Серия мистических хорроров Fatal Frame свободно выходила и на родине, в Японии, и во всём остальном мире. Во всяком случае, так было с оригинальной трилогией во времена PlayStation 2. А вот дальше случилось нечто загадочное. Четвертая часть, известная как Mask of the Lunar Eclipse, вышла на Nintendo Wii в 2008 году, но только в Японии. До других стран игра так и не добралась, хотя ходили слухи о европейском издании.
И вот, спустя 15 лет мы, западные варвары, получаем ремастер «Маски». Причем получился странный «крюк». Сначала издатели выпустили порт «пятерки» для всех современных консолей и ПК, посмотрели на продажи и решили, что в выпуске четвертой части есть смысл. И вот мы здесь! Итак, что из себя представляет Fatal Frame: Mask of the Lunar Eclipse и можно ли на неё обратить внимание? Посмотрим!
Общий сюжетный каркас у всех Fatal Frame похож. Где-то в японской глуши есть традиционная деревушка, которая стоит на вратах в загробный мир. И чтобы сдержать души усопших, местные жители проводят различные мрачные ритуалы с жертвоприношениями. В каждой части свои деревушка и обычаи. Где-то обряды связаны с близнецами (как в FF2), а где-то с татуировками (как в «тройке»).
В «Маске» действие разворачивается на острове Когэцу, где раз в десять лет проводится представление с ритуальным танцем. Нам же интересна история пяти девушек, которые выросли в этих землях, но затем уехали и странным образом всё забыли. Спустя годы двое из них умирают при загадочных обстоятельствах, а остальные решают отправиться на родину и вернуть потерянные воспоминания. Но встречает их заброшенный остров, где по ветхим зданиям бродят призраки.
Что можно сказать про сюжет? В целом, получилось любопытно, но есть один нюанс: всё самое интересное происходит в записках. Именно в многочисленных дневниках расписываются судьбы персонажей, нюансы ритуалов и прочие вещи. Поэтому готовьтесь погружаться в чтение. И если хватит усидчивости, то сможете открыть для себя мрачный и интересный мир острова, где врач совмещает хирургию и обряды, чтобы вылечить загадочную болезнь, а мастер отдает всего себя, чтобы создать идеальную маску. Героям ничего интересного не достается: они слоняются туда-сюда по локациям, ловят флэшбеки и видения, а затем в назначенный час отправляются к финалу.
Перейдем уже к игровой части. По общему построению «Маска» не особо выделяется ни в своей серии, ни среди коллег по жанру. Мы ходим по заброшенным комнатам, собираем ключи и записки, а также периодически отбиваемся от нечисти. Но если сравнивать с «родственниками», то «четверка» оказалась более дружелюбной. В старых частях бывало, что получаешь фотографию с нужным местом, но не всегда понятно, где оно вообще находится. А тут локации небольшие и авторы с объяснениями не жадничают. Например, как только находите ключ, игра сразу покажет на карте, куда нужно будет его воткнуть. Наконец, Fatal Frame 4 получилась куда более компактной и менее занудной, чем прошлые части. В той же «тройке» были две филлерные главы к ряду, где надо было по всему особняку разыскать то четыре ритуальных камня, то квартет призраков.
Пора уже поговорить про экзорцизм. Fatal Frame всегда отличалась своей боевой системой среди прочих Survival Horror, и на том она стоит до сих пор. Если в комнате объявился злобный призрак, то нужно достать особую фотокамеру и его изгнать. Враги могут наступать с любого направления, поэтому рекомендуется почаще вертеть головой да ориентироваться на слух и специальный индикатор. Дальше остается нацелиться на лицо духа и, накопив заряд, щелкнуть затвором. Призрак, получив порцию урона, пропадает, чтобы напасть с нового направления. Повторяем, пока противник не сгинет окончательно. На этом моменте можно сказать, что к основе вопросов нет и она хороша.
