Найти в Дзене

Изделия-обманки популярные в конце XlX и в начале ХХ века.

Искусство «обмана глаз» (от фр. trompe-l’œil) было одним из проявлений необычного вкуса прошедшей эпохи.

Подобные изделия-обманки были очень популярны и распространены среди разных слоев населения Российской империи. 

Из личной коллекции. Источник. Фото Н. Ломоносовой
Из личной коллекции. Источник. Фото Н. Ломоносовой

Названия данных изделий очень примечательны, даже не видя предмета можно почувствовать тенденцию к развлекательности и сюжетность в обычных утилитарных вещах. Например, масленки делались «уткой, виноградом, курицей, тыквой, дыней, на лебеде, редькой, маком, блинами, спаржей, раковиной, капустой, карасем, пчелой, бантом, орехом, калачом, земляникой, городами, рыбой, луковицей, колосом, коробкой, грибами, яйцами, цыплятами, ананасом, грушей» и т. д.

-2

Из личной коллекции. Источник. Фото Н. Ломоносовой
Из личной коллекции. Источник. Фото Н. Ломоносовой
Масленка "Груша". Товарищество М.С. Кузнецова, кон. ХIX века. Из личной коллекции. Источник. Фото Н. Ломоносовой
Масленка "Груша". Товарищество М.С. Кузнецова, кон. ХIX века. Из личной коллекции. Источник. Фото Н. Ломоносовой

Масленка"Огурец". Товарищество М.С. Кузнецова, кон. ХIX века.Из личной коллекции. Источник. Фото Н. Ломоносовой
Масленка"Огурец". Товарищество М.С. Кузнецова, кон. ХIX века.Из личной коллекции. Источник. Фото Н. Ломоносовой

Во второй половине XIX века фарфоровые обманки изготавливались на частных заводах А.Г. Попова и А.Т. Сафронова и др.

Масленка "Виноград". Завод Гарднера. 1850-е гг. Из собрания Музея усадьбы "Кусково". Фото Н.Ломоносовой.
Масленка "Виноград". Завод Гарднера. 1850-е гг. Из собрания Музея усадьбы "Кусково". Фото Н.Ломоносовой.

Масленка "Гроздь винограда "Период создания:1840-е гг. Государственное автономное учреждение культуры Ярославской области "Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник". Госкаталог.РФ.
Масленка "Гроздь винограда "Период создания:1840-е гг. Государственное автономное учреждение культуры Ярославской области "Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник". Госкаталог.РФ.

Подражая престижным формам украшений интерьеров знати, керамические изделия весьма натуралистичного вида перемещались из дворянских дворцов и усадеб в квартиры разночинной интеллигенции, в мещанские дома и крестьянские зажиточные избы.

Масленка "Утка". Из личной коллекции. Источник. Фото Н. Ломоносовой
Масленка "Утка". Из личной коллекции. Источник. Фото Н. Ломоносовой
Масленка "Голубь". Из личной коллекции. Источник. Фото Н. Ломоносовой
Масленка "Голубь". Из личной коллекции. Источник. Фото Н. Ломоносовой

Изделия из фарфора и фаянса выполнялись в виде масленок, представляющих собой разнообразные полые натуралии, расписанные снаружи. Состоящие из основания и крышки.

Масленка «Птица» Кузнецова. Период создания:19 в. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный военно-исторический музей-заповедник "Прохоровское поле". Госкаталог.РФ.
Масленка «Птица» Кузнецова. Период создания:19 в. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный военно-исторический музей-заповедник "Прохоровское поле". Госкаталог.РФ.
Маслёнка. Период создания:1889-1900 гг.Государственное бюджетное учреждение Республики Крым "Центральный музей Тавриды". Госкаталог.РФ.
Маслёнка. Период создания:1889-1900 гг.Государственное бюджетное учреждение Республики Крым "Центральный музей Тавриды". Госкаталог.РФ.
Маслёнка "Уточка". Период создания:Начало XX века. Материал, техника:фаянс, литьё, подглазурная роспись. Государственное бюджетное учреждение культуры Ростовской области "Аксайский военно-исторический музей". Госкаталог.РФ.
Маслёнка "Уточка". Период создания:Начало XX века. Материал, техника:фаянс, литьё, подглазурная роспись. Государственное бюджетное учреждение культуры Ростовской области "Аксайский военно-исторический музей". Госкаталог.РФ.

