к реальным фактам и отступает от них только в случае крайней необходимости. Иггульден сопровождает свои романы справками, объясняющими, где именно он скорректировал историческую правду для поддержания драматизма или по другим соображениям.

Например, роман «Врата Рима» начинается с битвы при Марафоне. Доподлинно неизвестно, присутствовал ли при этом событии царь Дарий. Никто не знает, что случилось с персидской конницей. Конница преобладала в персидских армиях в то время, и позже она будет присутствовать при вторжении Ксеркса. Здесь, однако, есть упоминания о лошадях, а затем лошади исчезают.

Иггульден решил, что после разграбления морского порта Эретрия берег в Марафоне стал удобным перевалочным пунктом для вторжения в Афины вдоль побережья. Это всего в двадцати милях отсюда, и в тот день персидские войска могли бы перегруппироваться, восстановиться и дать своим коням возможность немного оправиться от морской болезни. Писатель предположил, что причина, по которой конницы там не было, заключается в том, что лошадей подняли на борт.

Эффект присутствия

-3

Романы Иггульдена — не научная литература, но автор и не претендует на статус национального летописца. Вместо этого писатель старается превратить дела давно минувших дней в захватывающие истории, от которых нельзя оторваться. С этой задачей он каждый раз отлично справляется.

Конн Иггульден, опытный жанровый писатель, знает, как заинтересовать читателей и не дать им заскучать. Он детально описывает не только значимые исторические события, но и повседневную жизнь, создавая так называемый эффект присутствия, — мы будто бы становимся свидетелями мальчишеских разборок, которые на самом деле случились две тысячи лет назад. Притом что один из ее участников — будущий великий римский полководец, император, один из самых известных людей в мире.

— Мой отец знает твоего, — прохрипел Гай, когда боль в животе отпустила.
— Мой твоего терпеть не может. Он — настоящий патриций, не то что твой. Если только захочет, вся ваша семья ему прислуживать будет. А твою сумасшедшую мать я бы полы скрести заставил.
Пока Светоний разглагольствовал, толстяк спутывал Гаю ноги веревкой из конского волоса. Задобрить их было нечем. Отец Гая и в самом деле не имел большого влияния в городе. («Врата Рима»)

Без личного опыта никуда

Иггульден рассказывает, что не только старательно изучает источники, но и старается, насколько это возможно, по-настоящему оказаться в шкуре тех, о ком пишет, — и не важно, что полностью воспроизвести мироощущения, скажем, римского центуриона кажется задачей непосильной. Почувствовать хотя бы часть этого бытия все-таки возможно, здесь в помощь вещи и ландшафты.

«Помню странные ощущения, когда впервые надел на себя пластинчатые доспехи римского легионера, — делился автор «Врат Рима» в интервью. — Я ожидал, что они будут слишком тяжелыми, чтобы маршировать или сражаться, но на самом деле в них я сразу почувствовал себя неуязвимым — и из-за этого куда более агрессивным. Такие открытия, думаю, приходят только из личного опыта, а не из архивов Британской библиотеки, хотя они тоже, конечно, важны».

Книги Конна Иггульдена

Цикл об императоре Гае Юлии Цезаре

«Врата Рима. Гибель царей»

Иллюстрация: Ольга Кириллова
Иллюстрация: Ольга Кириллова

На лоне изобильной природы Апеннинского полуострова крепнет могучее государство, сердце которого — чарующий Рим. На фоне живописной природы двое мальчиков взрослеют в мечтах о военной славе. Один — сын сенатора, наделенный привилегиями и амбициями. Другой — внебрачный ребенок, опорой которому лишь его сила да быстрый ум…

Пока юные Гай и Марк обучаются искусству боя, противостояние непримиримых соперников — Мария и Суллы — влечет государство к гражданской войне... Гай и Марк вынуждены идти разными путями. Ожесточенный конфликт, в котором римлянин поднимет оружие на римлянина, подвергнет их дружбу решающему испытанию.