А вот дальше в боевой системе начинаются перестановки. Раньше было так: если просто «щелкаешь» призрака, то он получает нормальный урон, но при этом никак не сбивается. А стоило заснять его в последний момент атаки, то анимация прерывалась и урона побольше влетало (заодно, рассчитав тайминг, можно было сделать еще пару снимков вдогонку). Теперь же, накопив достаточный заряд для «залпа», можно призрака прервать, не дожидаясь его атаки. Что это значит? Игра получилась крайне простой. Большинство призраков в «Маске» не особо агрессивны: просто медленно наступают на игрока и даже не пытаются выкинуть какой-то трюк. А с новой системой можно их гонять, не давая даже замахнуться. Лишь изредка игра пытается сделать сложные сражения. Например, столкновение с тремя-четырьмя призраками за раз или противник, который несколько раз телепортируется перед ударом. Что забавно, финальный босс к числу сложных не относится.
Но вы не узнаете, что такое легкость, пока не попробуете фонарик. Вообще, нам выпадет возможность поиграть за троих персонажей. Двое из них, девушки Рука и Мисаки, бегают с камерами и не отличаются механически друг от друга. Но ещё мы окажемся в роли детектива Тёсиро, и вот он вооружен особым фонариком. Если камеры требуют точности, то это «орудие» бьет по неприлично огромной площади. Вам только и остается, что носиться кругами по комнате и «гасить» паранормальную опасность в промышленных масштабах. Более того, фонарик еще не требует «патронов». Тем же камерам нужна плёнка, и если вы истратите хорошую, то в запасе останется только бесконечная «серая», которая наносит мизерный урон. А у фонарика есть запас энергии, который восполняется, стоит только выйти из «боевого» режима. Так что каждая глава за детектива представляет скорее экшен в стиле Resident Evil 4, чем нервные битвы, свойственные серии.
Еще игру заметно упрощает новая экономика. За каждый удачный снимок призрака вам будут щедро выдавать очки. В старых частях они расходовались на прокачку камеры, а в «Маске» их на этой должности сменили кристаллы. Сами же очки можно потратить у точек сохранения, чтобы купить целебные банки и плёнку. Проблема в том, что валюты отсыпают много: и за битвы, и за фотографии исчезающих призраков. Причем ловля последних в этой части тоже упростилась. Раньше «мимолетные» призраки появлялись на пару секунд, то теперь каждое «окно» для съемки в среднем длится 6-8. В общем, надо сильно постараться, чтобы в этой игре остаться бедным.
Что можно сказать про Fatal Frame: Mask of the Lunar Eclipse в целом? Вообще, после всей критики хочется написать, что дело не так уж и плохо. Да, это определенно самая простая часть в серии. Вместе с тем она — хорошая точка входа в Fatal Frame. Если вы хотели попробовать «призрачную» серию, то «Маска» лучше всего подойдет для знакомства. Впрочем, всё равно надо принять специфику Fatal Frame: и подачу основного сюжета через записки, и многочисленные забеги по одним и тем же декорациям. Хотя в этом плане «четвёрка» более снисходительная, чем другие части. И вообще, не начинать же с пятой игры!
Между делом: если что, у Fatal Frame 5 бэктрекинг злющий и сюжет по-дурацки построен. Неоспоримым её достоинством можно назвать разве что намокающую одежду у героинь.
Что до хоррор-составляющей, то тут получается странная ситуация. Низкая сложность определенно делает свое нехорошее дело, хотя сюжет, звуковой дизайн и постановочные сценки всё же пытаются нагнать жути. В итоге «Маска» пусть и не настолько пугающая, как прошлые части, но несколько раз я точно подпрыгнул. К сожалению, не могу настоятельно рекомендовать Fatal Frame 4, хотя приятные впечатления она у меня оставила.
Как посмотреть:
- сюжет любопытен, но его надо постигать через записки.
Плюсы:
- битвы с призраками интересны (пусть и просты);
- игре удается пугать;
- стильные мрачные декорации.
Минусы:
- низкая сложность (за исключением редких моментов);
- игра слишком щедро выдает очки на покупку «аптечек» и «патронов».
Fatal Frame: Mask of the Lunar Eclipse дает всё то, за что ценят франшизу: мрачная атмосфера, интересный сюжет (пусть и в записках) и битвы с призраками при помощи фотокамеры. Однако эта часть стала более доступной, и не всегда в хорошем смысле. Вроде и приятно, что ходьбы туда-сюда стало меньше, но куда пропала сложность сражений? «Маске», как и прошлым частям, удается нагнать жути, но с низкими ставками в битвах это получается хуже.80
Обзор написан по копии игры для ПК