Чем выше образовательная неуспешность в школе или классе, тем больше педагог недоволен собой, своей профессией, и тем выше для него риск выгорания. Эта связь выявлена в исследовании специалистов Центра общего и дополнительного образования имени Пинского – Сергея Косарецкого, Татьяны Мерцаловой и Натальи Сениной. По их словам, «результаты однозначно свидетельствуют о необходимости увеличения масштабов работы по профилактике и преодолению неуспешности в системе общего образования России». Проблема неуспешности беспокоит общество и экспертов. И чтобы решить ее, в первую очередь надо помочь учителю.
Исследование вышло в серии бюллетеней Мониторинга экономики образования, который ведет Вышка. Изучено почти 8 тысяч анкет родителей и 8,5 тысяч анкет учителей. Учителей в рамках исследования поделили на пять групп в зависимости от того, какая академическая успеваемость у их учеников. Примерно в той же логике родителей разделили на три группы – семьи с двоечниками и троечниками (одна группа), хорошистами и отличниками.
Родители неуспешных школьников чаще жалуются на дефицит внимания школы к их детям. Как правило, у них меньше финансовых возможностей вкладываться в обучение ребенка (в кружки или репетиторов). Чаще всего они видят свои задачи в только базовом контроле, меньше вникают в школьную жизнь ребенка, менее требовательны и амбициозны – это касается и выбора школы, и траектории после школы.
Учителя, у которых много неуспешных детей, реже получают психолого-педагогическую поддержку в школе. Для них характерен более низкий уровень принятия ответственности и более высокий уровень недовольства выбранной профессией, чаще встречаются симптомы выгорания. «В целом психологический климат, существующий в классах и школах с высокой долей академически неуспешных детей, неблагоприятен для преодоления школьной неуспешности», – отмечают авторы.
Они предлагают несколько мер – как можно бороться с этой проблемой на государственном уровне. Прежде всего, это адресное повышение квалификации – обучение навыкам дифференцированного преподавания, формирующего оценивания, поддерживающей обратной связи, инструментам обеспечения благоприятного школьного климата. При этом акцент следует сделать на формировании у учителей установок «высоких ожиданий». Они нуждаются и в практической поддержке в работе с детьми с трудностями в обучении, со стороны педагогов-психологов, логопедов, тьюторов и социальных педагогов. Немаловажно, чтобы в системе оплаты труда учитывались затраты времени и результаты в работе с неуспешными детьми.
Доклад «Возможности российских школ для поддержки и развития детей, имеющих трудности в обучении» можно прочитать здесь