Найти в Дзене
Кирилл Максимов

Деревянные истребителя Лавочкина ЛаГГ-3, Ла-5 и Ла-7. Война против Мессеров.

Оглавление

Деревянные истребители Ла-5 с радиальным расположением двигателей ОКБ Лавочкина сыграли важную роль нейтрализации немецких самолётов в оздухе, а зетем полностью подмяли под себя небо на СССР.

Советский ас с наибольшим количеством подбитых самолётов - Иван Кожедуб совершил свои самые результативные вылеты во время операции «Цитадель» к северу от Курска, где 15 февраля 1943 года он сбил четыре немецких самолета, а его последней жертвой стал реактивный истребитель Ме 262. Всего Кожедуб одержал 62 воздушных побед, все на Ла-5.
Наряду с истребителями Яковлева, оснащенными рядным двигателем, истребители Лавочкина составляли костяк ВВС Красной армии во время Великой Отечественной войны.

Картинка для привлечения внимания к статье
Картинка для привлечения внимания к статье

К ноябрю 1944 года советские заводы выпустили 9920 Ла-5. Позже производство было переведено на более совершенный Ла-7. Затем те же заводы выпустили еще 5 905 Ла-7, пока производство не закончилось в декабре 1945 года. Последний Ла-7 летал во время Корейской войны.
Кстати, к концу 1930-х годов строившиеся в России истребители были своего рода уникальными. Ни одна другая страна в мире не строила самолёты из дерева.

Российские авиаконструкторы также знали, что металл на 40 процентов легче дерева при той же несущей способности, а также более стабилен, более устойчив к огню, а также лучше выдерживает экстремальные климатические условия. Однако они не могли использовать его так широко, как их западные аналоги, так как легких металлов в Советском Союзе было очень мало, а вот древичины хватало с лихвой. Тем более обработка дерева не требовала такого уровня подготовки рабочих, как обработка и производство легких металлов.

По этой причине три самых современных истребителя ВВС Красной армии в 1941 году — ЛаГГ-3, МиГ-3 и Як-1 — были построены из дерева.
Первые месяцы войны с Германией ещё больше оголили эту проблему, так как и без того низкое производство легких металлов в Советском Союзе рухнуло на 80 процентов, оставив только дерево в качестве основного строительного материала для истребителей.
ЛаГГ-3

Истребители ЛаГГ-3

Однако опыт русских летчиков с ЛаГГ-3, в первые дни войны был неоднозначным и даже сказать трагичным. По словам их летчиков, истребители Лавочкина были для них так же опасны, как и истребители Люфтваффе.

ЛаГГ-3 был спешно запущен в производство и не прошел должных испытаний. Он считался сложным в полете, слишком тяжелым, маломощным и не прощающим ни единой ошибки. Поэтому в начале 1942 года ЛаГГ-3 был признан устаревшим, но производство должно было продолжаться до тех пор, пока не появится аналог, способный его заменить.

Истребители ЛаГГ-3
Истребители ЛаГГ-3

Незадолго до начала операции «Барбаросса» — нападения Германии на СССР — появился новый звездообразный двигатель М-82, и конструкторским бюро Лавочкина, Микояна-Гуревича и Яковлева было предложено рассмотреть его для установки на свои самолеты в качестве альтернативы для рядного двигателя.

М-82 был разработан Шецовым и его командой в Перми, и производство началось в мае 1941 года. Пермь была выбрана неслучайно, так как город считался защищенным от немецких войск и бомбардировщиков.

Радиальный двигатель М-82 был самым современным и при мощности 1676 л.с. самым мощным советским двигателем, так как изначально был разработан для бомбардировщика Су-2 - гораздо более тяжёлого чем ЛаГГ-3 и ЛаГГ-5.