Отдельно хотелось бы остановится на фаянсовой маслёнке - "Вылупившиеся цыплята". Она производилась фабриками Кузнецова, Храпунова-Нового и другими. А так же, что интересно была в производстве и после 1917 года, о чем нам свидетельствует материал из книги 1927 года "Советский фарфор".

"Для этих изделий сложилась своя устойчивая тематическая традиция, замыкающаяся в кругу таких изображений, как курочка-наседка с вылупившимися в корзинке цыплятами...

Большинство этих форм является чрезвычайно неудобными футлярами для спрятанной в их полых корпусах посуды, отличается большой ломкостью частей: при пользовании откалываются птичьи хвосты, клювы, крылья, листья и другие выступы, служащие ручками, ножками, подставками. В связи с этим многие из этих форм утрачивают в бытовой практике свое утилитарное назначение, сохраняя лишь свои декоративные свойства и становясь, таким образом, исключительно предметами украшения жилища подобно массовой раскрашенной скульптуре. Идеологическое содержание всей этой сюжетики в бытовом окружении обнажается предельной убедительностью. Образцы такой фаянсовой продукции показывают, что отмеченная сюжетная традиция в приемах обработки форм самых массовых сортов посуды сохранилась в полной неприкосновенности в производстве наших заводов..."

"Вылупившиеся цыплята". Советский фарфор. Московское художественное издательство. Москва. 1927г.
"Вылупившиеся цыплята". Советский фарфор. Московское художественное издательство. Москва. 1927г.

"Вылупившиеся цыплята". Из личной коллекции. Источник. Фото Н. Ломоносовой
"Вылупившиеся цыплята". Из личной коллекции. Источник. Фото Н. Ломоносовой
"Вылупившиеся цыплята". Из личной коллекции. Источник. Фото Н. Ломоносовой
"Вылупившиеся цыплята". Из личной коллекции. Источник. Фото Н. Ломоносовой
"Вылупившиеся цыплята". Из личной коллекции. Источник. Фото Н. Ломоносовой
"Вылупившиеся цыплята". Из личной коллекции. Источник. Фото Н. Ломоносовой

Да утилитарные качества в этих предметах играют минимальную роль. Художник не задумывается над тем, чтобы форма говорила о назначении вещи и сама вещь была удобна в быту. Главное внимание обращалось на иллюзорность произведения, на его внешний вид.

Русский фаянс и фарфор Империи Кузнецовых. Из прошлого в будущее. И.Г.Торкунова, И.С.Насонова, С.М.Насонов. Москва. 2015.
Русский фаянс и фарфор Империи Кузнецовых. Из прошлого в будущее. И.Г.Торкунова, И.С.Насонова, С.М.Насонов. Москва. 2015.
Русский фаянс и фарфор Империи Кузнецовых. Из прошлого в будущее. И.Г.Торкунова, И.С.Насонова, С.М.Насонов. Москва. 2015.
Русский фаянс и фарфор Империи Кузнецовых. Из прошлого в будущее. И.Г.Торкунова, И.С.Насонова, С.М.Насонов. Москва. 2015.

Масленки и сахарницы своими формами и цветом должны были как можно ближе передавать выбранный оригинал, как бы дублировать его. Масленка-огурец, масленка-тыква выглядели «как живые» огурцы и тыквы. Идя по такому натуралистическому пути, кузнецовские художники доходили до полной потери чувства меры. 

