Лошадь — это здорово. Особенно боевой конь. Особенно в те времена, когда другого сухопутного транспорта в общем-то и не было. Не танк конечно, но для своих задач хорош.
Даже если очень постараться, то переоценить значение лошади в жизни человечества тяжело. Использование этого замечательного животного как в хозяйстве, так и в войне внесло кардинальные изменения в образ жизни целых народов. Лошадь в буквальном смысле была основой существования таких кочевых общностей, как киммерийцы, скифы, сарматы и далее по списку.
Сотни исследований, тысячи работ, тонны материалов. Казалось бы, в исторической перспективе не должно остаться белых пятен в деле изучения симбиоза всадник-конь. Однако пожалуйте. Неразрешенные загадки не просто остались, но и продолжают терзать умы учёных.
В основном, когда идёт речь о боевом коне, исследователи говорят в первую очередь о самом доступном для изучения аспекте – снаряжению животного и всадника. В этом нет ничего удивительного, ибо ну а что ещё изучать? Однако не меньшую, а возможно и много более значимую сторону в подготовке боевой лошади выступает её выучка и техника верховой езды.
И вот как раз на этом моменте, все те кто пытаются разобраться в вопросе дрессировки лошадей, получают хорошую затрещину от реальности. Материалов нет. Точнее они есть, но представлены слабо и в основном вскользь.
Вот и приходится исследователям опираться на косвенные данные.
Проблема в том, что даже современные техники езды на лошади постоянно меняются и усовершенствуются. Даже в более близкую нам эпоху средневековья описание методик дрессировки лошади отсутствует напрочь. Что уже говорить об античности.
Чуть ли не единственный трактат на эту тему – труд Ксенофонта (древнегреческого историка и полководца) «О верховой езде», в отношении моментов связанных со способами управления лошадью на удивления не внятен и не подробен.
Однако это не мешает попытаться всё-таки разобраться в теме.
Прежде всего изучение имеющихся материалов показывает, что уже в греко-римский период, техника верховой езды была этнически специфична. У разных народов или их групп способы управления лошадью существенно отличались.
К примеру, нумидийские конники эпохи войн с Карфагеном вообще не пользовались удилами и управляли лошадьми с помощью палочки, которой ударяли ей между ушей, а также кожаного ошейника. Экзотично. Спору нет. Зато эффективно для своего времени и задач, поставленных перед всадником.
Не менее интересными выглядят данные древнеримского историка Тацита, который писал о германских племенах I века нашей эры:
«Их кони не отличаются ни красотой, ни резвостью. И их не обучают делать повороты в любую сторону, как это принято у нас: их гонят либо прямо вперед, либо с уклоном вправо, образуя настолько замкнутый круг, чтобы ни один всадник не оказался последним»
Эта запись хоть и неприметна на первый взгляд, несёт в себе интересные данные. Дело в том, что лошадь может двигаться по-разному: шаг, рысь, иноходь и конечно галоп. Для боевых действий самым востребованным выступает конечно последний. Но в отличии от шага где лошадь последовательно переставляет одну ногу за другой и рыси, где копыта переставляются по диагонали, галоп является удивительно несимметричным способом движения. Он может начинаться как с правой, так и с левой ноги. При этом тот факт, с какой ноги начинает двигаться животное влияет на её способность к поворотам в разные стороны.
Тут ничего сложного. Стартует с правой – удобно повернуть в право. Стартует с левой – аналогично. Поворот в противоположную сторону конечно технически возможен, но не удобен для лошади и требует хорошей тренировки и интенсивных команд со стороны всадника.
Причём если специально коняшку не обучать, то большинство из них выбирают для себя лишь один из галопов и в последующем всегда используют только его.
В этом свете слова Тацита дают пищу для размышления.
Во-первых, в римской армии I века нашей эры лошади уже обучались галопу с обеих ног, а во-вторых германская конница того же времени такими навыками не обладала. Причём для германцев, которые были весьма посредственными верховыми лучниками, способ поворота лошади только направо представлял собой существенный недостаток.
Занятно, но поворот лошади при галопе только в одну сторону был отличительной чертой не только германцев. В работе Ксенофонта есть вот такие строки:
«Вслед за этим, рыся по-настоящему, он постепенно расслабляет свое тело и легко переходит в галоп. И поскольку начинать слева считается предпочтительным, то лучшее такое начало будет, если посылать лошадь в галоп, когда она на рыси делает шаг левой ногой. Ибо готовая двигать левую сторону, лошадь с нее и начнет; когда же будет сгибаться налево, тогда и перейдет в галоп. Ведь поворачивая направо, лошадь по природе своей приспособлена устремляться вперед правой стороной, а налево – левой»
Учитывая то, что повороты лошади со всадником влево предпочтительнее правого поворота (при условии конечно, что наездник держит оружие в правой руке), то данный способ управление боевым конем был адаптирован греками под собственные нужды при метании дротиков и работе с копьём.
Есть резон предположить что и германские и греческие техники езды на лошади восходят к какой-то общей ранней традиции, которая предполагала обучение лошадей всегда двигаться галопом с одной ноги и поворачивать в одну сторону (в качестве выработанной привычки). Такой способ движения в первую очередь оптимален для лучника, у которого обе руки заняты оружием и он не может эффективно управлять лошадью во время стрельбы.
Это не утверждение, но есть мнение, что во время сражения, обученная лошадь должна была скакать прямо на противника и уже на близком расстоянии самостоятельно поворачивать в привычную сторону, давая всаднику возможность концентрироваться на стрельбе.
Учитывая это, историки выдвигают версию, что первоисточник такого способа езды стоит искать в скифских кочевых культурах. Но как? Собственных письменных источников у них не было, а соседствующие греческие культуры не спешили записывать столь специфическую информацию.
Остаётся один вариант – изобразительное искусство. И тут на сцену выбирается на верное один из самых известных предметов с изображением исторических скифов. Гребень из кургана Солоха.
На нём скифский всадник держит в руках копьё и весьма недвусмысленно может планирует проткнуть им оппонента. При этом левая рука всадника держит повод именно слева от лошади. Можно конечно подумать, что конник планирует повернуть в сторону от врага, но в контексте атаки это выглядит несколько бессмысленно. Вероятно здесь отражена иная механика: натренированное животное пытается самостоятельно свернуть вправо и чтобы этого не допустить, всаднику приходится натянуть именно левый повод.
Безусловно это только теория, и на истину на сегодняшний день абсолютно не претендует. Всегда остаётся вероятность, что такое изображение всего лишь художественное допущение ювелира.
Если коротко по выводам:
1. Достоверной информации о способах тренировки боевых лошадей античности на сегодняшний день нет.
2. В зависимости от народов и способов сражения, техника управления конём существенно отличалась.
3. В римской армии начала нашей эры уже эффективно применялись сложные техники управления лошадью, в т. ч. в галопе.
4. Первоначальные, пришедшие в Европу техники управления конём, возможно берут своё начало из кочевых скифских культур (а возможно даже и ранних пазырыкских).
Источники или что почитать на тему
1. «Военная верховая езда древности» Понарядов В.В.
2. «Конь и всадник» Ковалевская В. В.
3. «О происхождении германцев и местоположении Германии» Тацит.
----
На этом всё. Надеюсь Вам понравилось. Я старался.
Комментируем, ставим палец вверх и всего доброго.