Найти тему

Почему в городах Сибири не уважают пешеходов?

Оглавление

Узнали у урбанистов, какие проблемы поджидают пешеходов в Омске, Красноярске, Томске, Иркутске и Новосибирске

Мы уже писали, что не так с общественным транспортом в городах Сибири: активисты сетовали на повсеместное автолобби, серьезные заторы на дорогах, отсутствие магистрального транспорта и его упадническое состояние в принципе. Однако не авто и маршрутками едиными: пешеходы никуда не исчезли и, надеемся, не исчезнут. С какими же проблемами они сталкиваются, — узнала редакция сайта «Сибирь работает».

Омск: «За пределами центра города пешеход должен выживать»

Низкое качество тротуаров, плохо освещенные улицы, автолобби, длинные пешеходные фазы светофоров, опасные и неудобные пешеходные переходы — какие из этих сложностей поджидают пешеходов в Омске? Рассказывает Валерия Маркова, урбанист и менеджер проектов института территориального планирования «Град».

Абсолютно все эти проблемы характерны для Омска, и с каждым годом город становится всё более автомобиле ориентированным. В новой застройке делают символические тротуары с минимальной шириной, и каждый застройщик — вокруг своего ЖК, ни о какой связанности здесь речи не идет. В районах советской застройки проблемы больше касаются физического состояния покрытия и освещения. Многие улицы десятилетиями стоят в очереди на ремонт фонарей, а жители на соответственные жалобы получают из разряда «в ближайшие годы финансирования не предусмотрено».

— В последние годы — якобы в рамках повышения безопасности пешеходов — на светофорах стали выделять отдельную пешеходную фазу, но зеброй обозначают только П-образный переход. То есть все машины стоят, но ты не можешь перейти перекресток по диагонали или улицу по прямой, нужно сделать три марш-броска за три фазы. Разумеется, горожане здесь умнее проектировщиков, и они идут, как им удобно, минуя заборы.

В центре города есть только одна «человечная улица» — Любинский проспект, но горожанам пришлось добиваться качественного проектирования пространства, так как изначально здесь планировалась парковка с обеих сторон. За пределами центра пешеход должен выживать: либо к тротуару примыкает парковка, разбитая за счет озеленения, либо бессмысленные пыльные и ржавые заборы во всех направлениях.

— Вопрос с разделением потоков велосипедистов и самокатчиков никак не решен, они все перемещаются по тротуарам на удобных им скоростях — еще один стресс-фактор для пешеходов. Главная прогулочная зона города — набережная Иртыша — совмещена с единственной в городе велодорожкой, поэтому конфликты там возникают постоянно.

Еще одна боль омичей — длинные фазы работы светофора, которые стопорят передвижение и заставляют пешеходов понервничать.

— Светофоров в Омске достаточно, и каждый год аварийные нерегулируемые перекрестки ими оснащают. Дискомфорт пешеходам доставляют длинные фазы ожидания, даже на расхваленном выше Любинском проспекте нужно стоять по 90 секунд, а на переход четырех полос (в том числе по диагонали) дано 20 секунд. В прошлом году местный активист писал множество обращений в мэрию, чтобы время для пешеходов увеличили, и мэрия пошла на встречу, добавив фазе аж 3 секунды!

— Подземных переходов в городе немного, зебрами они не дублируются. Часть из них — в историческом центре — можно сказать, обоснована сложностью перекрестков, но некоторые из них можно заменить зебрами, и все только выиграют. Новых переходов не рыли уже давно, и это хорошо.

Как показала практика, изгнание людей с улиц — под землю — на уменьшение пробок никак не влияет, да и на безопасность пешеходов тоже. Зебр много не бывает, разумеется, нужно повышать проницаемость дорог для пешеходов, но я не вижу работы по выявлению запросов горожан и размещения переходов по линиям интереса. Омские власти живут в парадигме «Переход — это зло! От него все проблемы», и чем меньше людей на улице, тем машинам спокойнее. Конечно, спокойнее, но расслабившийся водитель — главная опасность на улице.

Заснеженные, а впоследствии и заледеневшие тротуары — боль сибиряков в принципе, и Омск этот катаклизм стороной не обошел.

— В этом году снегопад у нас побил, кажется, столетний рекорд, так что в апреле можно будет покататься на каком-нибудь сапборде по рекам и городским каналам. Я живу в центре Омска, у нас еще более или менее чистят основные магистрали — и даже снег вывозят, но гораздо хуже дело обстоит с мелкими улицами и проездами, запаркованными круглосуточно.

Что происходит на окраинах — боюсь представить, но по публикациям в СМИ и комментариям в соцсетях ясно, что до них руки дойдут нескоро.