Русский фаянс и фарфор Империи Кузнецовых. Из прошлого в будущее. И.Г.Торкунова, И.С.Насонова, С.М.Насонов. Москва. 2015.
Русский фаянс и фарфор Империи Кузнецовых. Из прошлого в будущее. И.Г.Торкунова, И.С.Насонова, С.М.Насонов. Москва. 2015.
Русский фаянс и фарфор Империи Кузнецовых. Из прошлого в будущее. И.Г.Торкунова, И.С.Насонова, С.М.Насонов. Москва. 2015.
Русский фаянс и фарфор Империи Кузнецовых. Из прошлого в будущее. И.Г.Торкунова, И.С.Насонова, С.М.Насонов. Москва. 2015.
Русский фаянс и фарфор Империи Кузнецовых. Из прошлого в будущее. И.Г.Торкунова, И.С.Насонова, С.М.Насонов. Москва. 2015.
Русский фаянс и фарфор Империи Кузнецовых. Из прошлого в будущее. И.Г.Торкунова, И.С.Насонова, С.М.Насонов. Москва. 2015.
Маслёнка «Яйцами».Период создания:Кон. XIX - нач. ХХ вв. Государственное автономное учреждение культуры Ярославской области "Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей". Госкаталог.РФ.
Маслёнка «Яйцами».Период создания:Кон. XIX - нач. ХХ вв. Государственное автономное учреждение культуры Ярославской области "Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей". Госкаталог.РФ.

В конце ХIX века Товарищество М.С. Кузнецова поставило производство различных изделий- обманок на поток уже для более широкого рынка.

Масленка "Голубь" завода М.С. Кузнецова. Период создания:Конец XIX - начало XX вв. Государственное бюджетное учреждение культуры Республики Татарстан "Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник"
Масленка "Голубь" завода М.С. Кузнецова. Период создания:Конец XIX - начало XX вв. Государственное бюджетное учреждение культуры Республики Татарстан "Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник"
Завод товарищества М.С.Кузнецова в Дулево
Масленка с крышкой в виде голубя. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный исторический музей". Госкаталог.РФ.
Завод товарищества М.С.Кузнецова в Дулево Масленка с крышкой в виде голубя. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный исторический музей". Госкаталог.РФ.

В собрании Егорьевского музея представлены интересны изделия-обманки XIX века. Выполненные в виде животных и птиц, натуральных продуктов.

Масленка "Баран". Коней ХlХ века. Из собрания Егорьевского музея.
Масленка "Баран". Коней ХlХ века. Из собрания Егорьевского музея.

Самыми необычными считаются имитации готовых блюд, что даже по тем временам встречалось крайне редко. Так, интересен образец масленки, представляющий собой жареного цыпленка.

Масленка "Редька". Коней ХlХ века. Из собрания Егорьевского музея.
Масленка "Редька". Коней ХlХ века. Из собрания Егорьевского музея.

Такую реалистично выполненную посуду-еду ставили рядом с настоящими закусками и наблюдали, когда кто-либо из сотрапезников потянется за искусственным угощением. И доверчивый гость обязательно находился. Новичок, не догадывающийся об обмане, пытался буквально «попробовать» фальшивку – оторвать ножку от аппетитной тушки, чем от души радовал хозяина, с нетерпением ожидавшего, кто же станет жертвой его обмана и повеселит остальных гостей. Обманки обязательно должны быть «раскрыты», иначе теряется их смысл. Это вовсе не обман, а игра в обман. 

"Цыпленок". Коней ХlХ века. Из собрания Егорьевского музея.
"Цыпленок". Коней ХlХ века. Из собрания Егорьевского музея.

Еще один предмет из собрания Егорьевского музея – знаменитый «Калач», созданный в конце 1860-х годов на заводе Попова. Этот образец в русском стиле оказался настолько удачен, что впоследствии повторялся на фарфоровых заводах вплоть до первых десятилетий советского периода, продолжая пользоваться неизменным спросом. Ведь сдобные калачи всегда были символами русского быта...

"Калач". 1860-е гг. Завод Попова. Из собрания Егорьевского музея.
"Калач". 1860-е гг. Завод Попова. Из собрания Егорьевского музея.

Усадебный быт сложно представить без хлебосольного гостеприимства хозяев. Застолья всегда были неотъемлемой частью жизни дворянства. Со времен Екатерины в России становится модной французская кухня. На столе обязательно присутствовали как исконно русские, так и заморские деликатесы. Вот такой фарфоровый омар должен был стать символом богатства и в то же время разыграть гостя своим натуральным видом.

Коней ХlХ века. Из собрания Егорьевского музея.
Коней ХlХ века. Из собрания Егорьевского музея.

