Дорогие читатели!
Наверное, для постоянных читателей уже не секрет, что я люблю книги. И поэзия занимает особое место в моей жизни. Я прониклась многими стихотворениями, когда училась в школе, сама иногда пишу стихи, да и во взрослой жизни порой тянет достать какой-нибудь томик и погрузиться в строки рифм.
Всемирный день поэзии – это относительно юный праздник. Он появился в календаре только в 1999 году, по решению ЮНЕСКО. Первый раз его отмечали в Париже, городе всех влюбленных, что, на мой взгляд, очень символично.
Есть исторические данные о первых стихах: они датируются аж 23 веком до нашей эры.
Для всех людей нашей планеты Всемирный лень поэзии должен служить побуждением к объединению, творчеству, ценности поэтического слова. Через стихи поэт передаёт целый мир эмоций, чувств, истории, судеб. И погружаясь в этот мир, мы тоже открываем своё сердце для чего-то нового.
На моей полочке поэтов в прошлом году были прочитаны следующие авторы:
Это было отлично проведенное время, за томиком стихов я забывала обо всём на несколько часов….
Конечно, если вы только знакомитесь с миром поэзии, то я советую начать так называемого «Серебряного века»:
Для меня, в первую очередь, это моя любимая Анна Ахматова со словами романтики:
Или кричащая со страниц книги гордая женщина (нам, женщинам 21 века, на заметку):
«А, ты думал я тоже такая…»
А ты думал — я тоже такая,
Что можно забыть меня,
И что брошусь, моля и рыдая,
Под копыта гнедого коня.
Или стану просить у знахарок
В наговорной воде корешок
И пришлю тебе странный подарок —
Мой заветный душистый платок.
Будь же проклят. Ни стоном, ни взглядом
Окаянной души не коснусь,
Но клянусь тебе ангельским садом,
Чудотворной иконой клянусь,
И ночей наших пламенным чадом —
Я к тебе никогда не вернусь.
Июль 1321 года. Царское село.
И трагические строки в память о муже, Николае Гумилёве, расстрелянном по сфабрикованному обвинению в 1921 году, и с болью о заключении сына, Льва Гумилёва, в тюрьму на 10 лет:
Из цикла «Реквием».
II. «Тихо льётся тихий Дон…»
Тихо льётся тихий Дон,
Жёлтый месяц входит в дом.
Входит в шапке набекрень,
Видит жёлтый месяц тень.
Эта женщина больна,
Эта женщина одна,
Муж в могиле, сын в тюрьме,
Помолитесь обо мне.
1938 г.
А также её первый муж Николай Гумилёв:
…«И я думал: «Нет, любовь не это!
Как пожар в лесу, любовь — в судьбе,
Потому что даже без ответа
Я отныне обречен тебе».
Отрывок из стихотворения «Прогулка».
Замечательные поэты «Серебряного века» - акмеисты Марина Цветаева, Осип Мандельштам, символисты Александр Блок и Саша Чёрный….
Акмеизм - это поэтическое направление, которое было основано самим Гумилёвым в моём родном Петербурге.
Мой любимый поэт эпохи русского футуризма – это Маяковский.
Да и в целом я могу сказать, что именно он стоит первым на моей полочке поэзии.
Романтизм его «звёзд» известен, наверное, почти каждому:
«Послушайте!»
Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — кто-то хочет, чтобы они были?
Значит — кто-то называет эти плевочки
жемчужиной?
И, надрываясь
в метелях полуденной пыли,
врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит —
чтоб обязательно была звезда! —
клянется —
не перенесет эту беззвездную муку!
А после
ходит тревожный,
но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
"Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!"
Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!
[1914]
Или циничные строки из стихотворения «Ко всему» 1916 года:
…«На теле твоем — как на смертном одре —
сердце
Дни
кончило.
В грубом убийстве не пачкала рук ты.
Ты
уронила только:
"В мягкой постели
он,
фрукты,
вино на ладони ночного столика".
Любовь!
Только в моем
воспаленном
мозгу была ты!
Глупой комедии остановите ход!
Смотрите —
срываю игрушки-латы
я,
величайший Дон-Кихот!»…
…«Светает.
Все шире разверзается неба рот.
Ночь
пьет за глотком глоток он.
От окон зарево.
От окон жар течет.
От окон густое солнце льется на спящий город.
Святая месть моя!
Опять
над уличной пылью
ступенями строк ввысь поведи!
До края полное сердце
вылью
в исповеди!
Грядущие люди!
Кто вы?
Вот — я,
весь
боль и ушиб.
Вам завещаю я сад фруктовый
моей великой души».
А хохма про буржуев у всех с детства на слуху:
«Ешь ананасы
Ешь ананасы, рябчиков жуй,
День твой последний приходит, буржуй».
