Продолжаем рассматривать прекрасных боярушек, и сегодня сосредоточимся на головных уборах и украшениях.
Ссылки на весь цикл статей о Русском бале 1903 года - внизу.
***
Одежда допетровских времен не отличалась разнообразием кроя, поэтому богатые модники и модницы самовыражались в ее украшении. Линия застежки (настоящая или ложная), подол, ворот, рукава декорировались богатой вышивкой и позументами.
На летник и опашень сверху надевалось богато вышитое ожерелье, иногда украшенное бобровым мехом.
Мех на Руси всегда использовался щедро. В костюмах красавиц он всегда был темным, чтобы подчеркнуть белизну кожи.
К украшениям относились и пуговицы, функциональное значение которых зачатую было второстепенным.
На балу немногие использовали столь выдающиеся пуговицы.
Перейдем к головным уборам, и начнем с боярышень.
Боярышня – это незамужняя дочь боярина, то бишь девушка на выданье. А это значит, что рядить ее нужно было красиво, не уродовать фигуру бесчисленными слоями одежек, показать красивую косу. Если коса не очень красивая, ее нужно украсить. Словом, показать товар лицом, чтоб жених шел косяком.
Неспрятанные волосы – это основной признак девушки незамужней. Голову девицы на выданье украшал соответствующий головной убор – венец, повязка, коруна, челка. Сразу скажу, что головные уборы – это тема чрезвычайно сложная, и так просто, с нахрапа, для написания статьи, в ней не разберешься. Открытые источники пестрят расхождениями и даже противоречиями. Поэтому будет опираться на более-менее достоверные факты, в которых все источники сходятся. Что касается девичьего убора, то здесь правило такое: он оставляет волосы открытыми. Чаще всего встречается название венец.
Посмотрим на девушек в венцах.
Графиня Александра Дмитриевна Толстая похожа на нежную царевну из сказки.
Девица Елена Ивановна Звягинцева. Здесь волос не видно, но на голове у девицы Елены Ивановны точно венец. Коса, очевидно, перекинута назад.
Александра Александровна Танеева собрала перевитую лентой косу в узел.
Княжна Любовь Николаевна Лобанова-Ростовская надела высокий венец и перекинула на грудь две перевитые жемчугом косы.
Косу называли девичьей красой. Чтобы она выглядела богаче и толще, в нее вплетали жемчужные нити или ленты – простые, вышитые, серебряные, золотые. Особым украшением был косник, или накосник – щедро украшенная подвеска, которая крепилась к концу косы.
Два косника можно увидеть на косе у графини Елизаветы Александровны Шереметевой.
Косником украшена коса княжны Софии Сергеевны Васильчиковой.
Большинство участниц бала дополнили свои наряды кокошниками. Это, пожалуй, самый универсальный вариант головного убора. Он красивый, и его можно носить замужним женщинам. К тому же кокошников было великое разнообразие. В какую губернию не ткни – свой кокошник.
Кокошники некоторых дам выглядели необычайно оригинально.
А вот головной убор княжны Варвары Александровны Долгоруковой – это не венец и не кокошник, а головодец. Об этом мы узнаем на сайте, посвященном наследию Надежды Петровны Ламановой.
Головодец – это девичий головной убор в виде венца дугообразной формы, изготовленный из бересты, обклеенной холстом. Его лицевая сторона декорировалась обшитыми золотой нитью толстыми шнурами, образующими узор. Таким образом узор казался вычеканенным по металлу.
Самым распространённым головным убором замужних женщин была кика, или кичка. Грубо говоря, кика представляет собой своеобразную шапочку с твёрдой передней частью. Форма кики, как и форма кокошника, сильно различалась от губернии к губернии.
Немало участниц бала выбрали в качестве своего головного убора именно кику.
Некоторые красавицы дополнили свои головные уборы убрусом – тонкой полупрозрачной тканью.
Главным украшением головных уборов были рясна, которые в XV-XVII веках представляли собой подвески, составленные из нитей жемчужин и драгоценных камней. Рясна были у многих участниц бала, но лучше всего их видно на портретных фото.
Некоторые участницы бала подошли к выбору своих костюмов с большей оригинальностью и образам боярынь и боярышень предпочли другие.
Ее императорское высочество великая княжна Мария Георгиевна стала крестьянкой города Торжка.
Княжна Олимпиада Александровна Барятинская выбрала народный костюм XVII века.
Уже не раз упоминаемая княжна Варвара Александровна Долгорукая обрядилась в праздничный девичий костюм Нижегородской губернии.
Александра Петровна Скоропадская выбрала княжеский костюм, но времен не Алексея Михайловича, а Дмитрия Донского.
Отдельно хочу отметить трех дам, которые представляются мне необычайно элегантными.
В следующей статье познакомимся с костюмами нерусскими или не совсем русскими.
Источники, использованные при подготовке статьи:
https://lamanova.com/19_bal_1903.html
https://klimbim2020.wordpress.com/
https://www.instagram.com/daria_dentelles/
Предыдущие статьи о Русском бале:
«Русский бал» 1903 года. Как все начиналось, или «…У бедной Александры Федоровны склонность к неуместным вещам» «Русский бал» 1903 года. Шаляпин и загадочная «Русская» «Русский бал» 1903 года. Император Николай II и его маскарадный костюм «Русский бал» 1903 года. «Молодая императрица напоминала византийскую икону» «Русский бал» 1903 года. Спор княгинь между собою. Великая княгиня Елизавета Федоровна «Русский бал» 1903 года. Спор княгинь между собою. Зинаида Николаевна Юсупова «Русский бал» 1903 года. «Очень красиво выглядела зала, наполненная древними русскими людьми…». Бояре «Русский бал» 1903 года. «Очень красиво выглядела зала, наполненная древними русскими людьми…». Сокольничие, постельничие, воеводы и прочие
«Русский бал» 1903 года. Красны девицы, молодки и боярыни