Фарфор в собрании Рыбинского музея-заповедника, также представляет собой особую группу, которую составляют маслёнки, приближенные к природным формам, при создании которых использовался Дальневосточный принцип биоморфных и зооморфных уподоблений.

Миска в виде плода тыквы. Завод Товарищества М.С. Кузнецова. 1880-1900гг. Источник: каталог Рыбинского музея заповедника. 2019г.
Миска в виде плода тыквы. Завод Товарищества М.С. Кузнецова. 1880-1900гг. Источник: каталог Рыбинского музея заповедника. 2019г.
Масленка в виде лежащей коровы. Завод Товарищества М.С. Кузнецова. Россия. 1880-1910гг.Источник: каталог Рыбинского музея заповедника. 2019г.
Масленка в виде лежащей коровы. Завод Товарищества М.С. Кузнецова. Россия. 1880-1910гг.Источник: каталог Рыбинского музея заповедника. 2019г.
Сахарница в виде плода тыквы. Завод Товарищества М.С. Кузнецова. 1880-1900гг.Источник: каталог Рыбинского музея заповедника. 2019г.
Сахарница в виде плода тыквы. Завод Товарищества М.С. Кузнецова. 1880-1900гг.Источник: каталог Рыбинского музея заповедника. 2019г.
Масленка в виде фигурки овцы с ягнятами. Завод Товарищества М.С. Кузнецова. Россия. 1880-1910гг.Источник: каталог Рыбинского музея заповедника. 2019г.
Масленка в виде фигурки овцы с ягнятами. Завод Товарищества М.С. Кузнецова. Россия. 1880-1910гг.Источник: каталог Рыбинского музея заповедника. 2019г.

Уникальная коллекция фаянсовых и фарфоровых предметов находится и в музейном проекте - "Дом Суслопаровых".

Экспозиция музейного проекта "Дом Суслопаровых".
Экспозиция музейного проекта "Дом Суслопаровых".
Экспозиция музейного проекта "Дом Суслопаровых".
Экспозиция музейного проекта "Дом Суслопаровых".

В натуральную величину выполнялись петух и курица с мелкодробной трактовкой перьев (верхняя часть снималась).

Экспозиция музейного проекта "Дом Суслопаровых".
Экспозиция музейного проекта "Дом Суслопаровых".
Маслёнка "Курица-наседка". Период создания:Конец XIX века. Место создания:Тверская губ., с. Кузнецово. Государственное бюджетное учреждение культуры Тверской области "Тверская областная картинная галерея". Госкаталог.РФ.
Маслёнка "Курица-наседка". Период создания:Конец XIX века. Место создания:Тверская губ., с. Кузнецово. Государственное бюджетное учреждение культуры Тверской области "Тверская областная картинная галерея". Госкаталог.РФ.
Маслёнка "Перепелка". Период создания:Конец XIX века. Государственное бюджетное учреждение культуры Тверской области "Тверская областная картинная галерея". Госкаталог.РФ.
Маслёнка "Перепелка". Период создания:Конец XIX века. Государственное бюджетное учреждение культуры Тверской области "Тверская областная картинная галерея". Госкаталог.РФ.

Так изготовлялась масленка в виде огромной пчелы, спинка с крыльями которой снималась как крышка. Голова, глаза, ножки, крылья, увеличенные до невероятных размеров, со скрупулезной точностью передавали строение насекомого.

Масленка "Пчела". Период создания:Кон XIX -нач XX. Источник."Лавка Старины".
Масленка "Пчела". Период создания:Кон XIX -нач XX. Источник."Лавка Старины".

Масленка "Баран" (бело-черный). Период создания:1889-1918 (марка). Государственное автономное учреждение культуры Ярославской области "Ярославский художественный музей". Госкаталог.РФ.
Масленка "Баран" (бело-черный). Период создания:1889-1918 (марка). Государственное автономное учреждение культуры Ярославской области "Ярославский художественный музей". Госкаталог.РФ.
Масленка "Баран" с крышкой. Т-ва  М.С. Кузнецова
Период создания:1889-1900 гг. Местонахождение.
Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Северодвинский городской краеведческий музей". Госкаталог.РФ.
Масленка "Баран" с крышкой. Т-ва М.С. Кузнецова Период создания:1889-1900 гг. Местонахождение. Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Северодвинский городской краеведческий музей". Госкаталог.РФ.

