Найти тему

Забавы прошлых столетий. Механические автоматы XVI – XVII веков

Продолжить тему механических диковинок я хочу интереснейшими экземплярами из коллекции Венской Кунсткамеры. Хитроумные автоматы и изысканные музыкальные шкатулки и часы были наивысшим достижением второй половины XVI – начала XVII веков и предназначались для развлечения публики, услаждения взора и слуха. Это была эпоха, когда всех восторгали сложные и идеально настроенные механизмы, которые буквально воспроизводили саму жизнь – лошади скакали, собаки лаяли, головы и даже глаза в глазницах двигались, а музыка не просто лилась изнутри, а буквально исполнялась мини-оркестрами.

Венская Кунсткамера хранит одну из самых восхитительных коллекций автоматов, созданных выдающимися мастерами XVI – XVII веков. И не просто хранит, но и показывает, как работают эти уникальные экспонаты. В 2013 году, когда Кунсткамера открылась для публики после долгой десятилетней реставрации, специалисты музея записали работу автоматов на видео.

Некоторые из экспонатов этой коллекции связаны с выдающимися именами мастеров своего времени. Одним из таких является Ханс Шлотхайм. Шлотхайм был талантливым ювелиром, но прославился своими автоматами, среди которых наиболее известны три его механических галеона. Один из них находится в коллекции Венской Кунсткамеры. Нефы с давних времен были излюбленными украшениями столов, но механические корабли Шлотхайма превзошли все, что было создано до того времени.

Hans Schlottheim. Automat in Form eines Schiffes. 1585. Kunstkammer Wien
Hans Schlottheim. Automat in Form eines Schiffes. 1585. Kunstkammer Wien

Венский галеон, как и два других, был создан около 1585 года и предназначался для развлечения сидящих за столом гостей. Корабль был снабжен колесами и музыкальным механизмом. После завода он катился под музыку по столу, миниатюрные фигурки на корабле двигались, а в финале раздавался пушечный залп, что могло быть своего рода символическим сигналом к началу обеда.

Сам галеон выполнен очень искусно, его корпуск богато декорирован резными узорами, а паруса расписаны сценами на морскую тематику. На верхнем парусе можно увидеть Нептуна с трезубцем и сидящую рядом с ним Амфитриту, вокруг которых худодник изобразил нереиды и тритоны. На нижнем парусе, вероятно, написана сцена битвы сына Посейдона Тритона и его матери Амфитриты с гигантами, известная по рельефному фризу Пергамского алтаря. На парусе видна женская фигура со спины, похожая на Амфитриту и множество разных существ, напоминающих кентавров и тритонов. Сюжет третьего паруса определить сложно, но, вероятно, и там изображена какая-то из сцен связанная с мифами о Нептуне и Амфитрите.

Еще одним механическим автоматом Ганса Шлотхайма является огромная «Колокольня», созданная мастером около 1580 года. В отличие от корабля, по столу она не ездит, но поражает даже больше, чем механический галеон. Все дело в том, что у этой колокольни есть один возмутительный сюрприз, который появляется в кульминационный момент представления, когда заканчивают звенеть колокола, а фигурки перестают праздновать. Не буду описывать сюрприз, видео, которое вы найдете ниже, красноречивее любых слов.

 Hans Schlottheim. Sog. Glockenturmautomat. Um 1580. Kunstkammer Wien
Hans Schlottheim. Sog. Glockenturmautomat. Um 1580. Kunstkammer Wien

Но поражает в колокольне не только сюрприз, но и сама конструкция, в которой Шлотхайм, кажется, превзошел сам себя. Высота башни более одного метра и она щедро украшена многочисленными деталями и резными узорами в стиле ренессанса, рассматривать которые одно удовольствие. Колокольня покоится на четырех сфинсах и имеет пять ярусов, не считая основания с дверцей в центре (за ней и скрывается финальный сюрприз). На двух нижних ярусах помещены празднующие компании, на двух верхних – колокола, которые звонят во время представления.

Идея изготовления колокольни возникла после того, как в 1579 году эрцгерцог Фердинанд II Тирольский вместе со своим племянником Вильгельмом V Баварским посетил в Венеции представление комедии дель арте. Судя по всему, представление произвело огромное впечатление на них обоих, потому что практически сразу после возвращения Вильгельм заказал ювелиру Шлотхайму эту башню и затем подарил ее Фердинанду.

Ганс Шлотхайм также участвовал в создании еще одного автомата под названием «Триумф Бахуса», созданного в 1602 – 1606 годах. Он изготовил внутренний органчик, а впечатляющую скульптурную композицию создал Сильвестр Эберлин.

