Найти в Дзене

Как взыскать недостачу с ворующих товар работников?

А очень просто.... Сейчас я расскажу

Для этих целей руководителем в обязательном порядке проводится инвентаризация вверенных работнику товарно-материальных ценностей. Проведение указанной инвентаризации проводится в полном соответствии с порядком, утвержденным приказом № 49 от 13.06.1995 года:

Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия.

Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными. Обращаю Ваше внимание на тот факт, что данный​ пункт в полной мере применяется как​ к членам комиссии, так и к материально-ответственным лицам. Поэтому мы всегда рекомендуем предварительно уведомлять работников в письменном виде о дате и времени проведения инвентаризации (самым простой способ вручить соответствующе уведомление под роспись, если сотрудник отказывается, то направляем телеграмму). Как вариант: Вы можете предварительно (до даты проведения инвентаризации ознакомить сотрудников с приказом о проведении инвентаризации).

До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств.

Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.

​ Проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально ответственных лиц.

Инвентаризационные описи могут быть заполнены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и ручным способом.

Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.

Комиссия в присутствии заведующего складом (кладовой) и других материально ответственных лиц проверяет фактическое наличие товарно-материальных ценностей путем обязательного их пересчета, перевешивания или перемеривания. Не допускается вносить в описи данные об остатках ценностей со слов материально ответственных лиц или по данным учета без проверки их фактического наличия.

Далее после подведения результатов инвентаризации Работодателем выполняются следующие действия:

1.​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​Работодатель издает приказ о создании комиссии для проведения служебного расследования. Указанное расследование необходимо провести в срок не более 1 месяца с даты обнаружения недостачи. В указанный срок не входит период нахождения сотрудника на больничном, в отпуске и т.д. То есть если сотрудник у нас находится на больничном, то срок расследование продлевается на количество календарных дней нахождения сотрудника на больничном.

2.​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​В ходе проведения​ расследования необходимо запросить объяснительные у всех сотрудников о причинах образовавшейся недостачи. Объяснения лучше запрашивать в письменном виде, чтобы в случае непредставления сотрудником объяснений можно было составить акт о непредставлении объяснений. Если в течение 2 (двух) рабочих дней с момента получения требования о представлении объяснений сотрудником объяснения не будут представлены, то необходимо составить акт о непредставлении объяснений.

3.​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​По факту получения объяснений или по истечении срока на представление объяснений необходимо изучить все имеющиеся в деле материалы (проверить наличие приказа о проведении инвентаризации с подписями всех материально-ответственных лиц и членов комиссии, наличие подписанных всеми участниками инвентаризации сличительной описи и инвентаризационной ведомости, наличие объяснений сотрудников о причинах образовавшейся недостачи, наличие подписанного ДКМО всеми материально-ответственными лицами) и составляется акт служебного расследования, в котором указываются причины образовавшейся недостачи, суммы, которые мы будем взыскивать с работников, а также предложения об увольнении заведующей аптекой в связи с утратой доверия.

4.​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​Именно на основании указанных документов в месячный срок издается приказ об увольнении сотрудника в связи с утратой доверия, а также на основании указанного документа инициируется исковое заявление в суд и (или) заявление в полицию.

Для подготовки акта служебного расследования необходимо проверить наличие пакета следующих документов:

1. Копия приказа «О проведении внеплановой инвентаризации в организации» с подписями сотрудников об ознакомлении их с указанным приказом;

2. Копия договора о полной коллективной (бригадной) материальной ответственности с подписями всех материально-ответственных лиц (иногда вместо договора о коллективной материальной ответственности в наличии имеются договоры об индивидуальной материальной ответственности);

3. Копия приказа о проведении служебного расследования;

4. Копия должностных инструкций на сотрудников подразделения;

5. Копия сличительной ведомости;

6. Копия инвентаризационной описи;

7. Копии объяснительных сотрудников о причинах образовавшейся недостачи;

8. Если сотрудника освобождали от работы (такое практикуется некоторыми организациями с выплатой среднего заработка), то необходимо наличие подписи сотрудника на таком уведомлении.

Теперь к сложностями, с которыми можно столкнуться на этом пути....

​ 1.​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​Очень часто суды просят доказать факт недостачи путем предоставления всех товарных накладных. Мы в такой ситуации говорим о том, что поставки товара в организацию осуществляются с определенной периодичностью Списание товара с остатков осуществляется путем​ их реализации конечному потребителю или путем возврата товара поставщику (это колоссальный объем информации и документации. Ну если с товарными накладными их можно будет собрать, то с чеками все намного сложнее). Как правило, после анализа объема подлежащих представлению документов суд не настаивает на предоставлении указанных документов. В конце концов, есть окончательный довод «Сотрудник инвентаризационные документы подписал без замечаний, впоследствии результаты инвентаризации в судебном порядке не обжаловал»).

2.​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​Взыскание сроковых товаров. К сожалению, в судебном порядке мы ни разу не пытались взыскать сроковый товар по причине того, что указанный товар имеется в наличии. И очень сложно доказать тот факт, что со стороны Работодателя предприняты все меры к тому, чтобы сотрудники соблюдали указанные требования по срокам годности. Мы можем попытаться внести соответствующие изменения в должностные инструкции, но шансов выиграть указанные споры крайне низкие.

3.​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​Необходимо доказать причинно-следственную связь между неисполнением должностных обязанностей и наступившими последствиями (указанное обстоятельство должен доказывать работодатель). Тоже крайне сложный момент при такой категории споров. Так как в суде очень часто работник начинает пояснять ситуацию о том, что ему было неизвестно о том, с какой периодичностью он должен исполнять указанные обязанности. Кроме того, часто выясняется, что в компании нет закрепленных однозначных алгоритмов при выявлении сроковых товаров. Как правило, работник говорит о том, что в его должностные обязанности не входит формирование возвратных накладных (он написал записку руководителю, а руководитель ее не увидела и возврат не оформила), а руководитель говорит о том, что она самостоятельно ревизию не делает, это функционал работников аптеки. И так переваливают вину друг на друга. Суд, в таком случае, однозначно отказывает в удовлетворении исковых требований.

Это основные моменты, на которые хотелось бы обратить Ваше внимание.