Плохие милиционеры в советском кино появлялись так же редко, как хорошие торговые работники. Тем интереснее будет вспомнить эти очень любопытные исключения.
В марте 1953 года всего черзе несколько недель после смерти Сталина на советские киноэкраны вышел последний фильм Всеволода Пудовкина "Возвращение Василия Бортникова", который стал потрясением для миллионов кинозрителей. Впервые за очень долгое время они увидели на экране у заглавного героя (Сергей Лукьянов) шрам на лице. В сталинском кинематографе подобное считалось немыслимым - все его герои были людьми идеальными, допускалось лишь карикатурное изображение каких-то забавных или отрицательных персонажей вроде злодеев или бюрократов, но никаких физиологических увечий и травм у положительных героев быть не могло, кроме разве что бинтов при получении фронтовых ран. И вдруг на экранах кинотеатров показали, что у человека может быть шрам. А ещё через несколько лет появился фильм Иосифа Хейфица, вызвавший гораздо большее потрясение. Советские кинозрители узнали, что милиционеры в кино бывают не только хорошими, но и плохими. Вплоть до начала короткой эры "перестроечного кино" в 1986 году появление действительно плохих милиционеров на экране было редкостью, и подобного рода примеры немногочисленны. Тем интереснее рассмотреть их в фильмах, которые стали популярными и любимыми.
Дело Румянцева
Эта лента режиссёра киностудии "Ленфильм" Иосифа Хейфица снималась ещё до ХХ съезда и знаменитого доклада Хрущёва о злоупотреблениях в органах правопорядка. Тем большим оказалось впечатление зрителей от игры актёра Петра Лобанова, исполнявшего роль плохого следователя Самохина. А его фраза "Тамбовский волк тебе товарищ", которую произносит советский милиционер в адрес положительного героя Румянцева (Алексей Баталов) вызывала у зрителей праведное негодование – в зале стоял шум. Конечно, в фильме был и настоящий положительный милиционер, которого играл всё тот же Сергей Лукьянов. Но картина "Дело Румянцева" впервые в советском кино показала, что милиция может грубо ошибаться и привлекать к ответственности невиновных. И там тоже работают разные люди.
Фильм представлял собою экранизацию сценария знаменитого ленинградского писателя Юрия Германа, отца великого советского и российского кинорежиссёра Алексея Германа. Возможно, авторитет автора сценария, который к тому времени бы уже очень популярным автором, и помог впервые заявить в кино эту тему. Ещё большее звучание она получила в следующем фильме опять-таки по произведению Германа.
Верьте мне, люди
Один из немногих советских кинофильмов 1960-х, который прямо коснулся темы сталинских репрессий. Если в "Чистом небе" Григория Чухрая она проходила лишь вскользь, то здесь показали не только жертв того периода, но и тех, кто фабриковал подобного рода дела. Роль плохого милиционера исполнил ленинградский актёр Всеволод Кузнецов, почти всю жизнь проработавший в БДТ. Конечно, Кузнецов отображал своего полковника Раскатова густыми отрицательными красками, у него получился отпетый негодяй и карьерист, у которого не было видно ни одной человеческой черты. Возможно, такова была строгая установка сразу от трёх режиссёров фильма - Ильи Гурина, Владимир Беренштейна и Леонида Лукова.
Как и положено в фильмах такого рода, рядом с негодяем в милицейской форме должен был появиться милиционер положительный. Его играет замечательный характерный актёр Владимир Самойлов. Полковник Анохин восстанавливает справедливость и веру советских зрителей в нашу милицию. Причём, если в картине "Дело Румянцева" герой Петра Лобанова наказан по сути не был, то полковник Раскатов получил в ленте "Верьте мне, люди" по полной. А в романе Юрия Германа публичное наказание главного отрицательного персонажа в погонах прямо на партсобрании было ещё более наглядным.
Человек, который сомневается
Выход этого фильма Леонида Аграновича и Владимира Семакова на экраны иначе как чудом не назовёшь - настолько острую тему он затрагивал. В картине показывается не просто из рук вон плохая работа милиции, но ещё и ошибка советского суда, который приговаривает к расстрелу невиновного молодого парня, обвиняемого в убийстве девушки. Некоторые сцены фильма были сокращены по требованию цензуры, а какие-то фразы героев переозвучены, поскольку они звучали слишком уж остро. К примеру, в одной из сцен герой Олега Даля Борис Дуленко, объясняя следователю Лекареву, почему он себя оговорил на допросе, кричит: "А если бы вас били сапогом в лицо? " Естественно, что этого цензура оставить не могла.
