Переходя в старшую школу, многие ребята задаются вопросами: «Что такое индивидуальный проект? Для чего создан данный предмет и как он мне поможет в жизни?» Индивидуальный проект – особая форма организации деятельности учащегося, которая выполняется в течение одного или двух лет согласно учебному плану в рамках одного или нескольких предметов. Работа может выполняться как самостоятельно, так и с помощью руководителя. Это первая научная или исследовательская работа по выбранной теме.
Листайте вправо, чтобы увидеть больше изображений
Для чего же была введена данная дисциплина? На этот вопрос нам помог ответить Айман Рамезович Эль-Джеши, преподаватель предмета «Индивидуальный проект»:
– Это прекрасная возможность освоить базовые навыки создания проектов по разным направлениям. Вы научитесь основным правилам оформления проекта, сможете подготовиться к публичному выступлению, научитесь формулировать цель, гипотезу. Это возможность научиться быть не только членом команды, но и ее руководителем!
А дальше что? Дарья Жихарева в прошлом году стала победителем на конференции «Наука для жизни», она говорит:
– Индивидуальный проект развивает в учениках умение создавать что-то новое, ни на что не похожее, а главное – свое. Когда мы делаем собственный проект, то вкладываем туда не только все свои знания, всевозможные сведения, но и частичку своей души. Индивидуальный проект помогает тем ученикам, которые еще не встречались с такими препятствиями. Ребята, задумайтесь о проекте уже сейчас, ведь с его помощью вы можете получить дополнительные баллы к ЕГЭ. Дерзайте, все в ваших руках!
Пришло время составить чек-лист «С чего начать создавать проект»:
- Важно создавать работу на тему, которая действительно вам интересна.
- Нужно определиться с проблематикой (сформулировать, что я могу сделать, чтобы решить ту или иную проблему).
- Проанализировать литературу, источники, работы, где поднималась данная тема.
- Сформулировать цель (здесь может помочь smart-технология).
- Определить задачи.
- Сформулировать, какие результаты я вижу, предполагаю.
- Начать реализацию проекта вместе со своим научным руководителем.
В 2020 году 1‑й «Т» класс (сейчас ребята – третьеклашки) вместе со своим классным руководителем, учителем начальных классов Ларисой Дмитриевной Коханец приняли участие в проекте «Улицы нашего района». Ребята выбрали улицу Дмитрия Лавриненко. Лариса Дмитриевна вместе со своими учениками провели исследовательскую работу о Дмитрии Лавриненко, но, когда узнали, что в честь офицера названы школы, улицы, а памятника нет, взяли дело в свои руки. Ребята предложили идею заместителю директора Школы в Некрасовке, после чего рассказали о ней и директору школы Майе Валерьевне Булаевой. Было принято решение отправиться в управу района с просьбой поставить памятник в виде танка в честь Дмитрия Лавриненко. Ребята написали письмо, создали макет и даже придумали место, куда танк можно поставить. В управе района очень тепло приняли идею наших первоклассников. Ребята были очень рады, узнав, что их проект реализован. Лариса Дмитриевна добавила:
– Мы обязательно будем участвовать в других проектах.
А где еще можно реализовать свой проект? Например, в открытой городской научно-практической конференции «Наука для жизни» (направление «Медиастарт»). В прошлом году ребята из медиакласса совместили создание индивидуального проекта и участие в этой конференции, многие были оценены членами жюри по достоинству. Одним из таких учеников оказалась Юлия Щербина, которая стала и призером, и победителем на конференции в прошлом году. Тогда еще ученица 10‑го класса, Юля сделала проект в номинации «Радиожурналистика», который принес ей победу, также она участвовала в номинации «Фотожурналистика», где стала призером. Вот что она сама говорит про опыт в прошлом учебном году:
– Сказать, что было волнительно, – это ничего не сказать. Я разволновалась, у меня тряслись ноги, руки, голос, но, когда приступила к рассказу, вроде волнение отошло. Я собралась. Первым я представляла проект по радиожурналистике, с которым и победила. Когда пришло время для моего второго проекта, я уже совсем не волновалась. Еще следила за тем, как комиссия выставляет оценки и какие замечания делает другим ребятам, и анализировала их выступления. Защитилась я достойно!
В этом году ребята тоже хотят участвовать в различных конференциях. Но как можно совмещать проекты и учебу? На этот вопрос нам помог ответить Айман Рамезович:
– Есть те навыки, которые можно получить на индивидуальном проекте, а потом прокачать непосредственно на «Медиастарте». Это и поиск проблематики проекта, и умение находить актуальную информацию в огромном потоке, и работа с фактами. Индивидуальный проект – шаг в будущее! Если ты готов заявить о себе, это для тебя! Если ты не уверен в себе, это тоже для тебя. С помощью таких предметов есть возможность определиться со своим будущим!
Желаем удачи в создании своих проектов!
Милена БЕРКУТОВА
Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».