Найти тему
Переплёт

История Дракулы: почему вампир носит плащ и боится солнца?

Оглавление

Просто задумайтесь - почему Дракулу, австро-венгерского графа, всегда представляют в образе этакого британского аристократа? Плащ, высокий стоячий воротник, цилиндр, трость...

В этой статье вас ждёт настоящая история появления древнего вампира. Появления на экранах, а не то что вы там подумали.

Как Дракула стал аристократом?

Вопреки расхожему мнению, большинство фильмов про графа Дракулу основаны не на романе Брэма Стокера. В 1924 году ирландский писатель и актёр Гамильтон Дин переработал историю из книги Стокера для своей пьесы. Стоит отдать должное Дину - он связался с вдовой Стокера и договорился о приобретении прав на театральной адаптации романа.

Таким честным подходом к делу, к слову, Дин выгодно отличается от режиссёра фильма 1922 года "Носферату: симфония ужаса" Фридриха Мурнау, который предпочёл не обращать внимания на авторские права и просто переименовал Дракулу в Орлака. За что и пострадал: вдова Стокера через суд добилась запрета показа фильма и уничтожения всех негативов плёнки.

Фильм сохранился только чудом в нескольких экземплярах. И со временем стал легендарным, а слово "носферату" прочно ассоциируется с вампирами. Но это ремарка...
Дракула: Макс Шрек
Дракула: Макс Шрек

В романе Дракула не очень-то напоминает аристократа. Да, у него есть замок, прислуга и прочие атрибуты "белой кости, голубой крови", но живёт он в глуши Карпатских гор, где до выхода в свет три дня лесами, два дня полями. Сами понимаете, не до балов графу и уж тем более не до выглаженных манишек и высоких цилиндров. А трость нужна только чтобы волков гонять.

Но для постановки на сцене нужна драматичность, без этого в театре никуда. Вот Дин и решил изобразить Дракулу в образе вежливого господина, истинного лондонского денди, который носит смокинг со стоячим воротником и струящийся плащ. На самом деле, такая одежда была нужна актёру, который проскальзывал через люк в полу сцены, создавая впечатление, что Дракула исчез. Взметнувший плащ и вуаля!

Дракула: Бела Лугоши
Дракула: Бела Лугоши

Пьеса стала успешной, стильный образ Дракулы узнаваемым, постановка с успехом у зрителей шла не только в Англии, но и за океаном. И в 1931 году по мотивам театральной постановки был снят фильм с Белом Лугоши, уже несколько лет игравшим графа на сцене театра, в главной роли. Так Дракула из венгерского графа стал английским аристократом в плаще и цилиндре. Зрителю такой стиль понравился, цикл фильмов о Дракуле и его потомках вполне можно считать первой франшизой кинематографа.

Но, если отталкиваться именно от романа Стокера, то Дракула там совсем не такой. И вот в 1992 году Фрэнсис Форд Коппола решил восстановить справедливость - снял фильм уже по мотивам романа именно Брэма Стокера, где Гэри Олдмен воплотил на экране довольно отвратный облик известного вампира. И этот облик гораздо ближе, как и сценарий фильма, к сюжету романа 1897 года.

Дракула: Гэри Олдмен
Дракула: Гэри Олдмен

Хотя, если уж совсем быть точным, образ Дракулы, который создал Макс Шрек в фильме "Носферату", к образу графа из романа ещё ближе. Настоящее чудовище, лучшее воплощение истинного вампира.

И ещё один факт: именно в "Носферату" впервые показали, что солнечный свет смертельно опасен для вампиров, заложив основу ещё одного мифа. В романе Стокера солнце вызывало у Дракулы лишь неприятные ощущения, но убить не могло.

А в другой статье можно более подробную историю появления Дракулы на сцене и экране.

Смотрели эти фильмы / читали роман? Какой из образов Дракулы - самый верный?