Найти в Дзене

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА (ч.71): ИИСУС ПРЕДСКАЗЫВАЕТ ОТРЕЧЕНИЕ ПЕТРА

“Симон Пётр сказал Ему: «Господи! Куда Ты идёшь?» Иисус ответил ему: «Куда Я иду, ты не можешь теперь за Мною идти, но после пойдёшь за Мною». Пётр сказал Ему: «Господи! Почему Я не могу идти за Тобой теперь? Я душу мою положу за Тебя». Иисус отвечал ему: «Душу свою за Меня положишь? Истинно, истинно говорю тебе: не пропоёт петух, как отречёшься от Меня трижды»” (Ин. 13:36–38).

Стихи 36–38. Все евангельские повествования содержат пророчество об отречении Петра (Мф. 26:31–35; Мк. 14:27–31; Лк. 22:31–34). Обычно Пётр первым задавал вопросы, но в этой части книги, посвящённой последним наставлениям Иисуса ученикам, вопросы также звучали от Фомы (14:5), Филиппа (14:8) и Иуды («не Искариота») (14:22). Очевидно, Пётр (как и остальные апостолы) был больше сосредоточен на словах Иисуса о Его скором уходе (13:33), чем на новой заповеди, поэтому спросил Его: «Господи! Куда Ты идёшь?» (13:36). Возможно, Пётр рассуждал так: «Если Иисус и есть обещанный Мессия и Царь Израиля, то куда Он может идти, как не для того, чтобы установить Своё царство?» Очевидно, тогда Пётр ещё не понимал смысла того, что говорил Иисус. В то время Пётр рассуждал о царстве исключительно на земном уровне, как и обычные евреи того времени: что царство будет земным по своей природе (а не духовным) и временным (а не вечным). Иисус не стал отвечать прямо на его вопрос, но вместо этого повторил то, что сказал в 13:33, изменив множественное число на единственное, обращаясь конкретно к Петру: «Куда Я иду, ты не можешь теперь за Мною идти, но после пойдёшь за Мною». Ответ Иисуса следует понимать как предостережение Петру, который отличался эмоциональной несдержанностью. Конечно же, Пётр понятия не имел о том, что ожидало его Господа на следующий день. Он не понимал ни того, что Иисус должен был вскоре вернуться к Своему Отцу, ни причины, по которой Он их оставлял. Однако прежде, чем вернуться, Иисус должен был «пойти» на крест и в могилу за Петра и весь грешный мир. Пётр «после пойдёт» в своей смерти, но не раньше, чем восстановится после отречения и исполнит дело, порученное ему Иисусом (см. 21:15–19). Лишь после смерти и воскресения Иисуса Пётр поймёт, о чём Он говорил сейчас.

Ответ Иисуса потряс Петра, и, возможно, его гордость тем, что он был одним из самых верных учеников Иисуса, была уязвлена. Поэтому он спросил: «Господи! Почему Я не могу идти за Тобой теперь?» и уверенно добавил: «Я душу мою положу за Тебя» (13:37). Пётр не понимал, что Иисус говорил о Своей смерти, через которую Ему было необходимо пройти прежде, чем вознестись к Отцу. Но в какое бы опасное место ни направлялся Иисус, Пётр был готов рискнуть своей жизнью, чтобы следовать за Ним. Это заверение Петра почти слово в слово повторяет сказанное о «пастыре добром» (10:11). Говоря это, Пётр был совершенно искренним, но подобные слова легко произносить, находясь в безопасности верхней горницы. Позднее, когда он будет во враждебном окружении во дворе первосвященника, его вера поколеблется.

Ответ Иисуса: «Душу свою за Меня положишь?» (13:38) поставил под сомнение уверенность Петра. Пётр был готов сражаться и даже погибнуть за Иисуса в саду, когда он выхватил меч и отсёк Малху ухо (18:10), но на одних добрых намерениях далеко не уйти. Используя двойное утверждение, предваряющее важное сообщение, Иисус сказал: «Истинно, истинно говорю тебе: не пропоёт петух, как отречёшься от Меня трижды». Вероятно, предсказание о том, что Пётр совсем скоро отречётся от своего Господа, настолько сильно потрясло его, что он молчал всё оставшееся время, пока они находились в верхней горнице. Мы не услышим о нём вплоть до сцены в Гефсиманском саду (18:10).

Послание Иакова