"Командная работа имеет особое значение, особенно когда вы устали от музыки."
©️ Джон Дикон
Будучи джентльменом и участником группы номер 1 он выглядит самым тихим из Queen. Редко можно встретить человека, который знает свою роль в группе так же хорошо, как он.
• Интервьюер: Эрико Окада
Джон, прежде всего я хотел бы оглянуться на прошлые десять лет. Скажите несколько слов на сей счёт.
– Я устал, очень устал. В течении всех этих десяти лет это было похоже на то, как если бы я сам был королевой. Мне было всего 19 лет, когда я впервые познакомился с другими участниками группы. До этого я изучал электронику в университете в Лондоне. С тех пор прошло десять лет, так что можно сказать, что Queen - это моя молодость.
Успех группы вспыхнул в Японии раньше, чем популярность в Великобритании и США. Японские фанаты так к вам привязаны.
– Да, наш второй альбом стал номер один в Японии. Альбом имел черно-белую концепцию, и именно на нем был создан наш образ, так называемый "образ королевы". Японским фанатам это понравилось. Мы очень ценим японскую аудиторию, которая всегда нас поддерживала.
Вы еще не сделали концептуальный альбом, как, например, 'Sargeаnt Peppers' The Beatles, есть ли у вас такие планы?
– Мы еще не сделали такой. Но, возможно, мы запишем его в будущем, но пока нет такой уверенности.
Есть ли у вас политика в отношении того, как вы записываете свои альбомы?
– Я не могу так сказать... нет. Наверное, дело в том, что мы всегда стараемся сделать альбом, который превзойдет предыдущий. Идеи приходят, когда мы собираемся все вместе в студии. Мы пишем то, что чувствуем в данный момент... Никогда не зная, что из этого получится.
Альбом The Game наконец-то получил признание в Америке. Вы помните то время?
– Мы долгое время гастролировали по США, поэтому было здорово, что нас наконец-то заметили. То, что 'The Game' занял первое место, также придало нам уверенности в том, что мы на верном пути. Теперь мы чувствуем, что можем поехать куда угодно. Если бы у нас не было такой уверенности, мы никогда бы не попали на вершины чартов в США.
Джон, песня 'My Best Friend', из альбома A Night at the Opera, стала хитом будучи синглом, за ней последовала 'Another One Bites the Dust' из The Game. Ваши песни часто становятся хитами в США, есть какой-нибудь секрет?
– Я не очень хорошо пишу песни, и их не так много - на пластинке одна-две песни максимум. Что бы это могло быть? Я и сам толком не знаю.
Если бы вы выпустили сольный альбом или что-то в этом роде, вы могли бы добиться успеха.
– Я никогда особо не задумывался над этим. Для меня было бы невозможно сделать это в одиночку. Потому что я не умею петь (смеется). Весь вокал Queen исполняют Брайан, Фредди и Роджер, и я никогда не записывал бэк-вокал на пластинке. Если я решусь записать сольный альбом, мне, по крайней мере, нужен будет вокалист. Иначе у меня нет уверенности в том, что я вообще смогу его записать (смеется).
Вы поете на сцене.
– Это даже нельзя назвать пением. Немного бэк-вокала.
Почему бы вам не взять несколько уроков вокала у Фредди (смеется)?
– Когда я слышу, как поет Фредди, я тем более не уверен, что когда-нибудь достигну его уровеня.
А если инструментальный альбом, к примеру?
– Это один из вариантов, но я бы предпочел иметь вокалиста. Тогда уж легче заставить петь Фредди (смеется). А что касается написания песен, то я неплодовитый, так как пишу всего несколько песен в год. И я все равно предпочел бы делать это для Queen.
Каким образом музыка Queen объединяет личности четырех людей, делая ее целостной?
– У всех нас разные характеры. До того, как я присоединился к Queen, у них был басист. Кажется, они вчетвером не очень хорошо понимали друг друга. Я довольно тихий парень, мне не нравится быть слишком откровенным. Мне не нравится вторгаться в чужое пространство, и у каждого из нас есть черты характера, которые хорошо сочетаются друг с другом. Я думаю, это отражается в музыке.
Если подумать, то также очень важно отметить тот факт, что за десять лет группа не сменила ни одного участника. Был ли у вас когда-нибудь кризис в коллективе или что-то в этом роде?
– Я не знаю; думаю, это случалось всего один или два раза. Участники группы всегда говорят о том, как они устают от гастролей или записей. У меня тоже такое бывало. Но, как ни странно, мы вчетвером одновременно никогда не говорили об этом. Если бы мы это сделали, распад группы был бы просто вопросом времени. Когда один устал, то кто-то другой может повести группу в позитивном направлении. То же самое с Queen. Мы делали это на протяжении десяти лет. Думаю, то же самое происходит и с Rolling Stones.
Прошлый год был особенно напряженным для нас. Было много гастролей. Но все мы по-прежнему поддерживаем общение. Нам это необходимо. Но после этого тура мы собираемся взять отпуск на шесть месяцев и вообще отдохнуть от работы. После этого мы сможем снова собраться вместе со свежими силами и в хорошем настроении чтоб сделать что-то новое.
Помимо Under Pressure, работали ли вы с другими музыкантами?
– Нет.
Есть ли у вас в планах повторить этот опыт с Боуи?
– На данный момент у нас нет таких планов. Записывать альбом с другими музыкантами гораздо сложнее, чем кажется. Первое препятствие - это составление графика. Если что-то пойдёт не так, мы должны будем продолжить с другим музыкантом, который случайно окажется с нами в студии. Опять же, вам должно очень повезти, чтобы найти для работы в студии того, кто вам нужен. Поиск такого человека является проблемой, ведь некоторые из них не подходят нам в музыкальном плане. Проще работать с людьми, которых мы уважаем, как, например, Боуи.
