Многие люди путают панические атаки и приступ тревожности. И начинают лечить тревожность методами от панических атак и наоборот. По итогу делают только хуже. Техники для работы с тревожностью не подходят для работы с паническими атаками.
Такая путаница происходит из-за некачественной информации, которую потребляет человек. Услышал где-то в СМИ, от знакомых, может быть какой-то блоггер рассказал о своих панических атаках. Причем блоггер назвал панической атакой то, что не является панической атакой.
Ну и давайте расставим все по местам. Как вы думаете, какое ключевое слово является в словосочетании «паническая атака»? Паника! Паника — это то, что происходит здесь и сейчас. Сейчас есть какая-то угроза, какое-то опасение и нужно с этим быстро что-то делать. Например, паника при пожаре. Сейчас есть угроза сгореть в пожаре и нужно быстро что-то делать, чтобы спастись.
Тревога же направлена на будущее. Сейчас все в целом нормально, но вот в будущем может случиться что-то страшное. Если брать предыдущий пример, то тревога звучит примерно так «А вдруг случиться пожар», «А вдруг я не смогу справиться с пожаром», «А вдруг я потеряю все имущество» и т.д. В настоящий момент опасности нет, но в будущем она может возникнуть.
Вернемся снова к паническим. Панические атаки возникают тогда, когда человек себе продает идею о том, что здесь и сейчас он может умереть. Причем смерть может быть не только физическая, но и социальная. Физическая смерть – умру от инсульта, сердечного приступа, задохнусь. Социальная смерть – опозорюсь, сойду с ума и упекут в психушку, где я потеряю контакт со значимыми мне людьми, потеряю контроль и начну делать плохие вещи. Объективной угрозы жизни нет. От панических атак еще никто с ума не сходил и не умирал, но человек убежден в опасности и доводит себя до паники.
Соответственно, если человек поймет, как возникают панические атаки, докажет сам себе, что они безопасны, с ума он не сходит, от сердечного приступа не умирает, то довольно быстро он избавиться от них. Если все безопасно, человек себя не доводит до паники.
Но если же мы все это проделаем с тревожностью, поможет ли это человеку? Нет! У человека в целом есть эмоциональное напряжение, избавимся от одной области беспокойства, она перейдет в другую область. Человек и дальше продолжит испытывать вегетативные симптомы.
Тревожный человек переполнен напряжением, которое нужно куда-то сливать и делает он это через беспокойство о своем будущем. Даже если мы разберем все тревожащие его мысли, его беспокойство будет мигрировать в разные области для того, чтобы сбрасывать напряжение, которое копиться внутри.
Я молчу про то, что будущее само по себе неопределенное и никто наверняка гарантий не может дать. Никто не гарантирует, что не будет пожаров, потерь имущества и то, что человек не умрет. Поэтому всегда остается пространство для беспокойства.
Паническая атака – находится на верхушки айсберга. Она наглядна, сразу же бросается в глаза. О ней тревожные клиенты будут жаловаться в первую очередь, так как она захватывает больше всего внимания. И вместе с тем, уводит внимание от того, что действительно создает напряжение и с чем необходимо работать.
Разрешив источник напряжение, не будет необходимости его сбрасывать. А это уже более глубинный подход к решению тревожности. Панические атаки и тревога находятся на разных уровнях проработки и требуют разных подходов.
Если для панических атак достаточно поведенческой формулы, то для тревожности необходимо проявлять гибкость, творчество, индивидуальный подход под каждого клиента. Искать их источник напряжения и помогать его разрешать.
Если вы столкнулись с паническими атаками, тревожностью, ипохондрией, приглашаю вас на консультацию - https://taplink.cc/psy.luar