Подборка исторических фотографий Советской авиации.
1. В Архангельске
Пассажирские самолеты Ил-18В СССР-75535 и Ли-2 СССР-63881 на перроне Архангельского аэропорта. У самолета Ил-18В виден агрегат подвижный авиационный АПА-35(130) и самоходный пассажирский трап СПТ-104.
Самолет Ил-18В СССР-75535 эксплуатировался в Архангельском управлении гражданской авиации с января 1973 года по июль 1977 года. До этого самолет трудился в Северном управлении гражданском управлении. Ли-2 СССР-63881 пролетал в Архангельском авиаотряде с 1963 по 1975 год.
2. Во Владивостоке
Пассажирские самолеты Як-40 на перроне Владивостокского аэропорта Кневичи. На переднем плане виден самолет Як-40 СССР-87958. Этот самолет с июня 1978 года эксплуатировался в Дальневосточном управлении гражданской авиации во Владивостокском объединенном авиаотряде. После распада СССР самолет достался авиакомпании «Владивосток Авиа», где пролетал до 2010 года.
В ноябре 2013 года Як-40 RA-87958 был установлен как авиапамятник, на территории Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (ВГУЭС).
3. Як-18А СССР-36593
В полете учебно-тренировочный самолет Як-18А СССР-36593. Этот самолет использовался для обучения курсантов в Кременчугском летном училище ГВФ с ноября 1965 года. Самолеты Як-18А использовались в учебном процессе училища с 1960 по 1970 год. В 1972 году этот Як-18А СССР-36593 был списан.
4. В песках Узбекистана
Вертолет Ми-8Т СССР-24599 на территории Узбекской ССР. Этот вертолет с мая 1988 года эксплуатировался в Узбекском управлении гражданской авиации в Сергелийском авиаотряде. После распада СССР достался авиакомпании «Уста-Авиа», где продолжил эксплуатацию с регистрационным номером UK-24599.
5. На санитарном задании
Легкий многоцелевой самолет Як-12А выполняет рейс по санитарному заданию в Целинограде Казахской ССР. Происходит погрузка больного на носилках. На фотографии виден также автомобиль скорой медицинской помощи ГАЗ-12Б, который доставил тяжело больного к самолету.
6. На борту ледокола
Вертолет Ка-15М СССР-86606 на борту ледокола «Москва» в Чукотском море в 1964 году. Вертолет подготавливают к вылету на ледовую разведку.
Этот вертолет был произведен на авиазаводе в Улан-Уде в 1960 году. С февраля 1960 года он эксплуатировался в Северо-Кавказском территориальном управлении ГВФ в Ростовском авиаотряде. В 1960-1972 годах вертолет летал с опознавательным знаком СССР-86606, в 1972-1975 годах – с СССР-30006. 31 января 1975 года Ка-15М СССР-30006 списали по отработке общего срока службы.
7. Ми-4А СССР-14844
Этот вертолет был произведен в 1968 году на Казанском вертолетом заводе. После службы ВВС СССР, в сентябре 1977 года он был передан Министерству гражданской авиации в Коми УГА в Печорский авиаотряд. Там Ми-4А СССР-14844 пролетал около десяти лет и 22 октября 1987 года был списан по отработке общего срока службы. После списания вертолет был установлен на вечную стоянку перед аэровокзалом аэропорта Инта, где и находится по сей день.
8. На замене секции телебашни
Вертолет Ми-10К СССР-04124 в Даугавпилсе в Латвийской ССР. В сентябре 1988 года вертолет прибыл из Ухты, чтобы заменить верхнюю 12-метровую секцию телевизионной башни, на которой размещалось антенно-фидерное устройство передающей системы городского телецентра. Фотография сделана на площадке у молочного комбината вблизи пересечении улиц Смилтенес и Смилшу. К октябрю 1988 года все монтажные работы были выполнены.
Вертолет Ми-10К СССР-04124 был выпущен в марте 1976 году на Ростовском вертолетном заводе. С мая 1976 года он эксплуатировался в Коми УГА в Ухтинском авиаотряде. После развала СССР вертолет достался авиакомпании «КомиАвиа». С 2003 года Ми-10К RA-04124 на хранении в Ухте.
© Юрий Дорошенко
Продолжение следует…