Ко дню рождения русской советской писательницы Веры Фёдоровны Пановой (1905-1973).
Одна из самых известных и всенародно любимых в свое время писательниц, заслуживших и официальное признание (лауреат трёх Сталинских премий) – Вера Федоровна Панова. Сочинения ее сегодня не очень популярны, разве что трогательная детская книжечка «Серёжа» время от времени появляется на книжных прилавках. Да и покупают ее чаще всего благодаря замечательной одноименной дебютной картине режиссёров Игоря Таланкина и Георгия Данелии. «Дядя Петя, ты дурак?» и «Мы едем в Холмогоры: какое счастье!» - припоминают знающие покупатели и решают: книжку надо брать!
История мальчика, находящегося в «нежном дошкольном возрасте», давно вызревала в сознании писательницы: и учительница Марьяна с пятилетним сыном Серёжей и молодой директор совхоза Коростелёв уже проживали в более раннем произведении Пановой – повести «Ясный берег», отмеченной в 1949 году Сталинской премией. Но даже такая высокая награда не смогла убедить Веру Фёдоровну, что история о Серёже завершена:
«Тема „ребёнка“ жгла мне руки: словно я в них держала что-то горячее и хрупкое, что может разбиться, и потому надо скорей его пристроить».
Писательница замахнулась на полновесную трилогию о взрослении: сначала Серёжа идет в начальную школу, во второй части – в среднюю, в заключительной – он уже старшеклассник-выпускник; такой подход всячески поддерживался «традицией русской литературы». Конечно же, это только временна́я канва, и нет сомнений, что у Пановой получился бы замечательный художественный роман, который с удовольствием читали бы и сегодня. Подумав, писательница от первоначального замысла отказалась, представив на суд читателей небольшую повесть с характерным подзаголовком «Несколько историй из жизни очень маленького мальчика». Решение задачи ушло от широкого событийного ряда вглубь, исподволь показав нам рождение и формирование неординарной личности, как зелёный росток, пробивающейся на поверхность жизни.
Повесть была напечатана в 1955 году в журнале «Новый мир» у Константина Симонова. Совсем не детская книга, мы видим окружающий мир глазами ребёнка, учимся понимать и уважать желания и поступки маленького человека. Его безграничный мир этот совсем не похож на мир взрослых людей, он добрый, светлый, до краев наполненный надеждой и каждодневным счастьем. Вера Панова – сама мать троих детей, на каждой странице даёт нам понять, как часто мы бываем далеки от собственных детей, не чувствуем и не знаем того, насколько широко мыслит ребёнок, а он и не спешит с нами поделиться:
«не с каждым поделишься — не поймут, чего доброго; они часто не понимают».
Удивительно, но самая первая рецензия на книгу оказалась нелицеприятной: в статье отмечалось, что в повести отсутствует «сюжетный стержень, на который нанизывались бы события», а персонажи неубедительны и неярки. Но самая главная претензия, обращенная к автору, состояла в том, что главный герой, пятилетий Серёжа, «искусственно изолирован от типических обстоятельств нашей эпохи», да и вообще – наделен «преувеличенной склонностью к самоанализу». Вот так, ни больше, ни меньше. Добавил перчика и Александр Твардовский, уличив писательницу в непроработке некоторых деталей: «Рожь сперва колосится, а потом цветёт, а не наоборот, как у Вас; рубленые дрова — это хворост, их никто не считает на кубометры». Но, пожалуй, эти критические щипки оказались единственными: и читателям и литературному сообществу «Серёжа» пришёлся по сердцу.
«Вы написали классическую книгу, которая рано или поздно создаст Вам всемирное имя, – сразу же после прочтения повести написал Пановой Корней Чуковский, признавший, что в образе главного героя «нет ни единой фальши» – не сомневаюсь, что её переведут на все языки, дело не только в том, что впервые в истории русской литературы центральным героем поставлен шестилетний ребёнок, но и в том, что сама эта повесть классически стройна, гармонична, выдержана во всех своих – очень строгих! – (подлинно классических) пропорциях. Это-то и восхищает меня больше всего, – дивная соразмерность частей, подчинённость всех образов и красок единому целому, та самая, что чарует нас в пушкинской и чеховской прозе».
Всего четыре года спустя после публикации повести Георгий Данелия и Игорь Таланкин сняли невероятно трогательный одноименный художественный фильм, ставший по версии журнала «Советский экран» лучшим фильмом 1960 года. Маленький Боря Бархатов в роли Сережи с выразительными и мудрыми глазами, настоящими слезами и искренней улыбкой, решал на экране не менее настоящие взрослые проблемы, подсказывая старшим «А у меня есть сердце, и оно стучит!».
📖 Строки из повести «Серёжа»:
А сердце его понимало уже, что ничто любимое не может быть обузой. И сомнение в их любви все острее проникало в это сердце, созревшее для понимания.
Он был поглощен ожиданием разлуки, которая неминуема. Все в нем как бы собралось и напряглось, чтобы выдержать предстоящее горе. На чем бы то ни было, но скоро они уедут, бросив его.
Вы, взрослые, все можете, вы запрещаете, вы разрешаете, дарите подарки и наказываете, и, если вы сказали, что я должен остаться, вы меня все равно оставите, что бы я ни делал.
Просто, видимо, на свете одно цепляется за другое, не предугадаешь, когда и где грозит беда.
Подобно всем этим мальчикам, рассуждавшим о порохе и чернилах, он веровал без колебаний, что ему предстоит все на свете, что только бывает вообще, — в том числе предстояло капитанство и Гонолулу.
Сказка течет по законному руслу. Сережа внимательно слушает, глядя в сумерки большими строгими глазами. Он заранее знает, какое слово сейчас будет произнесено; но от этого сказка не становится хуже. Наоборот.
Он привязан к своим книжкам, хотя в глубине души не принимает всерьез все эти истории. Звери на самом деле не разговаривают, и ковер-самолет летать не может, потому что он без мотора, это каждый дурак знает.
Как вспомню, что уже скоро первое сентября, — так мне нехорошо, так нехорошо…
Сколько ненужных слов у взрослых! Он задает точный вопрос и ждет точный ответ. Но мама, как всегда, сначала говорит кучу посторонних слов.
Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь на наш канал и читайте хорошие книги!