— Разумеется, в первую очередь службы чистят проезжую часть, а сдвинутый снег лежит горами на тротуарах. Во-вторых, в приоритете чистка остановок, но пешеходные переходы к ним — это полоса препятствий. Хотя горожане травмируются не только из-за гололеда, у нас до последнего тянут с очисткой крыш и спохватываются, когда кому-нибудь прилетит сосулька по шапке.

Красноярск: «Нужно, чтобы позитивный пешеходный опыт начинался поближе к дому»

Урбанистка из Красноярска Мария Быстрова, автор блога в ТГ «Профессиональная горожанка» объяснила, какие факторы влияют на восприятие пешеходом городской среды.

Пешеходный опыт горожан складывается из огромного количества факторов. Условно их можно разделить на «физические»: здесь имеются в виду ширина тротуаров и вид покрытия, связность, безбарьерность среды, отсутствие препятствий в виде столбов и заборов — это все, что касается самого устройства физической пешеходной среды.
Фото: t.me/profgorozhanka/922
Фото: t.me/profgorozhanka/922

«Эксплуатационные» факторы — это про то, как эта среда управляется: здесь широкий тротуар, покрытый льдом, или стихийная парковка на тротуаре, или долгое ожидание зеленого света на переходе, что сильно снижают комфорт передвижения. И поправить это не так сложно, как перестроить всю улицу.

А третий набор факторов — «психологические» — самый интересный! Это про то, что мы воспринимаем, пока движемся по улице: виды, звуки, запахи и так далее. Человек нуждается во впечатлениях, и движение по узкому тротуару в насыщенной городской среде центра воспринимается более положительно, чем движение по широкому тротуару вдоль длинного строительного забора.
Фото: t.me/profgorozhanka/903
Фото: t.me/profgorozhanka/903

— В Красноярске — в каждой отдельной точке города — пешехода поджидает разнообразное сочетание этих факторов. Можно лишь сказать, что по первым двум группам Красноярск очень старается совершенствоваться, и есть заметные успехи: например, много пространств из автомобильных превратились в пешеходные — набережная Енисея, площадь Мира, улица Горького и другие. А с третьей группой все сильно сложнее, особенно в районах, где нет разнообразной архитектуры и активного уличного фронта. Мне кажется, подход к городской среде с точки зрения психологического комфорта пока еще в зачатке.

В остальном Красноярску нужно переходить от создания благоустроенных точек-общественных пространств к благоустройству улиц — чтобы позитивный пешеходный опыт начинался поближе к дому.

Томск: «Иногда даже случаются урбан-шедевры»

В Томске ситуация с пешеходной средой, по словам урбаниста и создателя канала «Умный транспорт Томска» Алексея Козявкина, лучше, чем, например, в Омске, но и свои беды имеются.

В последнее время в Томске налицо прогресс в отношении к пешеходам. Так, если каких-то 5 лет назад на ремонт тротуаров практически не выделялись средства, то сейчас комплексное благоустройство целых улиц — это норма. За последние несколько лет в Томске «сплошняком» отремонтировано несколько улиц общей протяженностью больше 20 километров. Также радует то, что у нас более-менее научились делать ровные заезды на тротуар с проезжей части — с понижением уровня. Где-то их делают почти вровень, где-то с небольшим перепадом, но сегодня уже практически нельзя встретить случаи, когда пешеходных переход делали бы совсем без пандуса.

— Например, когда пару лет назад в городе был запущен сервис проката самокатов, то люди им начали массово пользоваться, и это в принципе было бы невозможно, если бы нужно было постоянно „прыгать“ на тротуар. По крайней мере, в центре города с этим навели порядок. Иногда случаются даже урбан-шедевры, когда делают приподнятые переходы, да еще и с ливнёвкой. Вообще конфетка!.

Однако очень часто при комплексных ремонтах забывают про отвод воды, и нередки случаи, когда ровные тротуары просто покрыты лужами. Особенно это видно на тех же пандусах, которые после дождя превращаются в лужу. К сожалению, в Томске остаётся еще очень много мест, где тротуары в очень плохом состоянии, так что городу есть, к чему стремиться.

Почему фрирайд на тротуарах — не самая лучшая затея, и как обстоят дела в Томске с уборкой снега?

— Вторая боль — это чистка тротуаров, особенно в зимний период. Где-то справляются неплохо, в частности, используя мини-тракторы. Но где-то убирают отвратительно. Каждый год несколько тысяч томичей, особенно пожилых, обращаются в травмпункты после падения на скользких тротуарах. И особенно серьезные проблемы встречаются во дворах, которые местами вообще непроходимы.

С приоритетами в Томске имеется проблема. К сожалению, пешеходы у нас в самом низу пирамиды приоритетов (еще ниже только велосипедисты). Фазы работы светофоров удлиняются, местами переходы ликвидируются. Постоять полторы минуты в ожидании зелёной фазы — это уже, к сожалению, норма.

Иркутск: «На тротуарах банально рассыпается плитка»

Что происходит в автомобиле ориентированном Иркутске? Делится урбанист Никита Скачков.

