Резо Габриадзе был настолько талантливым человеком, что проще перечислить, чего он делать не умел — пожалуй, только унывать. Он был режиссером и сценаристом, художником и книжным графиком, скульптором и кукольником.
Даже если вам кажется, что вы никогда не слышали фамилию Габриадзе, вы, скорее всего, видели памятник Чижику-Пыжику в Петербурге. Или наклоненную башенку с часами в Тбилиси. Или помните «Мимино» и «Кин-дза-дза!». Это все — Резо Габриадзе.
Этот удивительно одаренный человек родился в 1936 году в Кутаиси. Позднее он вспоминал, что почти все жильцы его дома, за исключением нескольких семей, были актерами и часто брали его с собой в театр. Но желание стать режиссером возникло у мальчика не сразу. Сначала он «заболел» скульптурой.
В 13 лет Резо пошел в подмастерья к местному скульптору, Валериану Мизандари — именно в честь наставника Габриадзе назовет потом главного героя «Мимино», которого сыграет Вахтанг Кикабидзе. Габриадзе был весельчаком, и работы его были пропитаны духом иронии и легкого хулиганства. Как скульптор позднее он станет известен за «Нос майора Ковалева» в Санкт-Петербурге и «Памятник герою одесских анекдотов Рабиновичу» в Одессе. Памятник Чижику-Пыжику на Фонтанке в Северной столице — тоже его рук дело, но совместно с архитектором Вячеславом Бухаевым.
Габриадзе учился журналистике в Тбилисском университете, закончил Высшие курсы сценаристов и режиссеров в Москве, а потом… уехал строить Ингурскую ГЭС.
В киношной среде Габриадзе стал широко известен после выхода в 1969 году фильма «Не горюй!» Георгия Данелии. Вместе с режиссером Резо заперся в гостиничном номере в Тбилиси и переделал на грузинский лад роман французского писателя Клода Тилье «Мой дядя Бенджамин». Получилось так хорошо, что с Данелией Габриадзе поработает потом еще не раз — например, в «Мимино» и «Кин-дза-дза!».
Сама идея «Мимино» возникла после того, как Габриадзе рассказал Данелии об одном летчике, который жил в горах и на ночь запирал вертолет на амбарный замок и привязывал его цепью к дереву. Данелии это показалось очень кинематографичным, и приятели приступили к работе. Сценарий «сообразили» на троих: Габриадзе «отвечал» за сцены, связанные с жизнью Валико в горном селении, Виктория Токарева разрабатывала любовную линию, а Данелия сочинял судебные, гостиничные и зарубежные эпизоды.
В фильме «Кин-дза-дза!» Данелия и Габриадзе вновь стали соавторами сценария. Идею в некотором смысле им «подкинул» итальянский сценарист и писатель Тонино Гуэрра. Зимой 1984 года Данелия принимал Тонино в гостях и поделился с ним замыслом снять необычный, современный фильм для молодежи. Но перед ним стоял вопрос — о чем снимать? Итальянец посоветовал: «У вас в России холодные и длинные зимы, сделай сказку, чтобы можно было согреться». И тогда Данелия решил — будет фантастический фильм, герои отправятся на другую планету, где так жарко, что им быстро захочется домой. Идеей он поделился со своим другом Габриадзе, и, конечно, в процессе обсуждения основной сюжет полностью изменился.
В 1981 году Габриадзе основал свое, пожалуй, главное детище — театр марионеток в Тбилиси. Со свойственным ему юмором о перипетиях открытия театра он рассказывал так: «…А потом тогдашний глава республики Шеварднадзе дал нам помещение. <…> В средние века кукольники не имели права ночевать в городе. Ночью они обязаны были покидать город. И когда я ходил по инстанциям [чтобы согласовать открытие театра], рассказывал, что в Европе так происходило и что мы обещаем ночью спать за городом. Они умилялись, жалели нас, говорили, что они не против, если мы ночевать будем в Тбилиси. Но на намеке о квартире, хоть однокомнатной, они вставали и смотрели в окно на закат. А так все старались помочь нам».
Кажется, что театр марионеток для Габриадзе — неслучайный выбор. В обычном театре труппу нужно набрать. А в случае с марионетками — нарисовать, вылепить, повторить в дереве, обуть и одеть. Какой простор воображению человека, который на все руки мастер!
В театре Рено Габриадзе — всего 80 зрительных мест. «Это теоретический театр, театр для театров, театр, где мне интересно заглянуть в саму суть театра, в драматургию. Я не хочу быть очень мудрым, но мне интересно», — говорил сам режиссер. В программе театра — четыре спектакля: «Осень моей весны», «Сталинград», «Рамона» и «Бриллиант Маршала де Фантье». Их количество тоже обусловлено особенностями «актеров»: один спектакль — это примерно два года предшествующей постановке серьезной работы по изготовлению кукол. Зато, однажды сделанный, спектакль долго живет в репертуаре.
С театром Габриадзе объездил пол-мира и принимал участие в крупнейших театральных фестивалях: в Дрездене и Авиньоне, Эдинбурге и Белграде, Нью-Йорке и Москве. И везде спектакли грузинского режиссера пользовались неизменным успехом!
На фигурном фронтоне театра золотыми буквами написан девиз Габриадзе – Extra Cepam Nihil Cogito Nos Lacrimare, что можно перевести с латыни как: «Пусть слёзы у нас будут только от резки лука».