Разработка

Переоборудование ЛаГГ-3 под М-82 началось в конце сентября 1941 года, после эвакуации завода и ОКБ из-под Москвы в Нижний Новгород. Преобразование было непростым, так как новый двигатель был намного шире и на 250 кг тяжелее, но при 1540 л.с. он выдавал значительно большую мощность, чем предыдущий мотор Климова М-105ПА ЛаГГ-3 мощностью 1100 л.с.

Новый истребитель с звездообразным двигателем М-82 получил обозначение Ла-5.

Первые прототипы

Авиационный двигатель М-82 стал самым успешным русским звездообразным двигателем во время Великой Отечественной войны, всего было выпущено 71 000 двигателей в 22 различных вариантах. Помимо Ла-5 и Ла-7, М-82 также использовался на бомбардировщике Ту-2 и различных прототипах МиГа, Петлякова, Поликарпова, Сухого и Яковлева. Позже он даже использовался в модифицированном виде на вертолетах Ми-4 и на Як-24.

Прототип Ла-5 и с двигателем М-82
Прототип Ла-5 и с двигателем М-82

Первоначальные испытания прототипа Ла-5 показали, что он превосходит ЛаГГ-3 по всем параметрам, и было постановлением правительства было налажено немедленное производство. Трофейный Bf 109 F-2 летал против прототипа Ла-5 и считался немного уступающим, в то время как немецкий истребитель ранее полностью превосходил ЛаГГ-3.

Первый Ла-5 покинул завод в июле 1942 года.

За исключением двигателя, планер Ла-5 был во многом идентичен ЛаГГ-3, и некоторое время оба строились в Нижнем Новгороде. Серийные модели Ла-5 отличались от прототипа по ряду параметров: исходный двигатель АШ-82 мощностью 1676 л.с. был заменен на несколько улучшенный вариант АШ-82А мощностью 1700 л.с. Крыло Ла-5 были немного изменено, а также внесены другие изменения в деталях.

Вооружение Ла-5 состояло из пары 20-мм пушек ШВАК, установленных над двигателем. ШВАК был разработан на основе удачных 7,62-мм пулеметов ШКАС 1936 года. 20-мм автоматическая пушка ШВак весила 42 кг, могла вести огонь со скорострельностью 750–800 выстрелов в минуту и ​​имела магазин на 200 патронов.

Ла-5 был вооружен прицелом ПБП-1А, который, предназначался для бомбардировки с пикирования. Однако он был в процессе доводки, имея всего два отклоняющихся кольцаа на 200 км/ч и 300 км/ч и не подходил для точного бомбометания. Обычно для поражения цели требовались очереди ШВАК перед целью, сквозь нее и позади нее.
Все Ла-5 были оснащены подкрыльевыми бомбодержателями Д3-40, но были некоторые самолеты которые все ещё оснащались устаревшими рычажными механизмами. В качестве вспомогательного вооружения могли крепиться бомбы типов ФАБ-50, АО-25М и ФАБ-50М массой до 50 кг.

Ла-5 выруливает на взлетно-посадочную полосу во время Курской битвы летом 1943 года.
Ла-5 выруливает на взлетно-посадочную полосу во время Курской битвы летом 1943 года.

Кабина была спартанская по немецким или западным стандартам. Имелись компас КИ-10, указатель скорости УС-800, датчик скороподъемности ВА-30, датчики двигателя и температуры масла ТЭ-22 и ТЗТ-5, часы АВР. Не было гироскопических приборов типа авиагоризонта или гирокомпаса.
На Ла-5 можно было установить радиостанцию ​​РСИ-4 «Малютка», но не на все самолеты. Были приемник и передатчик, причем передатчик обычно присутствовал только на головном самолете в строю, а у остальных был только приемник или не было ни того ни другого.
По западным меркам Ла-5 был грубым и простым самолетом. Но его деревянная конструкция, отсутствие какой-либо сложности и небольшие требования к фронтовому обслуживанию сделали его идеальным для тех условий, в которых приходилось сражаться ВВС Красной Армии.