[1917]
В прошлом году благодаря совету своей бабушки я познакомилась с творчеством ещё одного великого поэта – Эдуарда Асадова.
Конечно, я знала половину его стихотворений, но почему-то ни разу не читала целый сборник стихов. После прочтения одного томика я поняла, что это любовь:
У Асадова была непростая судьба, но даже после тяжелого ранения, полученного в Великой Отечественной войне в 1944 году и отнявшего у него зрение, он не перестал писать.
И как можно не утонуть в таких строках:
«Я могу тебя очень ждать»
Я могу тебя очень ждать,
Долго-долго и верно-верно,
И ночами могу не спать
Год, и два, и всю жизнь, наверно!
Пусть листочки календаря
Облетят, как листва у сада,
Только знать бы, что все не зря,
Что тебе это вправду надо!
Я могу за тобой идти
По чащобам и перелазам,
По пескам, без дорог почти,
По горам, по любому пути,
Где и черт не бывал ни разу!
Все пройду, никого не коря,
Одолею любые тревоги,
Только знать бы, что все не зря,
Что потом не предашь в дороге.
Я могу для тебя отдать
Все, что есть у меня и будет.
Я могу за тебя принять
Горечь злейших на свете судеб.
Буду счастьем считать, даря
Целый мир тебе ежечасно.
Только знать бы, что все не зря,
Что люблю тебя не напрасно!»
Или 2 стихотворения, которые на статусы разбирали все ещё в университете:
«Как много тех, с кем можно лечь в постель»
Как много тех, с кем можно лечь в постель,
Как мало тех, с кем хочется проснуться…
И утром, расставаясь улыбнуться,
И помахать рукой, и улыбнуться,
И целый день, волнуясь, ждать вестей.
Как много тех, с кем можно просто жить,
Пить утром кофе, говорить и спорить…
С кем можно ездить отдыхать на море,
И, как положено – и в радости, и в горе
Быть рядом… Но при этом не любить…
Как мало тех, с кем хочется мечтать!
Смотреть, как облака роятся в небе,
Писать слова любви на первом снеге,
И думать лишь об этом человеке…
И счастья большего не знать и не желать.
Как мало тех, с кем можно помолчать,
Кто понимает с полуслова, с полувзгляда,
Кому не жалко год за годом отдавать,
И за кого ты сможешь, как награду,
Любую боль, любую казнь принять…
Вот так и вьётся эта канитель —
Легко встречаются, без боли расстаются…
Все потому, что много тех, с кем можно лечь в постель.
Все потому, что мало тех, с кем хочется проснуться.
Как много тех, с кем можно лечь в постель…
Как мало тех, с кем хочется проснуться…
И жизнь плетёт нас, словно канитель…
Сдвигая, будто при гадании на блюдце.
Мы мечемся: – работа… быт… дела…
Кто хочет слышать - всё же должен слушать…
А на бегу - заметишь лишь тела…
Остановитесь… чтоб увидеть душу.
Мы выбираем сердцем – по уму…
Порой боимся на улыбку - улыбнуться,
Но душу открываем лишь тому,
С которым и захочется проснуться..
Как много тех, с кем можно говорить.
Как мало тех, с кем трепетно молчание.
Когда надежды тоненькая нить
Меж нами, как простое понимание.
Как много тех, с кем можно горевать,
Вопросами подогревать сомнения.
Как мало тех, с кем можно узнавать
Себя, как нашей жизни отражение.
Как много тех, с кем лучше бы молчать,
Кому не проболтаться бы в печали.
Как мало тех, кому мы доверять
Могли бы то, что от себя скрывали.
С кем силы мы душевные найдем,
Кому душой и сердцем слепо верим.
Кого мы непременно позовем,
Когда беда откроет наши двери.
Как мало их, с кем можно – не мудря.
С кем мы печаль и радость пригубили.
Возможно, только им благодаря
Мы этот мир изменчивый любили.
«Я любить тебя буду, можно»
Я в глазах твоих утону — Можно?
Ведь в глазах твоих утонуть — счастье!
Подойду и скажу — Здравствуй!
Я люблю тебя очень — Сложно?
Нет не сложно это, а трудно.
Очень трудно любить — Веришь?
Подойду я к обрыву крутому
Падать буду — Поймать успеешь?
Ну, а если уеду — Напишешь?
Только мне без тебя трудно!
Я хочу быть с тобою — Слышишь?
Ни минуту, ни месяц, а долго
Очень долго, всю жизнь - Понимаешь?
Значит вместе всегда — Хочешь?
Я ответа боюсь — Знаешь?
Ты ответь мне, но только глазами.
Ты ответь мне глазами — Любишь?
Если да, то тебе обещаю,
Что ты самым счастливым будешь.
