Я был готов к русофобии, но не понравилось мне в картине совсем другое.
Здравствуйте, уважаемые читатели!
Нет, русофобия мне безусловно не нравится. Просто когда начинаешь смотреть польский фильм про военное противостояние Польши и СССР, вполне естественно ждёшь обеление польской армии и очернение армии советской в большей или меньшей степени.
Но обо всём по порядку.
Режиссёром картины выступил Ежи Гофман ( «Пан Володыёвский», «Потоп», «Знахарь», «Огнём и мечом»). Пилсудского сыграл Даниэль Ольбрыхский, у которого ролей очень много, но для меня он всё равно английский журналист Маклафлин из «Турецкого гамбита». Мне очень понравилась исполнительница главной роли Наташа Урбанска — играла прекрасно, и вообще женщина красивая. Из отечественных знаменитостей внезапно «засветился» Александр Домогаров — он играет не любящего большевиков сотника.
Сюжет таков:
приятные, но легкомысленные главные герой и героиня полюбили друг друга. Она — шансонетка, он — поэт-рaзгильдяй, они решили пожениться.
И всё было так хорошо, пока не появился Тухачевский.
Да не один, а с армией диких большевиков. Всех их отправили в Польшу злые Ленин и Троцкий, чтоб сделать мировую революцию. И вот главный герой уходит воевать, терпит множество невзгод. Потом уходит воевать и героиня. Всё это время Пилсудский старается спасти Польшу. И спасает! Итог: «Чудо на Висле», большевики посрамлены. Ленин решает строить коммунизм только в СССР. Герой и героиня счастливы.
В принципе, наблюдать за развитием событий интересно. Но проблема фильма «Варшавская битва 1920 года» в неравномерности его качества: качества съёмок, качества каста, качества сюжетных поворотов.
Батальные сцены сняты бесподобно — с размахом, динамично, страшно; сцены в павильонах — будто не из фильма 2011 года, а из телеспектакля начала семидесятых.
Пилсудский похож и убедителен, вполне достоин внимания Тухачевский (Александр Хошабаев), хотя ему экранного времени дали до смешного мало.
Ленин, Троцкий и Сталин — провал. Ну, сами гляньте на них:
Местный Ленин вообще такой добряк, что никак не «монтируется» с происходящим.
То же с сюжетом: нам неплохо рассказали о некоторых важных моментах битвы, вроде взлома шифров Красной Армии.
При этом есть бессмысленные, ни к чему не ведущие линии, вроде слабых «домoгательств» какого-то деда к героине. Дед был осмеян и наказан за свою наглость. И всё. Зачем он был нужен нам?
Но главное не это. В конце Пилсудский с грустной иронией говорит, мол, народ ему спасибо не скажет, а припишет победу помощи Свыше, назвав её «Чудом» и так далее. Но в фильме сделали акцент именно на религиозный порыв поляков, там даже католический батюшка их в атаку вёл один раз. Что этим хотел сказать режиссёр, не ясно.
Вообще было бы эпично, если б Пилсудского показали христианином, в то время, как Тухачевский молился бы Перуну (про увлечение Тухачевского язычеством писали некоторые его современники).
В общем, фильм «Варшавская битва 1920 года» достаточно интересен, хотя вместо манифеста польского народа мы получили мелодраму с крутыми боями.
Уважаемые читатели, благодарю вас за внимание!