Найти в Дзене
Дом необычных вещей

Целый храм хрусталя: прогулка по уникальному музею Мальцовых в Гусь-Хрустальном

Я была уверена, что после посещения огромного Музея хрусталя в брянском Дятьково меня уже сложно чем-то удивить. Да и с произведениями Гусь-Хрустального я знакома: наш сервант у бабушки до отказа забит гусевским хрусталём советского времени, современными произведениями завода я регулярно любуюсь на ярмарках. А уникальные предметы с историей ранее видела на выставке в том же Кусково: у музея очень богатая коллекция от антикварного, до современного хрусталя и цветного стекла.

Но оказалось - нет предела совершенству, и вновь есть чему удивляться.

Музей хрусталя имени Мальцовых во владимирском Гусь-Хрустальном удивителен во всем. Начиная от здания Георгиевского собора руки архитектора Леонтия Бенуа, называвшего этот "пряничный" храм в русском стиле одним из лучших своих творений.

Георгиевский собор - по сути фабричная церковь - был возведён по проекту Бенуа за три года в 1895 году
Георгиевский собор - по сути фабричная церковь - был возведён по проекту Бенуа за три года в 1895 году
Юрий Нечаев-Мальцов не пожалел средств на возведение роскошного  храма в "глуши", а всем своим оппонентам говорил, что настанут времена, когда ценители русского искусства и архитектуры будут ездить со всего мира в "наш Гусь"
Юрий Нечаев-Мальцов не пожалел средств на возведение роскошного храма в "глуши", а всем своим оппонентам говорил, что настанут времена, когда ценители русского искусства и архитектуры будут ездить со всего мира в "наш Гусь"

Продолжая внутренним убранством собора, оформлением которого занимался Виктор Васнецов - в храме сохранились две работы из пяти, картина "Страшный суд" и мозаика в алтарной части "О тебе радуемся..".

-3
Картина Васнецова "Страшный суд" в окружении хрусталя
Картина Васнецова "Страшный суд" в окружении хрусталя

И заканчивая самими произведений мастеров великой стекольной империи Мальцовых. Все эти контрасты сами по себе производят очень яркое впечатление. А высокий неф храма и обилие света позволяют хрусталю раскрыться во всей красе - в этом дятьковский музей, имеющий огромную чудесную экспозицию, сильно проигрывает гусевскому.

О зарождении мальцовской империи, и как власти вынудили стекольных фабрикантов покинуть окрестности столицы и "уйти в регионы" - ради сохранения древесины близь Москвы и Питера - я уже рассказывала ранее.

В первые годы завод в Гусь-Хрустальном производил продукцию из обычного поташного стекла, пока в начале 19 века не освоил производство свинцового хрусталя - не без помощи приглашенных чехов, считавшихся в те времена лучшими мастерами своего дела.

Первые хрустальные изделия Гусь-Хрустального, оформленные алмазной гранью, начало 19 века
Первые хрустальные изделия Гусь-Хрустального, оформленные алмазной гранью, начало 19 века
Бесцветное стекло с гравировкой, 18 век
Бесцветное стекло с гравировкой, 18 век

На переднем плане - стакан из синего стекла с шелкотрафаретной печатью, 1830-е годы
На переднем плане - стакан из синего стекла с шелкотрафаретной печатью, 1830-е годы

С первого дня существования хрустального завода на реке Гусь образцы всех его изделий собирались в образцовой комнате, которая впоследствии и послужила основой экспозиции музея. Поэтому здесь есть и массовые изделия, и авторские, выпущенные в штучном варианте.

-8
Графины в "русском стиле", бесцветное стекло, выдувание, роспись эмалями, 1840-е годы
Графины в "русском стиле", бесцветное стекло, выдувание, роспись эмалями, 1840-е годы
Часть "готического сервиза", стекло с синими нацветами, 1840-е годы
Часть "готического сервиза", стекло с синими нацветами, 1840-е годы

Всего в коллекции музея - более 12000 экспонатов, начиная с 18 века и заканчивая работами современных мастеров.

Штоф и стопки по рисунку Ф. Шехтеля, стекло, гранение, травление, 1913 год
Штоф и стопки по рисунку Ф. Шехтеля, стекло, гранение, травление, 1913 год
Кальяны из  цветного стекла, гранение, роспись золотом, 2-я половина 19-го века
Кальяны из цветного стекла, гранение, роспись золотом, 2-я половина 19-го века
Графины-гуси из хрусталя, красные с нацветом "золотой рубин", грань "светлое растение", конец 19 века
Графины-гуси из хрусталя, красные с нацветом "золотой рубин", грань "светлое растение", конец 19 века

Здесь же хранится и знаменитый стеклянный букет, созданный в гутной технике в 1830-е годы. По легенде, его автором стал крепостной мастер Разумей Васильев, у которого тяжело заболела единственная дочь Катя. Из-за высокой температуры девочка бредила и вспоминала цветы на лугу, на котором она играла летом. Чтобы облегчить страдания дочери, отчаявшийся отец за одну ночь создал в гуте вазу с букетом цветов, и девочка пошла на поправку.

-14
Прибор для крюшона, цветное стекло, роспись золотом и эмалями, конец 19 века
Прибор для крюшона, цветное стекло, роспись золотом и эмалями, конец 19 века
Набор для крюшона, цветное стекло, роспись эмалями, конец 19 века
Набор для крюшона, цветное стекло, роспись эмалями, конец 19 века

В коллекции собрана интересная поброка ваз из многослойного стекла, выполненных в начале 20 века по образцам известного французского художника Эмиля Галле.

-17

-18
-19

В начале 20 века Гусевская хрустальная фабрика выпускала более 3 тысяч наименований продукции из стекла и хрусталя, превратившись в крупнейшего производителя в России. В этот период особой популярностью пользовались изделия из стекла в стиле модерн, рисунок на которые наносился на специальных гильоширных и пантографных машинах.

-20
-21
Слева внизу - предметы из сервиза с "хрустальной навивкой", цветное стекло, гильошированное травление, начало 20 века
Слева внизу - предметы из сервиза с "хрустальной навивкой", цветное стекло, гильошированное травление, начало 20 века

Довольно широко в музее представлен авторский хрусталь советского преиода.

Композицияя "Навстречу", цветной хрусталь, гравировка, алмазная резаьба, А. Курилов, 1988 год.
Композицияя "Навстречу", цветной хрусталь, гравировка, алмазная резаьба, А. Курилов, 1988 год.
-24
Композиция "Космос", цветной хрусталь, гутная техника, алмазная грань, Р. Аксенов, 1980 г
Композиция "Космос", цветной хрусталь, гутная техника, алмазная грань, Р. Аксенов, 1980 г

О

Композиция "Гурзуф", О. Козлова, цветной хрусталь, алмазная грань, 1981 год
Композиция "Гурзуф", О. Козлова, цветной хрусталь, алмазная грань, 1981 год
-27

А вот такую вазу-ладью с Чапаевым я даже как-то встречала в продаже на антикварном рынке.

-28

-29
Вазы 30-х годов
Вазы 30-х годов
-31

На это и закончу свой рассказ. А о современном хрустале, который можно купить на Стеклянном рынке в Гусь-Хрустальном, расскажу обязательно в следующий раз.