«Поле мечей. Боги войны»

Иллюстрация: Ольга Кириллова
Иллюстрация: Ольга Кириллова

Юлий Цезарь и Марк Брут возвращаются из римских колоний в Испании, чтобы стать консулами Рима. Но имперские воззрения Цезаря отдаляют его от друга. Перед ними — Рубикон, перейти который означает бросить вызов Риму. А еще им предстоит решить: пойдут ли они дальше вместе, или пришло время каждому выбрать собственный путь?

53-й год до н. э. Одержав победу в Галлии, Юлий Цезарь ведет свои легионы через реку Рубикон. Армиям Рима предстоит столкнуться друг с другом в гражданской войне. Цезарь неумолимо стремится к уготованной ему бессмертной славе, не ведая, что его будущее окажется в руках его друга Брута и Клеопатры — матери сына Цезаря...

Цикл «Чингисхан. Хроники завоевателя»

«Волк равнин. Повелители стрел»

Иллюстрация: Ольга Кириллова
Иллюстрация: Ольга Кириллова

Тэмучжину лишь одиннадцать, но отец его погиб, семья изгнана племенем. Мальчику придется рано повзрослеть, научившись противостоять как людям, так и стихии. Глядя, как семья присоединяет к себе чужаков, прирастая силой, Тэмучжин увидел могучую будущность в объединении враждующих племен. Ему суждено сделать это. Он станет подлинным повелителем моря травы, Чингисханом.

Армия Чингисхана наводит ужас на противника, растет число его всадников, растет его властолюбие. На пути надменный город Яньцзин, высоким стенам которого суждено испытать на себе неистовую дерзость Чингисханова войска, его упорство, пред которым вынужден будет преклонить колени сам император.

«Кости холмов. Империя серебра»

Иллюстрация: Ольга Кириллова
Иллюстрация: Ольга Кириллова

Лишь сильной руке Чингисхана под силу удержать бескрайнее ханское царство, преодолев смуты и раздоры, сломив сопротивление несогласных. Но течет неумолимое время, и могущественному правителю приходит срок выбрать наследника…

Великий хан обрел вечный покой, а его огромная империя висит на волоске. Сыновья хана вступили в противоборство, каждый видит себя преемником отца. Свирепые монгольские племена вновь готовы встать на путь раздора. Но вот Угэдэй принимает власть над империей почившего отца, и кажется, нет в мире такой силы, что могла бы остановить ее возвышение.

«Завоеватель»

Иллюстрация: Ольга Кириллова
Иллюстрация: Ольга Кириллова

Хубилай мечтает об империи, что простерлась бы от моря до моря. Но Хубилай — ученый человек, и для осуществления его стремлений ему придется освоить искусство войны. Ему предстоит возглавить воинов своей страны, а затем, истощив силы в кровопролитных битвах, схлестнуться в непримиримой схватке с собственными братьями.

Цикл «Греческие воины»

«Врата Афин»

Иллюстрация: Ольга Кириллова
Иллюстрация: Ольга Кириллова

Дарий Великий, царь царей, вел на Грецию армию. На пути у персов встало войско свободных афинян. В неравном сражении победа осталась за греками. Спустя десять лет афинское общество расколото, правители погрязли в интригах. И уже новая персидская армия, мощнее первой, пересекает Геллеспонт, чтобы стереть ослабевшие Афины с лица земли…

«Защитник»

Иллюстрация: Ольга Кириллова
Иллюстрация: Ольга Кириллова

Выполняя волю отца, великого Дария, Ксеркс собрал огромную армию и вторгся в Грецию. Афиняне укрылись на острове Саламин, и все их надежды связаны с греческим флотом, созданным Фемистоклом. Силы неравны, победа на суше невозможна, флот заперт в узком проливе. И Фемистокл идет на хитрость, поставив на кон все: и свою жизнь, и свое славное имя.

Если вам понравился материал, оцените его в комментариях или поставьте лайк. Еще больше интересного о книгах, литературе, культуре вы сможете узнать, подписавшись на наш канал.