Найти тему
Музей истории религии

Книга, изменившая Европу

Сегодня наша статья об одной очень важной и не менее интересной книге, которая изменила Европу. Нет, мы не о Библии! О чем же тогда? Ответ на вопрос - в статье.

В Научной библиотеке нашего музея много замечательных старинных книг. Интересно не только читать, но и рассматривать иллюстрации многотомного издания «Cérémonies et coutumes religieuses des tous les peoples du monde. Cérémonies et coutumes religieuses des peoples idolatres. Représentées par des Figures dessinées de la main de Bernard Picart» (Религиозные обряды и обычаи всех народов мира. Обряды и религиозные обычаи идолопоклоннических народов. Представлено фигурами, нарисованными рукой Бернара Пикара), которое впервые вышло в Амстердаме в 1723-1737 гг. Это богато иллюстрированное издание формата ин-фолио стало важным источником знаний о быте и религиозной жизни разных стран.

Бернар Пикар (1673 – 1733) был одним из самых плодовитых и талантливых художников-графиков, работавших в технике офорта (гравюра на меди). С 1720 года он сотрудничал с сыном протестантского священника Жаном-Фредериком Бернаром, успешным автором и издателем, пропагандировавшим религиозную терпимость. Они подарили миру выдающееся произведение, которое имело успех у европейских читателей. После публикации этого труда в обществе укрепилась идея равенства всех религий.

Для этого издания Бернар собрал около 200 научных работ, мемуаров, писем и документов, а Пикар выгравировал более 250 иллюстраций. Первоначально планировалось издать 7 томов, однако позднее издание было дополнено до 11 томов. Создатели «Религиозных обрядов и обычаев» рассматривают религию с позиции сравнительного религиоведения, предлагая описания и анализ верований и обрядов евреев, католиков, православных, мусульман, народов Востока и Америки, протестантов, масонов и различных сект (адамитов, лабадистов, коллегиантов, антитринитариев, «польских братьев» и др.).

Несмотря на осуждение со стороны католической церкви, работа имела оглушительный успех. В следующем столетии ее переиздавали в различных вариантах. «Религиозные обряды и обычаи» подготовили почву для религиозной терпимости на фоне, казалось бы, нескончаемых религиозных конфликтов.

После смерти Б. Пикара в 1733 г. «Общество книготорговцев Парижа», ставшее владельцем гравировальных досок, созданных художником для «Религиозных обрядов», предприняло новое издание этой работы и пригласило редактировать ее аббатов Банье и Маскрие. В новой редакции книга вышла в Париже в 1741 г. и была прохладно встречена публикой, т.к. «они слишком часто превращали в богословский трактат то, что должно было быть только историей». Простой и беспристрастный тон первого издания ценился гораздо больше. Как писал впоследствии парижский издатель Л. Прюдом, средняя цена первого варианта составляла от 700 до 800 ливров, тогда как стоимость новой редакции парижского издания едва превышала 200 ливров.

В нашей библиотеке хранятся несколько разрозненных томов из первого (голландского) и второго (парижского) изданий, ранее находившихся в личной библиотеке историка религии Н.К. Никольского. Но наиболее полный комплект «Религиозных обрядов и обычаев», имеющийся в нашей библиотеке (9 томов из 11 вышедших), – парижское издание 1807-1811 гг. Луи-Мари Прюдома. Ранее оно находилось в Библиотеке Департамента духовных дел иностранных исповеданий Российской Империи.

Луи-Мари Прюдом (Louis-Marie Prudhomme, 1752 – 1830) — французский журналист, издатель и историк, автор около 1500 памфлетов, написанных в период Французской революции. Он издавал литературу исторического и справочного характера: «Универсальный, географический, статистический, исторический и политический словарь Франции», «Всеобщие и исторические биографии известных женщин» и др. Среди них и имеющийся в нашей библиотеке многотомник «Религиозные обряды и обычаи народов мира». По своему содержанию он соответствовал первому, голландскому изданию, но был дополнен большим количеством статей о миноритарных религиозных движениях, возникших с 1723 г. и существующих в Европе и в США (например, сандеманианцы и др.), а также новейшими данными о верованиях и обрядах некоторых народов Азии, Африки, Австралии и Океании.

