Найти тему
Minsknews.by

Заглянули в театр кукол и узнали, что скрывается по ту сторону кулис

Оглавление

Белорусский государственный театр кукол 85 лет собирает полные залы зрителей. В чем секрет такой популярности и что скрывается по ту сторону кулис в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

-2

С чистого листа

Поставить спектакль — задача не из простых. Процесс изготовления кукол и декораций начинается с эскизов, которые позже необходимо преобразовать в чертежи, понятные художникам-модельерам и художникам-бутафорам. Первые показывают, где и какие элементы будут располагаться на сцене, какого они будут цвета и формы.

-3

Определить, каким по размеру должен получиться тот или этот объект, глядя на эскиз, тяжело. Можно, конечно, взять рулетку, измерить сцену, потом путем расчетов и масштаба вычислить габариты элементов, но это займет много времени и сил. Чтобы избежать этой математической суеты, нам делают чертежи, которые показывают, какого размера должна получиться та или иная декорация, — рассказал художник-бутафор Петр Федорцов.

Нет предела материалам

-4

После того как мастера получили четкое техническое задание, они приступают к реализации идеи. Сначала с помощью пластилина воссоздается прототип будущего изделия. Благодаря ему художники-бутафоры делают гипсовую форму, которую в последующем будут использовать для изготовления основы.

Многие элементы мы делаем в технике папье-маше. Говоря простым языком, в гипсовую форму закладываются несколько слоев бумаги, смазанных клеем, которые после высыхания становятся прочным и долговечным каркасом для изделий. Еще одним их достоинством является легкость, — объяснил П. Федорцов.

-5

Не все заготовки из папье-маше представляют собой цельные элементы. Многие из них собраны из отдельных деталей. Такие фрагменты быстрее высыхают, и их проще извлечь из гипсовой формы. Для некоторых изделий также используют силикон. Маски из такого материала выглядят очень реалистично, да и на ощупь они очень схожи с человеческой кожей.

-6

Декорации собираются буквально из всего. Для наглядности П. Федорцов демонстрирует нам красивый металлический бокал. Сомнений не было, что нашли его где-нибудь у коллекционера. На самом деле элегантный фужер оказался одной из деталей старой советской люстры. Набор клавиш компьютерной клавиатуры с легкостью может стать как кодовым замком для сейфа, так и кнопочным телефоном.

-7

Кропотливая работа

Если с конструкцией кукол и декораций все стало понятно, то как и кем создаются красочные наряды? Художник-модельер Лариса Лапко уже на протяжении многих лет занимается пошивом гардероба всех персонажей.

-8

Многие постановки показываются далеко не первый раз. Годы никого не щадят, периодически приходится куклы и декорации реставрировать. Это очень кропотливая работа. Не всегда элементы можно сшить на машинке, часто приходится делать это вручную. Много времени требует подбор тканей, но нерешаемых задач нет. Что-то находишь в магазинах, что-то среди уже имеющихся материалов, — рассказала Л. Лапко.

-9

Большое внимание уделяется и прическам. Сделать красивые локоны довольно тяжело, особенно когда роль волос выполняет джутовый шпагат. С помощью плоек и выпрямителей мастера-девушки преображают кукол буквально за считаные минуты. Их ловкости можно только позавидовать, ведь далеко не каждая дама так уверенно владеет техниками завивки.

-10

Ловкость рук и умение красиво говорить

Управлять куклой лишь на первый взгляд кажется чем-то довольно легким. Спешим развеять все представления о простой жизни артиста. Во-первых, за куклой нужен глаз да глаз.

Обратите внимание, что я не смотрю в зал. Мой взгляд сфокусирован на кукле, я ее веду. Моя задача – сделать так, чтобы все ее движения были плавными и красивыми. Марионетки, наверное, одни из самых сложных по конструкции. Многие куклы не только шевелят руками и ногами, но могут поворачивать голову, открывать рот, моргать. За каждое их действие отвечает отдельная ниточка, иногда даже не одна. Даже держать такого персонажа надо очень аккуратно, лишь бы ничего не запуталось, — объяснила артистка театра кукол Диана Иванова.

-11

Тростевые куклы хоть и не имеют такого количества конструктивных элементов, но справиться с ними – тоже задача не для новичка. Все дело в весе «подопечного». Не верите, что управлять персонажем тяжело? Поднимите руку вверх и посидите несколько минут в таком положении. Неприятные ощущения появятся довольно быстро, а представьте, что вам приходится еще и держать над собой что-то не особо легкое.

— А как у Вас получается изменять свой голос под каждого персонажа?

Это дело многих лет практики и сотни постановок за плечами. Сейчас я сама даже не знаю, как объяснить такую способность, — улыбается артистка.

-12

Со сцены на заслуженный отдых

Постановки сменяют друг друга каждый сезон. Куда же отправляются куклы после спектаклей? На заслуженный отдых в музей кукол. Здесь можно увидеть около сотни персонажей из 30 постановок. Ростовые и планшетные куклы, маски — провести в музее можно целый день.

Справочно

21 марта – Международный день кукольника.

Фото Алексея Столярова

Смотрите также: