Найти тему
Белые одежды

Ровно 100 лет разногласиям между Константинопольской и Русской Церковью

К началу XX в. Константинопольская Церковь ослабла, значительно сократилась её каноническая территория. После Крымской войны 19 века от неё отделились Элладская, Румынская, Болгарская и Сербская Церкви.

После Балканских войн начала 20 века турецкие власти взяли курс на вытеснение Православной Церкви со своей территории. Константинопольский патриархат остался без паствы: часть епархий Турции отошла к Греческой Церкви, с территории Турции бежало греческое население (более 2 млн. человек). Одновременно шёл процесс основания епархий Константинопольской Церкви за пределами её традиционной канонической территории, в т.ч. в Америке.

Катастрофическое положение Константинопольского патриархата сподвигло его на поиск мер, направленных на возвращение былого могущества. Была сделана попытка проведения всеправославных реформ.

В 1920 году митрополит Дорофей (местоблюститель КП) выпустил энциклику с программой всеправославных реформ (без консультаций с другими поместными церквями). Главная идея: Константинопольский Патриарх – глава всей Православной Церкви (по аналогии с Папой Римским).

В 1921 году на Константинопольскую кафедру был избран Патриарх Мелетий и начал деятельность, направленную на укрепление своей власти. В 1923 г. он издал роковой Томос, который положил начало коренному разрыву между Константинопольской и Русской церквями. Воспользовавшись сменой политического строя в России, он объявил о том, что отныне вся православная диаспора (зарубежные приходы и епархии) во всём мире вводится в подчинение Константинопольскому Патриарху.

Это напрямую коснулось Русской Церкви, а именно её епархий и приходов, расположенных в Эстонии, Польше, Финляндии, Латвии, Западной Европе, Америке и Японии.

В том же 1923 г. Константинопольский патриарх собрал Всеправославное совещание глав и представителей большинства Православных Церквей, на котором было принято решение о переходе на исправленный григорианский календарь. Иерусалимская, Русская, Грузинская и Сербская Церкви не поддержали это решение.

В 1922-1923 гг. в Турции, где располагалась Константинопольская кафедра, произошла «Малазийская катастрофа» – геноцид греческого населения, с 2 млн. оно сократилось до 120 тыс. чел. Греки массово отказывались от православия и переходили в мусульманство.

За сто лет конфликт между Константинопольской и Русской церквями только углублялся.

Сейчас на канонической территории Константинопольской церкви (в Турции) проживает всего 2 - 3 тыс. православных. Однако за счёт диаспоры общее количество находящихся под юрисдикцией Вселенского Патриархата (как называет себя Константинопольская церковь) составляет около 5 млн. человек, в том числе:

  • американская и европейская греческая диаспора
  • церкви Австралии и Новой Зеландии
  • монастыри Афона,
  • автономные Церкви на Крите и в Финляндии,
  • некоторые епархии в Северной Греции,
  • автономная архиепископия на территории Эстонии.
  • в Америке в состав Патриархата входит и ряд украинских автономных Церквей.

Константинопольский Патриарх играет огромную роль в экуменическом движении: участвует во всех конференциях, в работе Всемирного Совета Церквей, поддерживает дружественные контакты с Римскими Папами, собирает Всеправославные Совещания, на которых председательствует.

В 1965 г. Константинопольский Патриарх вопреки мнению других поместных церквей снял взаимные анафемы 1054 г. (приведшие в своё время к разделению Восточной и Западной церквей). Таким образом был сделан значительный шаг навстречу унии с Католической церковью.

В борьбе за власть с Русской церковью Константинопольский Патриарх стал причиной раскола в Эстонский, Финской и Польской церквях. Та же история повторилась недавно и с Украинской Церковью.

Константинопольский Патриарх отменил действие соборной грамоты 1686 года, касающейся передачи Киевской митрополии в состав Московского патриархата, и объявил о решении создать автокефальную церковь на Украине. В ответ на его действия 15 октября 2018 года Священный синод Русской православной церкви принял решение о разрыве евхаристического общения с Константинопольской церковью.

В настоящее время Константинопольская и Русская церкви стоят на непримиримых позициях, и не видно никакой возможности для их сближения.