Об этом древнем городе-легенде слышали почти все из нас. Сказания повествуют, что за чистоту души и благую веру в Господа во время Батыева нашествия целый город был скрыт в водах озера Светлояр. И доныне он там пребывает незримым, являясь только праведникам. А маленькие дети и святые могут слышать звон колоколов на его церквях и различать отражения маковок храмов в водах озера.
Чем-то эта легенда похожа на сказание об Атлантиде – городе-острове с высокоразвитой культурой и просвещенными жителями. Правда, тех отправили на дно океана боги, считая, что люди провинились перед ними.
История Китеже-града иная по своей сущности. Она рассказывает о чуде, которые было попущено Богом людям в качестве надежды на то, что испытание татаро-монгольским нашествием и разорением будет преодолено.
Но откуда мы знаем о Китеже?
Вы удивитесь, но есть письменный источник. Это так называемый «Китежский летописец», созданный приблизительно в конце 17 века. В нем рассказывается легенда о возникновении и чудесном спасении этого города. Конечно же, текст не может являться летописью. Скорее, это художественная повесть.
Она рассказывает, что Китеж основал во своих владения владимирский князь Юрий Всеволодович в конце 12 века. Он возвращался из основанного им же Новгорода (Нижнего Новгорода) и удивился красоте здешних мест: водной глади и могучим деревьям, которые как богатыри охраняли эту землю.
Юрий распорядился создать здесь небольшой город Китеж, маленький и тайный для того, чтобы можно было в нем укрыться в годину бедствий. Повелел построить храмы, чтобы Бог полюбил это место и живущих в нем людей.
Так и сделали. Таким образом, город здесь мог появиться в 1164 году.
А вот в 1237 году орды грозного Батыя напали на Русь. Каждое княжество сражалось само по себе, и все они пали перед силой страшного хана.
Владимирский князь Георгий (по преданию) бежал в Китеж и надеялся там укрыться, собрать войско и напасть на захватчика, но Батый приказал идти по его следу. Монголов к Китежу привел русский предатель - бражник Гришка Кутерьма. Защитники города пали. И тогда те, кто оставались в городе, стали молиться Богу и Пресвятой Богородице, прося защитить их.
И монголы с ужасом увидели, как город погружается в воды озера. Они в панике разбежались и погибли в лесах.
К слову сказать, князь Георгий собрал войско, но был разбит и убит на поле боя.
Вера в чудо
Народные легенды о Китеж-граде донесли эту историю до 17 века. Об этом святом городе слагали песни и рассказывали их детям. Людям хотелось верить в то, что где-то на земле есть рай и в него можно попасть. Поэтому некоторые исследователи связывают легенду о Китеже с легендами о таинственном и прекрасном Беловодье, где царят справедливые порядки, живут мудрецы и людям даровано от Бога бессмертие.
Трудная жизнь подпитывала в крестьянской среде эту легенду, и даже находились те, кто уходил искать это Беловодье.
По сути дела, история про Китеж отражала в себе веру в чудо, в то, что Русь хранится Богом. Бог спасает ее.
Славянская легенда о невидимом городе
Этнографы полагают, что история о Китеже-граде более древняя, чем мы думаем. В основе ее лежит история о ссоре двух славянских богов Перуна и Велеса, которые бились друг с другом, желая завоевать сердце Дивы-Додолы (дочери бога туч).
Сначала Дива стала женой Перуна, но Велес обманом увел ее от мужа. Жили они в Китеже-граде, но Перун, обидевшись за такой поступок, решил город уничтожить.
И чтобы избежать этого, Велес и сделал город невидимым.
Впрочем, эта история является сомнительной. Потому что речь может идти вовсе не о Китеже.
Китеж-град в русской культуре
Конечно же, самое большое влияние эта легенда оказала на русскую культуру. Не только народные авторы создавали легенды и сказания об этом чудесном городе, русские писатели Павел Мельников-Печерский, Владимир Короленко, Максим Горький, Михаил Пришвин создавали свои произведения по мотивам этой легенды. В стихах Китеж описывали поэты.
О загадочном городе написал оперу «Сказание о невидимом граде Китеже» Николай Римский-Корсаков.
А художники с 19 века по настоящее время пишут картины на эту тему. И каждый раз сказочный город приобретает новые черты. Это работы ныне почти забытого художника Константина Горбатова, Ивана Билибина, Константина Коровина, Ильи Глазунова, Бориса Смирнова-Русецкого, Сергея Понасенко, Елены Потякиной и других.
Можно с уверенностью сказать, что Китеж давно уже стал неотъемлемой частью русской культуры.
А что же говорят историки и археологи?
К сожалению, следов древних славянских поселений в виде укрепленного города на берегах озера Светлояр ученым найти не удалось. Хотя экспедиций в советские годы было много.
Было доказано, что наши предки здесь жили, приходили на рыбалку, строили временные жилища. Также были найдены две пуговицы с одежд монгольских ратников.
Водолазы исследовали дно озера. Глубина его большая – в некоторых местах более 30 метров. То есть водоем представляет собой настоящую воронку. Но на дне лежат только коряги.
Было выдвинуто предположение, что грунт дна озера состоит из трех слоев: современный, старый и древний. В слое 13 века были обнаружены некоторые металлические предметы быта людей, что позволило выдвинуть гипотезу, что какие-то поселения на берегах озера существовали, но из-за природных причин (скорее всего, из-за движения тектонических плит в 12-13 веке) они были затоплено.
Но понять, было ли это поселение каменным городом, так и не удалось.
Но не это важно.
Прочность данной легенды связана не с конкретным поселением на берегу Светлояра.
История Китежа раскрывает перед нами душу Руси.
В ней заключается суть человеколюбивой русской культуры с ее верой в связь неба и земли, связь Бога и людей, защитой нашей страны высшими силами и особой миссии России, призванной стать «святой Русью» и простоять до Второго пришествия Христа.
Спасибо, что дочитали.