Что вы предпочитаете слушать на данный момент?
– Японское радио, кажется, сейчас транслирует все виды музыки - я покупаю музыкальные журналы и решаю, что бы мне послушать, но сейчас у меня на это очень мало времени.
Возвращаясь к нашему предыдущему вопросу, есть ли еще музыканты, с которыми вы хотели бы выступить вместе?
– Стиви Уандер. Но это было бы абсолютно невозможно. В музыкальном плане мы слишком разные...
Может с кем-то из молодых групп, например?
– Да, я часто слушаю альбом группы ABC "Look of Love" и сам ими интересуюсь. Было бы здорово сыграть с хэви-метал группой для разнообразия. Что касается нас, мы бы хотели общаться с большим количеством людей, но у нас гастроли, и это происходит не так часто, как хотелось бы.
Очень часто, когда мы слушаем последний альбом Queen, мы не знаем, что будет дальше. Вы удивляете нас каждый раз, когда мы вас слушаем, но мне интересно, делаете ли вы это сознательно...
– Не совсем. Перед тем, как мы идем в студию, перед нами всегда абсолютно чистый лист. У Queen нет плана, что мы будем делать дальше. Другие группы, закончив запись, дают интервью, в которых они уже говорят о своих планах на следующий альбом, но у нас, похоже, никогда не возникает никаких идей для следующего альбома. Мы слушаем запись целиком после того, как закончим работу. Вот тогда мы удивляемся тому, что у нас получилось на этот раз (смеется).
Это просто невероятно.
– Альбом создают четые личности. Результат во многом зависит от того, какая музыка интересует нас в данный момент. В последние год-два мы все слушали много электропопа и техно. Вначале мы также сторонились синтезаторов, но мы немного использовали их на The Game и теперь пользуемся ими чаще. Мы все можем управлять синтезаторами в студии.
На концертах вас сопровождал клавишник.
– Да, это канадский клавишник по имени Фред Мандел. Раньше он играл с Элисом Купером. Он также играет на гитаре. Мы ведь не можем играть на всех клавишных на сцене.
Будучи мега-звездами, какие цели вы ставите перед собой в будущем?
– Например, что мы собираемся делать дальше? Да ладно, иногда мы вчетвером говорим об этом, но у каждого из нас свои ожидания от Queen. Брайан есть Брайан. Так что трудно иметь единое мнение в группе.
Вы вспоминаете все инциденты в более спокойное время...
– После тура по Японии у нас нет никаких планов на ближайшие полгода, мы вернемся в Лондон к своим семьям и будем отдыхать. Возможно, мы будем поддерживать связь друг с другом время от времени.
Какая ваша любимая песня в данный момент?
– Я думаю, что это 'Dragon Attack' с альбома The Game.
Когда такая песня, как 'Best Friend' или один из ваших собственных хитов возглавляет чарты, испытываете ли вы гордость?
– Самое захватывающее - это когда впервые слышишь свою песню по радио. Потому что высшая позиция в чартах - это всего лишь следствие этого.
Вы очень внимательно слушаете радио?
– Да, ведь всегда интересно узнать, какие британские группы пользуются успехом в США.
Есть ли у вас какой-нибудь совет для этих новичков?
– Конечно. Трудно добиться успеха за короткое время, но они должны быть настойчивы. Для этого нужно сохранять уверенность в себе. В любой компетентной группе всегда есть один или два человека с сильными личностными качествами, которые хотят возглавить группу. Вопрос в том, насколько хорошо они смогут организовать работу вокруг себя.
Так было и с Queen?
– Это просто обобщение, я полагаю. Группа всегда была такой.
Queen объездили много стран, есть ли еще места, в которых вы хотели бы побывать в будущем?
– Я бы хотел поехать, например, в Южную Африку. Там высокий уровень расовой дискриминации. Есть много городов типа Лас-Вегаса. Я бы хотел избежать таких мест, поехав в Южную Африку.
И в коммунистические страны, например.
– Это нелегко, потому что ситуация в странах очень разная. Я думаю, что и Советский Союз, и Китай не хотят, чтобы молодые люди слишком много знали о свободных странах. Китай, кажется, впускает музыкантов, которые занимаются классической или современной музыкой. Но потребуется еще лет 10, чтобы мы смогли давать там концерты.
Значит, вы поедете туда в турне в честь 20-летия Queen...
– Это было бы замечательно. Мне нравится путешествовать.
Интересуетесь ли вы азиатской культурой и другими ее аспектами?
– Я не так уж сильно интересуюсь. Брайан играет на кото в A Night At The Opera, верно? В то время мне было очень трудно освоить гамму японской музыки, которая уникальна и отличается от западной. И я не так часто ее слушаю. Я думаю, что именно Брайан больше всего заинтересован этим.
В Японии также существует такое понятие, как new music.
[Прим. переводчика: new music - жанр японской поп-музыки в 70-е и 80-е годы]
– Я готов слушать все, что угодно, лишь бы это была хорошая музыка.
И в завершении, оставьте своё послание для японских фанатов.
– Наши имена, как участников группы, не так уж известны, даже несмотря на то, что мы - №1 в США. Если я скажу там свое имя, никто меня не узнает. Но Японские фанаты интересуются даже нашими характерами. Они очень преданы своему увлечению. Поэтому мы особенно стараемся, когда выступаем в Японии. Я надеюсь, что нас и дальше будут так поддерживать.