Масленка "Яблоко". Период создания:Кон XIX -нач XX. Государственное бюджетное учреждение культуры. Республики Татарстан "Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник". Госкаталог.РФ.
Масленка "Яблоко". Период создания:Кон XIX -нач XX. Государственное бюджетное учреждение культуры. Республики Татарстан "Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник". Госкаталог.РФ.

Искусство обманки, зародившееся в древности, продолжает вызывать неизменный интерес и у современного зрителя.

Масленка "Тыква". Период создания:Конец XIX - начало XX в. Сусанинский краеведческий музей - филиал областного государственного бюджетного учреждения культуры "Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник". Госкаталог.РФ.
Масленка "Тыква". Период создания:Конец XIX - начало XX в. Сусанинский краеведческий музей - филиал областного государственного бюджетного учреждения культуры "Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник". Госкаталог.РФ.
Масленка "Тыква". Период создания:Конец XIX-начало ХХ вв. Государственное бюджетное учреждение культуры Тверской области "Тверская областная картинная галерея". Госкаталог.РФ.
Масленка "Тыква". Период создания:Конец XIX-начало ХХ вв. Государственное бюджетное учреждение культуры Тверской области "Тверская областная картинная галерея". Госкаталог.РФ.
Масленка"Тыква". Период создания:начало XX века. Муниципальное бюджетное учреждение культуры городского округа Тольятти "Тольяттинский краеведческий музей". Госкаталог.РФ.
Масленка"Тыква". Период создания:начало XX века. Муниципальное бюджетное учреждение культуры городского округа Тольятти "Тольяттинский краеведческий музей". Госкаталог.РФ.

Натуралистичная продукция Кузнецова была столь популярна у покупателей и выгодна фабриканту, что ее изготовляли на протяжении всего времени существования кузнецовской фирмы, независимо от того, «русский» ли стиль или «модерн» были в моде. 

Кузнецовский фарфор.Период создания:19-20 в. Местонахождение. Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Мичуринский краеведческий музей". Госкаталог.РФ.
Кузнецовский фарфор.Период создания:19-20 в. Местонахождение. Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Мичуринский краеведческий музей". Госкаталог.РФ.
Масленка с крышкой. Период создания:1870-1880-е годы. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный исторический музей" Госкаталог.РФ.
Масленка с крышкой. Период создания:1870-1880-е годы. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный исторический музей" Госкаталог.РФ.
Масленка "Клубника". Т-ва  М.С. Кузнецова
Период создания:1889-1900 гг.
Масленка "Клубника". Т-ва М.С. Кузнецова Период создания:1889-1900 гг.
Масленка "Роза". Т-ва  М.С. Кузнецов. Период создания:1889-1900 гг.
Масленка "Роза". Т-ва М.С. Кузнецов. Период создания:1889-1900 гг.
Маслёнка фигурная. Период создания:начало ХХ в.Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение культуры "Санкт-Петербургский музей Хлеба". Госкаталог.РФ.
Маслёнка фигурная. Период создания:начало ХХ в.Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение культуры "Санкт-Петербургский музей Хлеба". Госкаталог.РФ.
Маслёнка фигурная.Период создания:начало ХХ в.Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение культуры "Санкт-Петербургский музей Хлеба".Госкаталог.РФ.
Маслёнка фигурная.Период создания:начало ХХ в.Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение культуры "Санкт-Петербургский музей Хлеба".Госкаталог.РФ.
Маслёнка в виде гриба. Период создания:XIX в.Моршанский историко-художественный музей - филиал ТОГБУК "Тамбовский областной краеведческий музей". Госкаталог.РФ.
Маслёнка в виде гриба. Период создания:XIX в.Моршанский историко-художественный музей - филиал ТОГБУК "Тамбовский областной краеведческий музей". Госкаталог.РФ.

Тема данных изделий настолько многогранна и всеобъемлюща, что в заметке можно отразить лишь малую часть. Думаю не раз вернусь к этой теме, более детально и подробно.

Если вам понравилась моя заметка - ставьте лайк и подписывайтесь, делитесь своим мнением в комментариях!