Большинство улиц Иркутска максимально адаптировано под движение машин. Зимой, например, в первую очередь снег счищают с проезжей части, зачастую скидывая его на пешеходные дорожки, и люди вынуждены сами протаптывать себе путь. В период таяния снега, как сейчас, на многих, в том числе и магистральных улицах, накопленный снег тает и образует наледи. С освещением тоже беда: тротуары практически не освещены, но в последнее время эту проблему понемногу начали решать.

— Улицы, отремонтированные в нулевых, да и зачастую и в десятых, где на тротуарах укладывалась плитка, тоже теряют комфортность передвижения для пешеходов. Там банально рассыпается плитка, поэтому в последнее время ее меняют на асфальтовое покрытие.

При проектировании ремонтов и реконструкций только в последние годы начали учитывать приоритетность пешеходов, но до реализации доходит не всегда. Например, в 2021 году ради дополнительной полосы на улице Профсоюзной депутаты вычеркнули из проекта наплыв тротуара на пешеходном переходе.

— Из позитивного: в новых ремонтах тротуары стараются делать шириной два с половиной метра. Однако старые ошибки городской среды исправлять пока не торопятся: на многих перекрестках пешеходные переходы сделаны П-образно и Г-образно, не через все направления движения они оборудованы. На многих регулируемых перекрестках время ожидания пешеходной фазы составляет более 60 секунд.

При реконструкции магистральных улиц сделали несколько подземных переходов, которые не оборудованы устройствами для маломобильных. Там нет лифтов, либо они не работают, а уклон пандуса слишком большой для комфортного спуска колясок. В сильный дождь эти подземники успешно затапливаются, и люди вынуждены мочить ноги, так как это единственные пути для перехода, например, Байкальской улицы. В городе есть несколько велодорожек есть, но зимой их не убирают в принципе, и этим показано всё отношение к тем, кто передвигается на велосипедах.

Новосибирск: «Миллионы рублей налогоплательщиков уходят на уродливые заборы»

Всех сибиряков с точки зрения пешеходной доступности городской среды поджидают похожие проблемы, считает Леонид Лифанов, урбанист и сооснователь проекта «Комфортный регион».

В Новосибирске, если говорить о ситуации неуважения пешеходов, причины ее такие же, как и в остальных городах не только Сибири, но и России в целом. Власть постоянно пытается разделить автомобильные и пешеходные потоки, но приоритет в таком случае отдается автомобилю, а пешехода загоняют в подземный или надземный пешеходный переход.

— Или — самая больная для российских городов история с заборами между дорогой и тротуаром. Властям в голову пришла идея, что если не поставить забор, то пешеход будет кидаться на проезжую часть, поэтому каждый год миллионы рублей налогоплательщиков уходят на уродливые заборы вдоль городских улиц, которые к тому же забирают часть пространства у тротуара.

Фото: t.me/comfort_region/239
Фото: t.me/comfort_region/239

— Власть выдает такие решения за заботу о жителях, но это неправильный путь. Разделение потоков хорошо только на крупных автомагистралях и шоссе. В городе же люди должны ходить по земле. Горожанам, особенно маломобильным (это не только люди с ограниченным здоровьем, но и мамы с колясками, и люди с пакетами) сложно и лениво подниматься или спускаться в уродливые подземники. Состояние их часто оставляет желать лучшего: они грязные, пыльные и малопривлекательные. Такие преграды в виде под/надземных переходов только провоцирует пешеходов на нарушения правил. Лучше оставить людям землю, которые будут делить ее с автомобилями с помощью светофоров.

Если говорить о локальных проблемах пешеходов Новосибирска, то тут их две: состояние тротуаров и их освещенность. Состояние тротуаров в городе само по себе очень плохое, годами город выделял и продолжает выделять копейки на их ремонт и реконструкцию (например, в этом году в бюджете заложено 100 миллионов на тротуары — и больше 3 миллиардов на дороги). Когда же выпадает снег, то становится совсем плачевно. По заявлениям мэра тротуары начинают чистить в самую последнюю очередь, да и сама уборка сильно страдает из-за неконкурентной системы среди служб.
-5

— С освещением ровно такая же ситуация: приоритет отдаётся автомобилям, а на пешеходов «денег нет, но вы держитесь». И такой подход для меня понятен, чиновники из администрации города и области передвигается только на служебных автомобилях, они не пользуются тротуарами, поэтому и проблемы с ними они будут решать в шестую очередь. Кстати, единственный чищенный тротуар в Новосибирске находится у здания мэрии — тротуар напротив уже в сугробах.

Проблемы у пешеходов со всей Сибири схожие, но решения требуются разные. Надеемся только, что однажды право свободно шагать по чистому и просторному тротуару не придется отвоевывать.

АВТОР: Анастасия Гнедчик