Роль плохого следователя исполнил мастер отрицательный персонажей в советском кино актёр Дмитрий Масанов, ещё одного негодяя по фамилии Шпартюк сыграл не менее прекрасный актёр Фёдор Корчагин. Вплоть до выхода перестроечного сериала "Адвокат" с Андреем Ташковым в главной роли эта картина была единственной, в которой показывали, что советская милиция и прокуратура способны фабриковать дела и подводить невинных людей под расстрел. Справедливость в фильме восстанавливал хороший следователь из Москвы в исполнении актёра Малого театра Георгия Куликова, а плохие следователи были наказаны.
Белорусский вокзал
С первого взгляда, попадание знаменитого фильма Андрея Смирнова в этот рейтинг кажется странным. Однако в своё время картина чуть не была запрещена, когда её совершенно случайно посмотрел министр внутренних дел СССР Николай Анисимович Щёлоков. Его страшно возмутило изображение работы сотрудников милиции. После своего прихода к власти в МВД Щёлоков стал уделять повышенное внимание образу милиционеров на экране, и любые попытки показывать их в отрицательном ключе резко пресекались. Появились "знатоки", участковый Анискин и следователь Тихонов, образ работника милиции в кино стал романтичным и притягательным, в МВД массово пошли служить люди с высшим образованием.
И вдруг в "Белорусском вокзале" наряд милиции грубо заталкивает главных положительных героев, ветеранов войны (!) в автомобиль, когда задерживает по подозрению в нападение на героя Александра Январева. У него после удара кулаком в лицо отобрали автомобиль "Москвич", чтобы отвезти раненого парня (Виктор Проскурин) в Институт Склифосовского. Даже после того, как героев все же выпускают из камеры, прямо в отделении в адрес персонажа Январева прозвучала прямая угроза от дежурного милиционера за столом, который посоветовал "пострадавшему" скорее уходить подальше, чтобы "снова не пришлось искать свидетелей". То есть фактически милиционер угрожал ему избиением. Андрей Смирнов вспоминал, что от него потребовали всю эту сцену от начала до конца из фильма вырезать. Спас картину случай - её также случайно посмотрел Леонид Брежнев и расплакался на песне Нины Ургант про "десятый десантный батальон". После этого фильм без всяких поправок отправили в кинотеатры и признали классикой.
Место встречи изменить нельзя
А вот здесь мы имеем дело с настоящим актёрским подвигом Владимира Высоцкого. Фотографии его героя из сериала "Место встречи изменить нельзя" Станислава Говорухина и сегодня висят во многих УВД нашей страны вместо портрета Дзержинского, а новая российская полиция считает капитана Жеглова образцом для подражания. В реальности же это резко отрицательный герой, и именно таким он был выписан у братьев Вайнеров. Действительно, Глеб Егорович не чурается подбрасывать улики, чтобы получать нужную информацию, психологически давить на невиновных, побуждая их к самооговору, именно он постулирует ключевой и любимый многими принцип "вор должен сидеть в тюрьме", намеренно не произнося его окончание, которые звучит так: вне зависимости от доказательств.
Пример с несчастным Груздевым (Сергей Юрский) является достаточно характерным для окончательного формирования отрицательного образа Глеба Жеглова. Груздев справедливо говорит Шарапову (Владимир Конкин) о том, что для его начальника "люди - мусор", и это действительно так. Однако актёрское обаяние Высоцкого оказалось гораздо сильнее того, что было выписано у Вайнеров, и до сих пор подавляющее большинство зрителей считает капитана Жеглова положительным персонажем, а не отрицательным. Ну а рассуждения Володи Шарапова о том, что в соответствии с философией Жеглова "закон - это дышло", а так быть не должно, зрители отвергают. Увы, и некоторые сотрудники правоохранительных органов тоже.
Скажите, друзья, а вы бы в случае чего предпочли попасть в качестве подозреваемого к Жеглову или Шарапову?