В предисловии к своему изданию Л. Прюдом указывал, у него возникли трудности при печати офортов, выполненных Б. Пикаром. Старые гравировальные доски после многократного использования уже не годились для работы. Поэтому в его издательстве был проведен ряд химических исследований и опытов, которые помогли восстановить доски, дабы получить отпечатки, сравнимые по качеству с первым изданием.

Иллюстрации Бернара Пикара долгое время служили эталоном того, как следует изображать религиозные практики. При создании своих гравюр художник, никогда не покидавший пределы Европы, полагался на отчеты путешественников и описания заморских коллекций. Особого труда стоил ему первый том, посвященный евреям. Он долго искал возможности изучить предмет изнутри, и, наконец, получил разрешение посещать синагоги и присутствовать при совершении религиозных церемоний. Внутреннее убранство синагог, утварь и одежды в них присутствующих были зафиксированы им с натуры с большой тщательностью. До сих пор гравюры Пикара, иллюстрирующие жизнь евреев в Европе, считаются одними из лучших.

Освящение синагоги португальских евреев в Амстердаме
Освящение синагоги португальских евреев в Амстердаме

Известно, что Бернар Пикар лишь спустя несколько лет после выхода в свет первых томов «Религиозных обрядов» осуществил задуманный им план показать все религии на одной гравюре. Не удивительно, что служившая впоследствии фронтисписом композиция часто отсутствует в экземплярах первого издания. Л. Прюдом приложил все возможные усилия, чтобы найти эту гравировальную доску для своего издания. Но поиски были безуспешны. Возможно она погибла во время Французской революции. В результате Прюдом был вынужден заказать перегравировку.

Общая таблица всех религий
Общая таблица всех религий

Эта гравюра, кроме изображения, содержит так называемую легенду – текст, поясняющий содержание иллюстрации. По всей видимости, он был составлен самим художником. Приведем его начало: «Во-первых, мы видим христианскую религию у подножия большого дерева с раскрытой Библией, которую монах-францисканец пытается закрыть одной рукой, показывая другой рукой книгу с заглавием “Соборы и Доктрины”, на которых основывается Римская церковь. Христианство представлено ​​с тиарой на голове, символом Святого Таинства и оливковой ветвью в руках. Римская империя, на обломках которой возникла Римская церковь, кажется раздавленной под ее ногами, но все еще держит земной шар, отмеченный имперской властью. Возле нее мы видим аскета и флагелланта. Чуть выше иезуит преподносит буллу Unigenitus епископу, который жестом словно бы отказывается от нее. Ниже Римской церковью растоптан раввин с Пятикнижием в руках, а изображенный перед ней греческий Патриарх как будто признает ее власть. Позади него мы видим епископов и монахов всех орденов, между которыми мы можем отличить доминиканца со штандартом Инквизиции. Реформация представлена в виде девушки, показывающей на Библию одной рукой, а другой держащей серп и обнимающей Древо христианской религии, чьи бесполезные ветви (некоторые обряды и злоупотребления) она обрезала. Внизу на переднем плане Али, преемник Магомета, разъясняет Коран различным народам, принявшим магометанскую религию. На дальнем плане справа изображены пагоды и боги Ост-Индии, а слева — Вест-Индии. В самом отдалении виднеются идолы саамов и других народов».

Эта длинная подпись является яркой иллюстрацией к критике католицизма протестантскими реформаторами. Бросается в глаза и то, что Пикар не представляет в негативном ключе ислам и буддизм. Мастер показывает многообразие религий мира и их равноправие.

«Религиозные обряды и обычаи всех народов мира» давали читателям возможность самим сделать выводы из сравнительных очерков и описаний религий разных стран и народов. Они приглашали читателей дистанцироваться от собственных верований и обычаев и поразмышлять над религиозными практиками всего мира. Эта дистанция ознаменовала решающий первый шаг к зарождению европейского плюрализма и толерантности.