Найти тему

Как воспитывают дефицитарный нарциссизм или созависимость? Дневник Марианны / "Сцены из супружеской жизни", реж. Ингмар Бергман, 1973

Судя по всему, формат видео с комментариями не слишком удобен, тем более на дзен не переносятся и не вставляются субтитры. Поэтому я публикую текст в более удобном для читателей формате.

Ингрид Бергман и Лив Ульман, муза этого выдающегося режиссера 20 века, которую он снимал на протяжении всего своего творческого пути и более 50 лет.
Ингрид Бергман и Лив Ульман, муза этого выдающегося режиссера 20 века, которую он снимал на протяжении всего своего творческого пути и более 50 лет.

В одной из сцен фильма "Сцены из супружеской жизни" Марианна (в исполнении Лив Ульман) спустя год после своего развода открывает и зачитывает дневник, который попросил ее вести психоаналитик. В этом эпизоде дневника она описывает свое детство и становление личности, а также последующую расплату за то, что личность сложилась именно так.

По многим признакам ее состояние выглядит как дефицитарный нарциссизм или созависимость. В любом случае, свою настоящую личность она спрятала куда подальше еще в детстве под влиянием родителей, которые требовали от нее лишь угодничества, а затем выбрала и соответствующего супруга, которому с такой женщиной было удобно.

И лишь развод заставил ее очнуться от этого сна и посмотреть на себя по новому.

-2

Комментарии к словам героини посекундно можно посмотреть на моем канале, а сюда я вынесу их по пунктам к тезисам о себе, которые зачитывает героиня из своего психологического дневника.

1. Нормальное желание жить в радости, любопытство к жизни, удовольствие без причин для героини - ерунда (это самобичевание, характерное для человека, который привык жить заботой о других, хотя их об этом не всегда просят);

2. Отсутствие самоидентичности и настоящего "Я". Героиня повторяет: "я даже не знаю, кто я." Я всегда делала то, что мне говорили.

В этом читается следующее состояние: я - не живой человек, я функция, биоробот. я лишь отражение чужих желаний и требований.

3. Героиня признается, что ее настоящая личность подавлена еще в раннем детстве: ей внушен запрет на собственные желания, требования и негативные проявления. Нужно быть любезной, а не такой, какая ты есть. Нужно отказаться от собственного "Я", чтобы угодить родителям.

4. Обесценивание, внешности и характера, то есть всей личности ребенка, заставляет последнего подменять ее на фальшивую, которая будет одобрена значимыми фигурами. Во время полового созревания тема пола родителями игнорируется как неудобная и это укрепляет в ребенке раздвоенность ЭГО и чувство вины за собственную природу, так как она считает постыдными свои мысли о сексе. Все это усугубляет в нем специфический стыд, который глубоко прячется ребенком.

5. Если личность ребенка отвергается и в подростковом возрасте, когда ему важно самоопределиться, то он будет скрывать свои настоящие желания и мечты еще больше, а стыд и чувство вины станут еще глубже.

-3

6. Перенос чувства вины и привычки угождать из отношений с родителями на отношения с мужчинами и всеми близкими - это то, что произошло с героиней во взрослой жизни.

7. Осознание собственного страха перед реальностью и непонимания себя и своих истинных потребностей на новом, взрослом уровне. Все это пришло лишь в 36 лет после развода. Марианна признается себе, что в уютном, но ложном мире, где окружающие принимали ее угодничество, не замечая ее личности, ей было привычно и не так страшно, как в настоящей реальности.

8. После этого приходит страх настоящего ЭГО и понимание, что она жила как бы во сне своих фантазий. Осознание своей неготовности к настоящей жизни без прикрытия ложной роли прислужницы чужих желаний. Страх отказа от виктимности в поведении и одновременно - страх будущего наказания за виктимное поведение в прошлом.

9. Вина - тот яд реальности, который приходится вкусить за подобное поведение. Ни близкие, ни друзья не помогут, путь к себе должен быть осознан и пройден только самостоятельно. И он не сладок.

-4

10. Обращение к Богу - еще одна соломинка, за которую хватается человек с "безнадежно потерянным Я". Марианна признается, что пыталась поймать эту соломинку.

11. Осознание нереализованного потенциала собственных подлинных запросов и ценностей. "Что бы я делала, если бы не отказалась некогда от собственной подлинности и собственной жизни?" - вопрошает героиня.

12. Сомнения в подлинности своих супружеских чувств и вообще своих чувств как таковых - были они или казались? Признание того, что все-же чувства к мужу были не притворными. Анализ причин конечной неудачи.

13. "Причина - в несвоевременном освобождении от оков ложного ЭГО или созависимости", делает вывод героиня. Осознание всегда приходит слишком поздно. Но поздно - лучше, чем никогда.

-5

Оригинал видео с субтитрами-комментариями. Благодарю за прочтение и просмотр.