Silvester II. Eberlin. Automat mit Triumph des Bacchus. 1602-1606. Kunstkammer Wien
Silvester II. Eberlin. Automat mit Triumph des Bacchus. 1602-1606. Kunstkammer Wien

Эта композиция представляет собой грандиозную и изысканной колесницу, богато украшенную резьбой и рельефами в стиле ренессанса. На ней в передней части лежит козел с оседлавшим его Бахусом, который держит в руках виноградную гроздь. Во время представления Бахус крутит головой и двигает рукой. На спине козла сидит зеленый попугай, машущий крыльями. Спиной к козлу сидит играющий на волынке музыкант, двигающий во время представления рукой. По двум сторонам колесницы изображены два фавна с фруктовыми гирляндами, а еще двух можно увидеть впереди в упряжи.

Этот автомат, как предполагают исследователи, был не просто развлечением, а частью модной в начале XVII века застольной игры, во время которой подобные механические фигуры запускались по столу и тот, к кому они подъезжали или напротив кого останавливались, обязан был выпить. В случае с этим автоматом, вполне вероятно, что выпить нужно было из головы козла, которая снималась и тем самым превращалась в рюмку.

Еще одним автоматом, который тоже мог быть предназначен для застольной игры, является автомат «Диана верхом на Кентавре», созданный тогда же в 1602 – 1606 годах аугсбургским ювелиром Хансом Якобом Бахманном. В начале XVII века Аугсбург стал центром производства затейливых музыкальных автоматов и часов, которые заказывали для своих коллекций представители европейской аристократии. Автомат с Дианой был даже более изобретательным, чем с Вакхом, потому что он умел не просто ехать по столу, но и несколько раз разворачиваться в процессе. Но и это еще не все.

В руках Кентавра можно увидеть натянутый лук и стрелу. Это не просто часть образа, в определенный момент Кентавр по-настоящему выстреливает из этого лука. В процессе застолькой игры тот, кому прилетала стрела Кентавра должен был произнести тост и осушить свой бокал. Усложненный механизм с разворотом автомата и выстрелом из лука делал игру более интригующей, так как сложно было предсказать куда и в кого полетит стрела.

Как и в остальных автоматах того времени, мастер сделал подвижными и многие другие элементы этой впечатляющей композиции – собаки, сопровождающие Диану, лают и двигают головами, сама Диана крутит головой из стороны в сторону, а Кентавр пугающе двигает глазами.

Любопытно, что образ Дианы часто встречается в подобных автоматах, но в основном богиня изображается сидящей на олене. На сегодняшний день известно более 30 автоматов для застольных игр с Дианой на олене. Диан на кентавре было создано не так много (помимо венского экземпляра мне известен еще дрезденский), но образ кентавра даже более уместен для застольных игр.

Согласно древнегреческим мифам кентавры имели буйный нрав и любили вино. Однажды на свадьбе Ипподамии, куда их пригласили лапифы, они напились и начали буйствовать, что в итоге переросло в кентавромахию (битву лапифов с кентаврами), а она в свою очередь стала началом большой войны.

Конечно, в аристократическом обществе начала XVII века драки на пирах не предполагались, но пили в те годы точно, как кентавры. В одном из сохранившихся архивных источников, например, сообщалось о восьми литрах вина и одиннадцати литрах пива – на одного человека, разумеется.

Другой интересный автомат начала XVII века – «Триумфальная колесница с Минервой». В архивных документах он был описан, как «часы, которые стоит посмотреть». Внутри колесницы спрятан механизм с небольшим органом с двенадцатью трубочками, который запускается через несколько секунд после боя часов и начинается представление.

Achilles Langenbucher. Automat, sog. Triumphwagen mit Minerva. Um 1620. Kunstkammer Wien
Achilles Langenbucher. Automat, sog. Triumphwagen mit Minerva. Um 1620. Kunstkammer Wien

Колесница под мелодичную музыку едет вперед, запряженные кони словно скачут, поднимаясь и опускаясь, играющие на дудочках фавны и сидящая позади обезьянка крутятся, сама Минерва двигает глазами.

Образ богини Минервы как нельзя более актуален для подобных автоматов, так как Минерва является покровительницей науки и искусства, а механические автоматы конца XVI и особенно начала XVII века – яркий пример сочетания того и другого.

Это лишь некоторые из механических автоматов Венской Кунсткамеры, с остальными можно ознакомится на сайте онлайн-коллекции венского Музея истории искусств.

Дорогой читатель, я искренне благодарна Вам, что дочитали до конца эту статью. Если статья Вам понравилась, поддержите ее лайком и подписывайтесь на мой канал.

С уважением, искусствовед Екатерина Илюшкина!

Хобби
3,2 млн интересуются