Если нет, то тебя умоляю
Не кори своим взглядом, не надо,
Не тяни за собою в омут,
Но меня ты чуть-чуть помни…
Я любить тебя буду — Можно?
Даже если нельзя… Буду!
И всегда я приду на помощь,
Если будет тебе трудно!
И моё любимое, озвученное в фильме «Ирония судьбы»:
«С любимыми не расставайтесь»
- Как больно, милая, как странно,
Сроднясь в земле, сплетясь ветвями,-
Как больно, милая, как странно
Раздваиваться под пилой.
Не зарастет на сердце рана,
Прольется чистыми слезами,
Не зарастет на сердце рана -
Прольется пламенной смолой.
- Пока жива, с тобой я буду -
Душа и кровь нераздвоимы,-
Пока жива, с тобой я буду -
Любовь и смерть всегда вдвоем.
Ты понесешь с собой повсюду -
Ты понесешь с собой, любимый,-
Ты понесешь с собой повсюду
Родную землю, милый дом.
- Но если мне укрыться нечем
От жалости неисцелимой,
Но если мне укрыться нечем
От холода и темноты?
- За расставаньем будет встреча,
Не забывай меня, любимый,
За расставаньем будет встреча,
Вернемся оба - я и ты.
- Но если я безвестно кану -
Короткий свет луча дневного,-
Но если я безвестно кану
За звездный пояс, в млечный дым?
- Я за тебя молиться стану,
Чтоб не забыл пути земного,
Я за тебя молиться стану,
Чтоб ты вернулся невредим.
Трясясь в прокуренном вагоне,
Он стал бездомным и смиренным,
Трясясь в прокуренном вагоне,
Он полуплакал, полуспал,
Когда состав на скользком склоне
Вдруг изогнулся страшным креном,
Когда состав на скользком склоне
От рельс колеса оторвал.
Нечеловеческая сила,
В одной давильне всех калеча,
Нечеловеческая сила
Земное сбросила с земли.
И никого не защитила
Вдали обещанная встреча,
И никого не защитила
Рука, зовущая вдали.
С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
Всей кровью прорастайте в них,-
И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь!
Когда уходите на миг!
И закончу я обзор поэзии на сегодня экскурсом в творчество Роберта Рождественского.
В его циклах стихотворений есть песни, и эти строки знают многие:
…«Позвони мне, позвони.
Позвони мне ради Бога!»…
Строчка из песни «Позвони мне».
…«Пусть голова моя седа, -
Зимы мне нечего пугаться.
Не только груз - мои года.
Мои года – моё богатство»…
Куплет из «Песни о годах».
…«А где-то свадьба, свадьба, свадьба
пела и плясала!
И крылья эту свадьбу вдаль несли.
Широкой этой свадьбе
было места мало!
И неба было мало
и земли!»…
Отрывок из песни «Свадьба».
…«От зари до зари,
от темна до темна
о любви говори,
пой,
гитарная струна!»…
Отрывок из стихотворения «Пой, гитара».
И вступления к фильму «17 мгновений весны»:
…«Не думай о секундах свысока.
Наступит время, сам поймешь, наверное, -
свистят они,
как пули у виска,
мгновения,
мгновения,
мгновения»…
Или патриотические: «Песня о далёкой Родине», «За того парня»:
… «Я прошу, хоть ненадолго,
грусть моя, ты покинь меня!
Облаком, сизым облаком
ты полети к родному дому.
Отсюда к родному дому»….
…«Я сегодня до зари встану.
По широкому пройду полю.
Что-то с памятью моей стало:
все, что было не со мной, помню.
Бьют дождинки по щекам впалым.
Для вселенной двадцать лет – мало.
Даже не был я знаком с парнем,
обещавшим: ''Я вернусь, мама!..''
А степная трава пахнет горечью.
Молодые ветра зелены.
Просыпаемся мы.
И грохочет над полночью
то ли гроза, то ли эхо прошедшей войны»….
И моя любимая песня «Эхо любви»:
Покроется небо пылинками звезд,
и выгнутся ветки упруго.
Тебя я услышу за тысячу верст.
Мы — эхо, Мы — эхо, Мы — долгое эхо друг друга.
И мне до тебя, где бы ты ни была,
дотронуться сердцем нетрудно.
Опять нас любовь за собой позвала.
Мы — нежность, Мы — нежность. Мы — вечная нежность друг друга.
И даже в краю наползающей тьмы,
за гранью смертельного круга,
я знаю с тобой не расстанемся мы.
Мы — память, Мы — память. Мы — звездная память друг друга.
В мире поэзии каждый может найти для себя что-то удивительное, тонкое, чутко отзывающееся в душе. Ищите своего любимого поэта, и он наполнит ваш мир совершенно новыми, удивительными красками!