Ла-5 был лишь временным решением для скорейшей установки радиального двигателя М-82 или АШ-82А на ЛаГГ-3. После постройки нового истребителя у конструкторского бюро Лавочкина было больше времени, чтобы придумать более качественное и лучшее решение. Это было сделано для устранения проблем и недостатков Ла-5, поэтому последние модели с двигателем Шецова М-82Ф были поставлены в начале 1943 года.

Осенью 1942 года Ла-5 поступил в советские истребительные полки. Пилоты, которым ранее приходилось иметь дело с И-16, МиГ-3 и ЛаГГ-3, были впечатлены новым самолётом и приростом характеристик.

Однако на тот момент новым стандартным немецким истребителем на Восточном фронте был Bf 109 Gustav с двигателем Daimler-Benz DB605A.
Захваченный в районе Сталинграда Messerschmitt Bf 109G-2/R6 (заводской номер 13903) летал против Ла-5 на испытаниях. Немецкий истребитель оказался превосходящим Ла-5 по большинству параметров.

Пара истребителей Ла-5 под Белгородом разогревает двигатели перед вылетом во время Курской битвы.
Пара истребителей Ла-5 под Белгородом разогревает двигатели перед вылетом во время Курской битвы.

Bf 109G-2 развивал скорость до 623 км/ч на высоте 11750 м и, таким образом, превышал Ла-5 на 1750 м. Ла-5 был немного быстрее Bf 109G-2 на уровне моря и смог перехитрить немецкий истребитель с временем разворота 22,6 секунды. В то время как Ла-5 был вооружен двумя 20-мм пушками ШВАК, «Мессершмитт» имел одну 20-мм автопушку MG-151 и два 13-мм пулемёта MG-131.

Ла-5 участвовал в боевых действиях на всех участках Восточного фронта с осени 1942 г. по лето 1943 г., пока не появилась усовершенствованная версия истребителя. Несмотря на это, некоторые из первоначальных моделей Ла-5 оставались в строю вплоть до 1944 года.

С осени 1942 года Ла-5 стали появляться в воздушном пространстве над Сталинградом практически прямо с заводских конвейеров. Последовали воздушные бои над Кубанью и на Северном Кавказе, кульминацией которых стала танковая битва под Курском. Всего в 1942 году было выпущено 1129 истребителей Ла-5, и 2771 ЛаГГ-3.

Помимо 500 000 солдат вермахта и 1500 танков, к августу 1943 года немецкие ВВС потеряли под Курском более 3700 самолетов. 6 июля 1943 года будущий советский летчик-ас Н. Кожедуб совершил свой первый боевой вылет над Курском на Ла-5. В возрасте 23 лет, эта первая миссия едва не стала для него последней, как это случилось со многими другими более поздними героями-авиаторами.

Кожедуб потерял связь со своим строем и, увидев немецкие самолеты, безрассудно набросился на них. Его неожиданная атака не нанесла большого урона, и его быстро перехватила другая пара истребителей Мессершмитт, которые стреляли с невероятной точностью, да ещё и с близкого расстояния.

Кожедуб снизился на своём поврежденном Ла-5 до 50 метров и ускользнул от преследователей, на едва не задевая верхушки дереьев, в сторону советских позиций. Поврежденный Ла-5, который легко можно было принять за немецкий Fw 190, время от времени подвергался обстрелу русских зенитных батарей, оторвавших часть законцовок крыла. Несмотря на это, Кожедуб все же смог благополучно приземлиться.

Ла-5 в зимнем камуфляже
Ла-5 в зимнем камуфляже

Усвоив ценный урок нежелания вести войну в одиночку, он вскоре вернулся в строй, сбив к третьему дню Курской битвы два истребителя Ju 87 «Штука» и два истребителя Bf 109. По окончании боя получил орден Красного Знамени.

Немцы очень заинтересовались новым русским истребителем, и 30 июля 1943 года Ла-5 полковника Николая Власова был захвачен после вынужденной посадки под Островом. Вместе с другим трофейным Ла-5 они прошли обследование в испытательном центре Люфтваффе в Рехлине.