Я была уверена, что после посещения огромного Музея хрусталя в брянском Дятьково меня уже сложно чем-то удивить. Да и с произведениями Гусь-Хрустального я знакома: наш сервант у бабушки до отказа забит гусевским хрусталём советского времени, современными произведениями завода я регулярно любуюсь на ярмарках. А уникальные предметы с историей ранее видела на выставке в том же Кусково: у музея очень богатая коллекция от антикварного, до современного хрусталя и цветного стекла.
Но оказалось - нет предела совершенству, и вновь есть чему удивляться.
Музей хрусталя имени Мальцовых во владимирском Гусь-Хрустальном удивителен во всем. Начиная от здания Георгиевского собора руки архитектора Леонтия Бенуа, называвшего этот "пряничный" храм в русском стиле одним из лучших своих творений.
Продолжая внутренним убранством собора, оформлением которого занимался Виктор Васнецов - в храме сохранились две работы из пяти, картина "Страшный суд" и мозаика в алтарной части "О тебе радуемся..".
И заканчивая самими произведений мастеров великой стекольной империи Мальцовых. Все эти контрасты сами по себе производят очень яркое впечатление. А высокий неф храма и обилие света позволяют хрусталю раскрыться во всей красе - в этом дятьковский музей, имеющий огромную чудесную экспозицию, сильно проигрывает гусевскому.
О зарождении мальцовской империи, и как власти вынудили стекольных фабрикантов покинуть окрестности столицы и "уйти в регионы" - ради сохранения древесины близь Москвы и Питера - я уже рассказывала ранее.
В первые годы завод в Гусь-Хрустальном производил продукцию из обычного поташного стекла, пока в начале 19 века не освоил производство свинцового хрусталя - не без помощи приглашенных чехов, считавшихся в те времена лучшими мастерами своего дела.
С первого дня существования хрустального завода на реке Гусь образцы всех его изделий собирались в образцовой комнате, которая впоследствии и послужила основой экспозиции музея. Поэтому здесь есть и массовые изделия, и авторские, выпущенные в штучном варианте.
Всего в коллекции музея - более 12000 экспонатов, начиная с 18 века и заканчивая работами современных мастеров.
Здесь же хранится и знаменитый стеклянный букет, созданный в гутной технике в 1830-е годы. По легенде, его автором стал крепостной мастер Разумей Васильев, у которого тяжело заболела единственная дочь Катя. Из-за высокой температуры девочка бредила и вспоминала цветы на лугу, на котором она играла летом. Чтобы облегчить страдания дочери, отчаявшийся отец за одну ночь создал в гуте вазу с букетом цветов, и девочка пошла на поправку.
В коллекции собрана интересная поброка ваз из многослойного стекла, выполненных в начале 20 века по образцам известного французского художника Эмиля Галле.
В начале 20 века Гусевская хрустальная фабрика выпускала более 3 тысяч наименований продукции из стекла и хрусталя, превратившись в крупнейшего производителя в России. В этот период особой популярностью пользовались изделия из стекла в стиле модерн, рисунок на которые наносился на специальных гильоширных и пантографных машинах.
Довольно широко в музее представлен авторский хрусталь советского преиода.
О
А вот такую вазу-ладью с Чапаевым я даже как-то встречала в продаже на антикварном рынке.
На это и закончу свой рассказ. А о современном хрустале, который можно купить на Стеклянном рынке в Гусь-Хрустальном, расскажу обязательно в следующий раз.